Рождество-Богородицкая церковь в Царицыне
Рождество-Богородицкая церковь в Царицыне.
Двунадесятый праздник Рождества Пресвятой Богородицы отмечается 8/21 сентября. Считается, что первый Богородицкий храм соорудила ещё византийская императрица Елена. В пятом веке константинопольский епископ Анатолий написал стихиры на день Рождества Богородицы, которые поются в православных храмах и поныне. В России всегда высоко почитался этот день, в честь него строились обители и храмы. Ещё в 1106 году в Новгороде основывается монастырь с этим именем.
В Царицыне на углу Каширской и Елецкой улиц (примерно там, где сейчас находится магазин «Спорттовары» на улице Циолковского) в память о спасении в апреле 1866 года императора Александра II от покушения Каракозова в 70-80-е годы XIX века была построена каменная часовня. Вообще же пожертвования от частных лиц на строительство храма Рождества Пресвятой Богородицы стали поступать с 1868 года. Как писал местный протоиерей Андрей Флегматов, часовня сооружается на средства известного царицынского купца Калинина. Позже ее переделали в храм, освятив как Рождество-Богородицкую церковь в 1899 году (по другим данным, 30 июля 1888 года).
Она представляла собой каменное здание в шесть окон с северной и южной стороны, над алтарём находились купол и крест. Вид у неё был довольно бедный, на стенах не имелось живописи, на иконостасе — украшений. Эта церковь приписывается к Балашовскому Покровскому женскому монастырю, на средства которого и осуществлялось переоборудование. К теплому однопрестольному строению церкви примыкала деревянная колокольня. Принадлежали храму и другие постройки: каменный двухэтажный корпус, крытый железом, и два деревянных крытых тёсом флигеля.
К церкви прирезали довольно много усадебной земли — целых 1300 квадратных сажен.
По поводу земли даже возник спор за место рядом с монастырём, и приезжавший в Царицын в 1894 году епископ Саратовский и Царицынский Николай (Налимов) даже давал советы, как этот спор разрешить.
Церковно-приходской школы не имелось.
Игуменья царицынского подворья Покровского монастыря Мария написала множество выразительных икон для домовой Александро-Невской церкви при мужской гимназии.
В 1899 или 1900 году здесь начал служить один из известных царицынских священников о. Иоанн Дмитриевич Райский. Он родился в семье псаломщика и рано лишился родителей.
В 1890 году Ваня закончил семинарию и уехал священником в сельский приход. Потом о. Иоанн попал в Царицынский женский монастырь (подворье Балашовского монастыря) и остался здесь до конца своей жизни. Иерей активно включается в жизнь города, его избирают секретарем местного отделения Братства Святого Креста.
Летом 1917 года о. Иоанн поехал с дочерью Екатериной — героиней войны — в Кисловодск на воды. Но ему вдруг стало плохо, и 15 июля батюшка скончался. Его хотели похоронить в Кисловодске, но царицане собрали деньги и перевезли тело иерея в свои город. 26 июля духовенство и прихожане проводили о Иоанна в последний путь. Статью о нём поместил в «Саратовских епархиальных ведомостях» священник Н. Руссов.
С 1900 года вторым священником здесь служит Алексей Фёдорович Мирандов, получавший содержание из средств обители в размере 600 рублей в год и 300 рублей квартирных.
24 декабря 1923 года состоялось секретное заседание президиума Царицынского губисполкома, на котором рассмотрели вопрос о закрытии церкви (бывшего женского монастыря) В протоколе говорилось, что храм расположен в черте 32-го отделения гаубичной батареи N-ской стрелковой дивизии и тем самым «разлагающе действует на контингент батареи. При этом в батарее отсутствует помещение для культурно-просветительских целей .Эта церковь расположена неподалёку от Вознесенской,—говорили оолыневики, — и ее закрытие не возбудит верующих».
На основании циркуляров наркомюста от 3 января 1919 года и НКВД от 28 февраля 1919 года решено церковь за Царицей закрыть.
По воспоминаниям жителей города, в здании монастыря на углу улицы Огарёва долгое время находился клуб или кинотеатр. Его снесли только в 60-е годы прошлого века.
Во время ремонтных работ в 2002 году в этих местах при рытье траншеи обнаружили фундамент обители.
По материалам книги «Православие на волгоградской земле: храмы Царицына - Сталинграда - Волгограда». Иванов С.М., Супрун В.И. Издательство ВГИПК РО, Волгоград, 2003 г., с сокращениями и изменениями.