Крестовоздвиженская церковь в Царицыне

Дата публикации или обновления 05.02.2016
  • Храмы Волгоградской области
  • Крестовоздвиженская церковь в Царицыне.

    Праздник Воздвижения Креста Господня входит в число двунадесятых праздников, он отмечается 14/27 сентября. Этот праздник устанавливается в память обретения царицей Еленой в Иерусалиме Креста, на котором был распят Иисус Христос, поднятого (воздвигнутого) ею на поклонение.

    В народе этот день называется Вздвиженье или Здвиженьем, с ним связаны многие обычаи и традиции. В.И. Даль записывает в своём словаре: «Вздвиженье кафтан сдвигает, а шубу надвигает. Хлеб с поля сдвинулся. Птица в отлёт двинулась». В память об этом празднике многие церкви в русских городах и сёлах именуются Крестовоздвиженскими.

    В конце XIX века появился такой храм и в Царицыне. Его заложили на Сенной площади Царицына. Место под церковь епископ Николай осматривал ещё в 1894 году. Сохранился закладной камень здания, на котором записано: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, основана сия церковь в честь и память Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Господня при державе благочестивейшаго государя нашего императора Александра III Александровича при святительстве же преосвященнейшаго Николая, епископа Саратовскаго и Царицынскаго, в лето от сотворения мира 7402, от Рождества же по плоти Бога Слова 1894, месяца августа в 28-й день». Первоначально это была деревянная церковь, которую в 1905 году перестроили в каменную. Отмечается, что при этом прежний деревянный храм не сносили, а возвели каменный над ним.

    В 1901 году на церковном участке строится одноэтажный каменный дом, в котором и размещались крестильня, просфорня, проходили спевки хора, проживали священник и служитель храма. Фундамент храма имел форму креста и располагался там, где сейчас находятся бассейн детского реабилитационного центра, школа № 130 и пустырь. Здание относится к 1903 году, строил его Александр Михайлович Шлыков. Проект церкви принадлежал профессору Петербургской академии художеств Д.И. Гримму. Контроль за строительством осуществлял губернский архитектор Ю. Терликов.

    В 1907 году старостой в церковь назначается сын купца Михаил Шлыков.

    К храму в 1912 году было приписано 2183 прихожанина, 5 старообрядцев, при нём имелась церковно-приходская школа. Служили здесь, по неподтверждённым данным, о. Алексей Фёдорович Мирандов и о. Дмитрий Славин. Первый из них состоял ещё и законоучителем в начальных 7-ом мужском и в 6-ом женском училищах.

    После революции богослужения не прекратились. Священники не забывали о людях и, чем могли, помогали нуждающимся в губительные годы голода. Так, 18 февраля 1922 года на собрании прихожан (в основном, пожилых) протоиерей Николай Строков просит их употребить деньги, отложенные на смерть и похороны, в пользу голодающих. Через несколько дней, уже на общегородском собрании духовенства, он же призывает к помощи всем терпящим нужду, особенно детям.

    Настоятель храма протоиерей Василий Мраморнов предложил организовать как одноразовый сбор средств путём подписки, так и ежемесячный—в сумме 50-100 тысяч рублей с каждого священника. Кроме кружечных сборов в церкви, прихожане жертвовали и по подписным листам. Но когда священник Беляев предложил вообще сократить хоры и не отапливать церковь, а сэкономленные деньги перечислять на борьбу с голодом, прихожане выступили против.

    Интересен тот факт, что уже в 1923 году в храме числятся другие служащие - сорокалетний священник Попов Смарагд Михайлович и 46-летний псаломщик Лепидов Константин Иванович, живший при церкви. Вероятно, такая частая смена кадров была вызвана постоянным давлением властей, что мог выдержать не каждый.

    В 1924 году в храме служат священник Племянников, дьякон Шевцов. Они сопротивляются обновленцам, за что на них строчатся доносы в официальные органы.

    Когда управление Крестовоздвиженским храмом, как и почти всеми остальными, попадает в руки обновленцев, и он становится кафедральным для обновленческих архиереев, часть причта отказывается продолжать служить здесь и призывает всех верующих вернуться под омофор законного патриарха Тихона.

