Покровская церковь в Царицыне

Дата публикации или обновления 05.02.2021
  • Храмы Волгоградской области
  • Успенская церковь в Царицыне.

    Из Византии пришёл на Русь праздник Покрова Пресвятой Богородицы, установленный в честь события, происшедшего в Константинополе в середине X века. Город тогда находился в окружении напавших врагов. Юродивый Андрей с учеником Епифанием, стоя на всенощном бдении во Влахернском храме, увидели в воздухе Божию Матерь с сонмом святых. Она распростёрла над христианами свой омофор — защитный покров.

    На следующий день константинопольцы отбили все атаки. Произошло это 1/14 октября, и с тех пор православные отмечают это день, ощущая ежечасно и ежеминутно защиту Богородицы. На Руси в эти дни подводили итог сбору урожая, поэтому праздник Покрова совпал с народными традициями и обычаями. Особенно полюбили Покров донские казаки, отмечавшие его как казачий праздник. В разных местах Русской земли засияли своими куполами Покровские храмы.

    Первая деревянная Покровская церковь появилась в нашем городе, вероятно, ещё на рубеже XVII — XVIII веков.

    Известно, что храм с таким названием в 1708 году ставится в так называемой Солдатской слободе. На 1709 год в нём служат священник Сергий Яковлев (умерший в ноябре 1711 года) и дьякон Мартын (вероятно, Иванов). В 1720 году здесь же мы находим священников Мартына Иванова, Алексея Фёдорова, дьякона Марка Иванова и псаломщика Андрея Иванова (в другом документе Фёдорова). Последний находится при храме с 1716 года, а в 1720 году посвящается в дьячки, но тут же переводится в Воскресенскую соборную церковь.

    Известно, что в 1719 году церковным старостой Покровской церкви избирается Потап Давыдов, а в 1721 году появляется староста для свечной продажи. Укажем примерные сборы храма в начале XVIII века: за 1719 год — 18 руб. 16 алтын 1 деньга, за 1720 год — 15 руб. 19 алт. 5 денег. А израсходовано за эти годы 14 руб. 23 алт. 4 деньги (в т.ч. на покупку церковной утвари в Астрахани — 5 руб.).

    Во время пожара 1758 года церковь сгорает и на её месте возводится новая. Она была закончена 14 апреля 1760 года, а освящена в следующем году. Этот храм отмечен на плане Царицынской крепости, выполненном Петром Иноходцевым. Рядом с ним находился Покровский бастион.

    Новый каменный храм возводится в 1826 году на средства царицынского купца Алексея Бабаева. Он располагался в конце улицы Астраханской (ныне угол улицы Советской и Аллеи Героев). Во время проводки по Советской улице теплотрассы здесь обнаружили фундамент и стены Покровского храма.

    Эта церковь стала известна своим благотворительным попечением о нуждающихся. Еще в середине XIX века за счет частных подаяний при ней устраивается богадельня для престарелых. Правда, каменных зданий тогда строилось в городе немного, и богадельня располагалась в нескольких небольших деревянных избах. В 1855 году в Покровской церкви служил иерей Стефан Смиреномудрский. В апреле 1866 года здесь разрешается устроить два новых иконостаса (вместо обветшавших в приделах) на средства вдовствующей купчихи второй гильдии Екатерины Ивановны Бабаевой, судя по всему, жены строителя храма Алексея Бабаева.

    В 1871 году купеческий сын А. Извозчиков и церковный староста И.П. Критский жертвуют на устройство нового иконостаса по 300 рублей, а годом позже купец Александр Изнощиков даёт на поправку храма 400 рублей.

    В июне 1873 года приходит разрешение на перемену крестов колокольни и храма. Они делаются из кованого железа с позолотою на «марданте». В фальшивых окнах колокольни пишут три иконы: Покрова Пресвятой Богородицы, Воскресения Христова и Вознесения Христова. Устраивается свечной ящик, и ремонтируется сторожка. Всего на капитальные исправления тратится до 2500 рублей пожертвований.

    В 1874 году происходит и убыток: пропадает серебряный с позолотой крест весом почти в 600 грамм.

    На 1875 год попечительство храма состояло из 17 членов, председательствовал купец Дмитрий Вонифатьевич Суходаев, в состав попечительства входили священник Арсений Соколов, староста Константин Богданов. Духовенство Покровской церкви было очень активно, в марте 1873 года этот храм первым подал в городскую Думу ходатайство об отводе земли под строительство домов для духовенства, приходской школы и богадельни. Неудивительно, что священник Арсений Соколов награждается набедренником.

    Церковь постепенно растет — в 1881-1882 годах при помощи ктитора Михаила Деревенскова появляются приделы: правый — во имя преподобного Сергия Радонежского Чудотворца, и левый — во имя трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Все престолы находились в одном ряду.

