Свято-Духов монастырь города Царицына

Дата публикации или обновления 10.02.2016
  • Храмы Волгоградской области

  • Страницы:   1   2   3

    Свято-Духов монастырь города Царицына -
    окончание.

    Вскоре Илиодор, почуяв себя в своей стихии, примыкает к обновленцам. По слухам, побывал он и в роли организатора колхозов, оставив селян без копейки. В начале мая 1922 года несколько сотен горожан слушают его последнюю проповедь. Когда он грубо обругал местных священников, верующие возмутились его ложью, и он едва успел удрать на пролетке под свист и улюлюканье. В мае 1922 года, осознав бесперспективность заигрываний с жестокой властью, Илиодор бежит из Царицына в неизвестном направлении и позже всплывает в Берлине, а затем в США, где работает швейцаром.

    Крестьяне из Николаевска, приглашённые Илиодором, образуют артель «Люди труда», остальная община формально самораспускается, но на деле существует, даже образуя хор (об этом говорят партийные документы 1931 года).

    Большая часть монастыря реквизируется большевиками ещё после революции в 1918 году. Какое-то время здесь располагается детский дом, но средств на ремонт и эксплуатацию здания не выделялось, и оно ветшало.

    В 1923 году обитель прикрыли, отдав здания комсомольской коммуне. Здесь по-прежнему располагался детский дом.

    Побывавший в Царицыне в мае 1925 года в составе делегации ленинградских рабочих Н. Маторин отмечал в своей книге, что дом почти не заселён и здание медленно разрушается.

    В 1929 году его собор отвели под читальню и кинотеатр на 400 мест с тремя туалетами и фойе.

    В 1931 году в корпусах размещается студенческое общежитие на 200 человек только что открытого пединститута.

    Но игумению Павлу не выгоняют, она ютится отдельно от других жителей.

    Общины же илиодоровцев в городе продолжают существовать.

    В 1931 году они со своим хором совершили паломничество в с. Городище к чудотворному источнику и иконе Параскевы Пятницы.

    С наступлением военного времени в обители заработали ремонтные мастерские. С приходом немцев в Сталинград многие жители прячутся от бомб в катакомбах монастыря, где их окормляет игумения Павла. Она учит людей молиться, переписывает с ними молитвы, скручивает из тряпочек свечи.

    В записке УНКВД «О положении в г. Сталинграде в период его частичной оккупации и после изгнания оккупантов» говорится: «Церкви, за исключением двух — одной на Дар-Горе и другой в центральной части города, в бывшем илиодоровском монастыре — не открывались». О служащих здесь в это нелёгкое время ничего не известно. Фашисты не трогают собравшихся в обители, и, уже переждав страшные бомбёжки, верующие расходятся отсюда, унося с собой иконы. Одна из икон Божией Матери, молитвослов, Псалтирь, молитвы на бумажных листах — всё это представлено сегодня в экспозиции музея-панорамы «Сталинградская битва».

    А в монастыре фашистами создаётся концлагерь.

    После войны в помещениях обители размещается 3-е отделение милиции Дзержинского района. А в 1950-х годах монастырь был передан войсковой части № 12670. Военные провели ревизию состояния конструктивных элементов здания по ул. Ладожской, 51, и обратились с просьбой Илиодоров монастырь разобрать, а на его месте построить новый дом. Руководство железнодорожного полка аргументировало свою просьбу тем, что здание пришло в ветхость, имеет неудовлетворительную планировку помещений, в нём нет вентиляционных каналов, деревянные конструкции поражены домовым грибком, под фундаментом находятся подземные ходы, назначение и конструкция которых неизвестны, что снижает прочность фундамента. Всё это делает нецелесообразными затраты на восстановление и реконструкцию здания. Военными вскоре сносятся полуразрушенные корпуса и храм. Вместо них на оставшемся фундаменте возводятся трёхэтажные здания.

    Сохранились до нашего времени лишь остатки кирпичной кладки цокольной части алтаря храма под новыми строениями и в подвале кладка восточной стены келий и церкви. Катакомбы были засыпаны строительным мусором.

    С открытием Волгоградской епархии в 1991 году и прибытием сюда архиепископа Германа (Тимофеева) начинается активная работа по возвращению обители Церкви. Передача занятой воинской частью территории Свято-Духова монастыря затягивалась. Владыка Герман писал письма, сам ездил в Министерство обороны, встречался с маршалом Советского Союза Язовым. Готовился приказ о передаче Свято-Духова монастыря епархии. Но после путча в августе 1991 года вопрос остался нерешённым. И до сих пор он решён лишь частично, хотя некоторые подвижки в этом вопросе всё же ощущаются.

    Сначала в Волгоградской епархии был один монах — сам владыка. Вторым монахом стал о. Савва (Кудинов), который начал поднимать Каменнобродский монастырь из руин. В братстве Свято-Духова монастыря в Волгограде принял постриг Владимир (Перевертайло).

    В открывшемся 4 ноября 1991 года духовном училище архиепископ Герман преподавал учащимся несколько предметов. В первом наборе духовного училища числилось около 30 человек. Они занимались сначала в классах гимназии, а через две недели перешли в подвал Казанского собора.

    Свято-Духов монастырь открывается в Волгограде 1 марта 1992 года. Вскоре сюда перемещается духовное училище. За десять лет училище заканчивает около 300 человек, более четверти из них приняли священнический сан. Прошедшая в 2001 году инспекторская проверка деятельности духовного училища, в которой участвовал председатель учебного комитета при Священном Синоде архиепископ Верейский Евгений (Решетников), отметила высокий уровень учебного процесса.

    22-26 сентября 1992 года в Волгограде широко праздновалось 600-летие кончины преподобного Сергия Радонежского, была проведена международная церковно-научная конференция «Преподобный Сергий Радонежский и современный православный университет».

    Создание Царицынского православного университета, в который влилось духовное училище, произошло по инициативе профессора А.И. Половинкина при поддержке волгоградской православной профессуры. В ноябре 1992 года архиепископ Герман подписал указ об открытии университета. Летом 1993 года начинается набор студентов на богословский факультет, осенью он распахивает свои двери в здании монастыря. 22 октября 1996 года патриарх Алексий II назначает владыку Германа ректором ЦПУ.

    Сейчас в помещениях обители размещаются также факультет церковного пения и педагогики (декан — протодиакон Сергий Колосков), огласительная школа и Центр православной семьи «Афон» под окормлением иеромонаха Владимира (Перевертайло). Благочинный здесь иеромонах Варсонофий (Лаври-щев). В монастыре действует телефон доверия, оказавший помощь тысячам горожан в решении их проблем. Православная видеоаудиостудия «Днесь» снимает свои собственные фильмы, делает записи духовной музыки. В монастыре находится канцелярия Волгоградской епархии, проживает сам владыка Герман.

    О смелых инициативах архиепископа Германа писал Сергей Филатов в московском журнале «Дружба народов» (1999, № 8, с. 126-127): «Архиепископ Герман — редкий пример православного владыки, предпринимающего энергичные попытки сделать Церковь серьезным фактором всех сфер жизни общества». Автор статьи отмечает сложности межконфессионального взаимодействия в крае, обращает внимание на то, что у владыки сохраняются корректные отношения с представителями иных конфессий. Статья завершается оптимистически: «Я привел примеры здорового возрождения православной жизни в Поволжье, связанные с доброй волей архиереев и получившие достойный отклик у верующих».

    25 февраля 2000 года указом святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия II под № 586 за усердное служение Церкви Божией архиепископ Герман был возведён в сан митрополита. Так наша епархия впервые в своей истории обрела статус митрополии.

    Центром её духовной и общественной жизни по-прежнему остаётся Свято-Духов мужской монастырь.



    По материалам книги «Православие на волгоградской земле: храмы Царицына - Сталинграда - Волгограда». Иванов С.М., Супрун В.И. Издательство ВГИПК РО, Волгоград, 2003 г., с сокращениями и изменениями.
    В начало

     
    Rambler's Top100