    Известно, что за свою верность церкви был награждён двойным орарем (деталь одеяния дьякона) протодьякон Тимофей Акимов. Он долгое время руководил левым хором, а ещё один служитель — Перегудов — правым хором в храме.

    Докатились волны поругания и богохульства и до этого храма. В декабре 1931 года принимается решение об изъятии металлической ограды, расположенной вокруг церкви.

    В 1932 году храм находится в руках обновленцев, а затем временно закрывается.

    В 1935 году (по другим данным, в конце 20-х годов) взрывают его гордость — колокольню. Битый кирпич долгое время не убирается, верующие и даже обновленческий митрополит Нижне-Волжского края обращаются во все инстанции по вопросу уборки щебня.

    В 1937-1938 годах хором управлял Николай Ефимович Жарков. Примечательно, что супругой настоятеля о. Василия Мраморнова являлась матушка Валентина (в девичестве Минина), сестра одного из царицынских революционеров. Старожилы вспоминают их семью как очень интеллигентную. Дома у служителей храма постоянно проживали монахини из разгромленных монастырей, сироты расстрелянных священников.

    Но, несмотря на все гонения, по архивным данным, службы идут и в 1936 году (на 28 ноября 1936 года церковь ещё действует).

    В 1937 году чекисты арестовали протодьякона Тимофея Акимова, получившего 7 лет лагерей по 58-й статье. 7 августа 1938 года президиум Сталинградского облисполкома постановил закрыть храм. Это решение венчало семимесячную тяжбу по делу «О закрытии Крестовоздвиженской церкви и передаче её в собственность медицинского института». В архивах сохранилось дело так называемой культовой комиссии облисполкома № 8 «О закрытии Крестовоздвиженской церкви в городе Сталинграде». Оно было начато 2 июня 1938 года, а закончено 27 августа.

    Здание решили передать мединституту, новое здание которого предполагали построить в этом квартале. Тем временем в храме разместили гараж, вспомогательные мастерские и другие подсобные службы вуза. Некоторое время в храме располагалось так называемое моцерационное помещение для трупов.

    Дом причта отошёл в распоряжение райжилотдела для организации в нём райвоенкомата.

    В годы Сталинградской битвы церковь повреждается и при восстановлении города в 1947 году разбирается окончательно. Власти боялись, что архиепископ Астраханский и Сталинградский Филипп (Ставицкий) потребует отдать здание храма для ремонта и последующего открытия. Архиепископ Филипп обратился к властям с просьбой именно с этой церкви начать восстановление городских храмов, потому что она была расположена в удобном месте, достаточно хорошо сохранилась.

    В 1947 году на месте церкви построили бассейн. Повторилась история храма Христа Спасителя в Москве, только, разумеется, в меньших масштабах.

    Дом причта сохранился чудом. Получивший незначительные повреждения, он ремонтируется в июле-августе 1943 года, и уже в сентябре в нём открывается временная школа. Здесь на пилястрах ещё видны изображения андреевских стягов. В этом здании в разные годы размещались различные конторы: семенная станция, суд, жилищно-коммунальный отдел, плодоовощная контора, а в недавнее время уже коммерческие фирмы.

    Впервые вопрос о возвращении этого здания приходу ставится в 1995 году.

    В 1999 году власти вернули верующим одну из комнат в доме, где начались богослужения, а осенью 2000 года депутаты Волгоградского городского совета передают сохранившийся дом причта Крестовоздвиженскому приходу полностью.

    Большую помощь оказывает глава администрации Ворошиловского района А.Н. Гребенников.

    Здесь начинается полноценная приходская жизнь — открывается воскресная школа, собирается община. Настоятелем Крестовоздвиженской церкви является священник Игорь Боев. Среди прихожан есть те, кто был крещён в этом храме до войны.

    На старом месте церковь восстановить трудно, но рядом с причетным домом расположен пустырь, на котором можно построить храм. Но власти запланировали там строительство элитного высотного дома. Здание причтового дома является памятником архитектуры, его нельзя перестраивать. Без строительства нового храма полноценное богослужение совершать невозможно.


    По материалам книги «Православие на волгоградской земле: храмы Царицына - Сталинграда - Волгограда». Иванов С.М., Супрун В.И. Издательство ВГИПК РО, Волгоград, 2003 г., с сокращениями и изменениями.

    В начало

     
    Rambler's Top100