    Расширяется и круг церковных забот: 12 мая 1891 года производится закладка детского приюта для девочек — обширного каменного здания в три этажа (имя благотворителя неизвестно). Средства для строительства нашел священник Арсений Соколов. Кроме него, учредителями выступили купец Пётр Щетинкин и мещанин Михаил Деревенсков, а попечительницей - жена коллежского ассесора Е.Я. Подъяпольская. Здание сооружается в конце 1892 года, приют открыт в январе 1893 года. Когда под него расчищалось место, оказалось, что ранее там располагалось старое царицынское кладбище (было найдено множество истлевших гробов и останков). Здание приюта со стороны Волги закрывало вид на храм.

    Известный царицынский купец А.А. Репников сам ходил на уроки в церковно-приходские школы для отбора способных учеников. В 1891 году он присутствовал на экзамене и отметил отличные знания Дмитрия Жолобова. Купец оплатил ему обучение в реальном училище. Дмитрий закончил училище с отличием и стал учителем в Покровской церковно-приходской школе, а позже школьным надзирателем.

    В 1892 году образуется Царицынское попечительство о бесприютных детях и сиротского для девочек приюта. Благодаря его работе в 1895 году приют содержит 75 девочек, из них 48 обучается по программе церковно-приходской школы, а также рукоделию. Девочки в синих с белым передниках пели на многих городских праздниках. В 1901 году воспитанниц насчитывается уже более 100. Поведение учениц в источниках отмечается как «безукоризненное».

    В 1894 году в церковной сторожке открывают церковно-приходскую школу, где обучалось до 100 мальчиков и девочек. Законоучителем в школе был о. Арсений Соколов, а учительствовал псаломщик. Занятия проходили также на квартире у дьякона. Принадлежали церкви дома причта с церковной сторожкой, усадебная земля размером 200 квадратных сажен под постройками и двором. Причт состоял из 1 священника, жившего в каменном доме напротив храма, 1 дьякона и 1 псаломщика-дьякона.

    В храме во второй половине XIX и начале XX века служат: с 1865 года священник Димитрий Златоглавов и причетник Григорий Богоявленский, исключённый из Саратовской семинарии, в 1875 году старостой был купец Иван Критский, с 1884 года служит псаломщик и дьякон Дмитрий Григорьевич Модестов, с 1905 года к службе приступил священник Александр Георгиевич Лебедев, с 1905 по 1908 годы здесь работает дьякон Александр Александрович Благовидов, с 1908 года — священник Иван Георгиевич Протогенов и дьякон Дмитрий Михайлович Кузнецов, в 1912 году псаломщиком сюда назначается Александр Алексеевич Златорунский.

    Иногда участвовал в богослужениях и скандальный иеромонах Илиодор, например служивший литургию 30 марта 1908 года. После неё в проповеди он осудил пороки власти, говорил о первоначальном заблуждении апостолов, ждавших от Христа величия земного царя.

    В 1912 году к Покровской церкви относилось 1083 прихожанина, а также был приписан 21 сектант. Священник по-прежнему окормлял церковно-приходскую школу и одно городское училище.

    Борьба с верой не обошла стороной и Покровский храм. Несмотря на помощь голодающим в 1922 году (храм собрал около 400 тысяч рублей), большевики стараются закрыть церковь и приход. 20 марта 1923 года священник Покровской церкви Александр Александрович Благовидов становится уполномоченным обновленческого Высшего церковного управления по Царицынской епархии, сменив протоиерея Петра Добринского, чем-то неугодившего митрополиту Антонину (Грановскому).

    Пытаясь удержать церковь от закрытия, обновленцы, которым в это время принадлежал храм, вешают рядом с иконой Христа Спасителя портрет Сталина и лозунг «Обновленчество есть форма коллективизации народного духа на началах религии». Но все ухищрения раскольников, пытающихся подпевать большевикам, оказались тщетны. 30 января 1930 года на пивоваренном заводе «Новая Русь» состоялось собрание работниц.

    Из протокола: «Слушали вопрос о закрытии Покровской церкви. Выступает рабочий: «Меня просили инвалиды гражданской войны передать рабочим, чтобы закрыть дом дурмана. В красном промышленном Сталинграде не должно быть церквей». Постановили: Покровскую церковь, как мешающую работе культурных организаций, закрыть немедленно».

    В декабре 1931 года принимается решение о том, чтобы сдать в контору «Металлолом» металлическую церковную ограду.

    Закрывается храм 2 (или 17) апреля 1932 года.


    По материалам книги «Православие на волгоградской земле: храмы Царицына - Сталинграда - Волгограда». Иванов С.М., Супрун В.И. Издательство ВГИПК РО, Волгоград, 2003 г., с сокращениями и изменениями.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос