Вознесенская церковь в Царицыне

Дата публикации или обновления 05.02.2016
  • Храмы Волгоградской области
  • Вознесенская церковь в Царицыне.

    По всей стране нашей разбросаны деревни и сёла Вознесенки, Вознесеновки, Вознесенские. Они названы по храмам, которые в свою очередь получили своё название в честь двунадесятого праздника Вознесения Господня. На сороковой день после Воскресения Спаситель вознёсся на небеса. Этот праздник начал отмечаться ещё в апостольские времена. Святой Иоанн Златоуст называет его важнейшим и великим, блаженный Августин — древнейшим и повсеместным. Естественно, и царицане радостно праздновали Вознесение Господне. Однако храм в честь этого праздника появился в городе довольно поздно.

    Зацарицынская часть нашего города долгое время не имела храмов, ее жители ходили молиться в Иоанно-Предтеченскую церковь. Но бурное промышленное и торговое развитие этой так называемой 2-ой части Царицына в XIX веке, рост населения потребовали возведения для зацарицынцев своей церкви. И тогда зажиточный купец II гильдии Иван Васильевич Калинин решил сделать православным людям подарок. Он выступил инициатором и благотворителем всего хода работ по возведению храма. 12 декабря 1864 года царицынский благочинный протоиерей Иоанн Росницкий освятил новую деревянную церквушку во 2-ой части Царицына.

    Вознесенский храм имел два придела: правый — Сретенский, и левый — Введенский. И.В. Калинин пишет обер-прокурору Святейшего Синода генерал-лейтенанту А.П. Ахматову: «К декабрю месяцу Господь помог мне привести построение храма к совершенному окончанию... К радости горожан Зацарицьшского форштадта [построен] придельный храм во имя Сретения Господня». Проект принадлежал саратовскому архитектору Р. Курбанову.

    Храм начинает жить своей обычной жизнью.

    Здесь происходят радостные и печальные события. В ночь на 19 марта 1872 года воры пытаются ограбить церковь.

    В 1873 году учитель Иван Духовников исполняет обязанности псаломщика в храме. Он вместе с настоятелем Поспеловым, исполняющим обязанности псаломщика Николаем Тумановым и церковным старостой Данилой Артемьевым в феврале 1874 года подписывает прошение городской Думе выделить храму место под строительство церковно-приходской школы, богадельни и прочих благотворительных заведений.

    Прошло совсем немного лет, число жителей Зацарицынского форштадта снова вырастает, и храм становится тесным. Да он был и пожароопасен, хотя его и обложили кирпичом. В 1883-1885 годах церковь расширяется с северной и южной сторон. По обычаям того времени, кирпичные стены возводят, не разрушая деревянного сруба. К храму пристраивают колокольню и трапезную, крышу покрывают железом.

    Красивая, тёплая и крепкая каменная церковь внутри отличалась большим благолепием. Она имела пять расположенных в ряд престолов. Все стены, потолки и колонны украшали сюжеты из священной истории. 2 ноября 1891 года на её колокольню поднимают лучший во всем Царицыне колокол весом в 500 пудов.

    Церкви принадлежали несколько домов: каменная сторожка с пристроенным к ней училищем, деревянный с железной крышей амбар для дров и погреб при нём, дома для двух священников и одного псаломщика (остальные члены причта жили на квартирах) и каменная добротная лавка для свечной торговли.

    В июле 1892 года преподаватель арифметики Саратовского епархиального женского училища Иван Протогенов перемещается на священническое место в данный храм. До 1894 года служит псаломщиком Василий Мраморное, а после его ухода пребывал псаломщиком, а затем и дьяконом Владимир Князевский. Позже он станет батюшкой, и мы ещё встретимся на страницах этой книги с о. Владимиром.

    На 1896 год при церкви числятся три священника и два дьякона, один из них — пожилой Примарев — вразумительно и ясно произносил ектинии и возгласы. Имелся здесь и очень хороший хор певчих. Особенно любили прихожане слушать пение Михаила Григорьевича Малова. Это был слепой от рождения человек плотного телосложения, высокого роста. Происходил он из крестьян Вольского уезда, родился и вырос в с. Вязовка. В 1894 году его возраст перевалил за сорок.

    Приходское попечительство открывается здесь 23 ноября 1880 года. С 18 октября 1887 года существовала церковно-приходская школа, в 1894 году в ней обучалось более 100 мальчиков. Работали в ней законоучителем дьякон Д. Космачёв, а учителем псаломщик В. Мегнусов.

    В 1902 году школой заведовал священник Пётр Фёдорович Строков, законоучителем был о. Иоанн Васильевич Никольский (преподававший и во 2-ом Царицынском женском приходском училище), здесь также работали дьякон Владимир Николаевич Князевский, псаломщики А. А. Розанов и В.П. Павильонов. На 1908 год служит здесь и некий священник Виктор. При храме существовала также и школа грамоты — небольшое здание на церковной земле.

    Вознесенская церковь отличалась от других царицынских храмов большим числом прихожан: в 1895 году к ней было приписано 8359 душ обоего пола, в том числе немало старообрядцев, с которыми по воскресным дням проводились собеседования. Летом 1909 года храм ещё более расширяется, о чём упоминает в своих заметках член Саратовской учёной архивной комиссии Б.В. Зайковский, критикуя такие методы расширения, когда храм обхватывается новым фундаментом и стенами, после чего внутреннюю старую церковь просто рушат.

    Расположение храма на бойком торговом месте — Зацарицынской площади (сейчас на этом месте находится Ворошиловский торговый центр) — способствовало активной миссионерской работе его священнослужителей.

    29 ноября 1910 года в Зацарицынской части создается Общество трезвости во имя святителя и чудотворца Николая, председателем которого становится священник Вознесенского храма Александр Строков. Его устав утверждается 26 ноября 1910 года епископом Гермогеном. Открытие общества горячо приветствовалось городским головой Остен-Сакеном.

    Почётными членами общества стали известные купцы и благотворители В.Ф. Лапшин, И. Рысин, А.А. Репников. В него вступает множество жителей Царицына самых разных сословий — всего в начальный этап существования в Обществе трезвости состояло 3293 человека.

    При обществе действовала рекомендательная комиссия для безработных трезвенников, трудоустроившая лишь в первый год существования более 20 человек. Для поддержки беднейших царицан возникает ссудно-сберегательное товарищество.

    При храме открывается женская богадельня, в которой имелась домовая Скорбященская церковь (в других источниках она упоминается как приписная церковь Всех Святых при богадельне). В отличающемся внутренним благолепием храме по воскресеньям проходили собеседования со староверами. Малолетние дети рабочих опекались в приюте «Ясли». Общество трезвости имело и свое производство — хлебопекарню с собственной конной службой развозки хлеба. Своей деятельностью общество святителя Николая охватывало не только труд, но и досуг горожан, устраивая летом пароходные прогулки за Волгу.

    На Пасху, Масленицу и Рождество собирались семейные чайные вечера с чтением и пением хора, давались благотворительные концерты. Выпускался и еженедельный дешевый журнал «Царицынский трезвенник» ценой в три копейки.

    Общество вело учебно-просветительскую работу в воскресной школе, обучая чтению и письму неграмотных. Занятия там проводил иеромонах Свято-Духова монастыря Илиодор. Так, 23 марта 1908 года он выступил в храме с проповедью о старых и новых порядках, необходимости покаяния и осудил бездуховность светского образования, экономическую несправедливость.

    С 1884 года в Вознесенской церкви служит псаломщик-дьякон Дмитрий Григорьевич Модестов, с 1893 года — псаломщик Василий Петрович Павильонов (с 1902 года он заведует свечным складом Царицына). Особенно славился своей миссионерской деятельностью священник Иоанн В. Никольский, который за короткий срок, как отмечал в своей книге А. Флегматов, вернул в православную церковь более ста заблудших душ.

    С 1902 года в штате храма три священника и два дьякона. В это время здесь трудятся иереи Иван Георгиевич Протогенов и Александр Петрович Строков. Последний в 1912 году получил сан протоиерея, стал депутатом от церкви в городской Думе, был царицынским благочинным.

    С 1903 года в Вознесенском храме служит иерей Виктор Андреевич Поляков (упоминается и на 1912 год), с 1904 года — дьякон Александр Прокопьевич Новопавловский, с 1907 года — псаломщик Фёдор Петрович Соколов, с 1908 года — псаломщик, а позже дьякон Александр Иванович Сюзюмский.

    С 1911 года настоятелем храма пребывал протоиерей Алексей Николаевич Лебедев. Хором в это время управлял П.М. Денежкин.

    С началом в 1914 году Первой мировой войны протоиерей Строков отслужил молебен о даровании победы русскому оружию в Обществе трезвости, после чего состоялся благотворительный концерт хора П.М. Денежкина. Многие священно- и церковнослужители церкви в те годы не получали казённого жалованья и жили на доброхотные подаяния прихожан. Священнику сумма пожертвований в год определялась обычно в 660 рублей, псаломщику — в 220 рублей.

    В храме часто проходили различного рода беседы со старообрядцами. Так, 19 декабря 1910 года священник Иоанн Никольский провёл беседу «о вечном пребывании в церкви Христовой трёхчинной иерахии».

    С приходом советской власти храм продержался несколько дольше других взорванных святынь. Его приход в голодные зиму и весну 1922 года жертвует на помощь голодающим более 7 миллионов рублей. Несмотря на это 14 апреля 1922 года комиссия по изъятию церковных ценностей при активном участии некоторых прихожан изымает в храме 37 фунтов серебра. Закрывают храм 21 апреля 1932 года.

    Архивные документы от 28 ноября 1936 года сообщают о разбирании здания «Вознесенской церкви на базаре».

    Церковно-приходская школа же сохранилась до наших дней, после войны в ней размещался трибунал.


    По материалам книги «Православие на волгоградской земле: храмы Царицына - Сталинграда - Волгограда». Иванов С.М., Супрун В.И. Издательство ВГИПК РО, Волгоград, 2003 г., с сокращениями и изменениями.

    В начало

    Православный интернет-магазин
     
    Rambler's Top100