Иоанно-Предтеченская церковь в Царицыне

Дата публикации или обновления 02.02.2015
  • Храмы Волгоградской области
  • Иоанно-Предтеченская церковь в Царицыне.

    История Иоанно-Предтеченской церкви неразрывно связана с прошлым нашего города, с жизнью царицан, с событиями, происходившими на волжских берегах в течение, по крайней мере, трёх с половиной веков. Имеется немало неясностей со временем возникновения храма, с его освящением, с первыми годами существования церкви.

    Русская православная церковь с большим почтением относится к памяти пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, в церковном календаре его имя упоминается семь раз. Поэтому неудивительно, что во многих русских городах строились храмы, посвященные памяти Иоанна Предтечи. Такая церковь появилась и в Царицыне.

    До революции в некоторых книгах регулярно повторялось предание о том, что деревянный храм на откосе, где Царица впадает в Волгу, построил ещё Иван Грозный в честь соименного святого во время похода на Астрахань. В документах никаких сведений об этом не сохранилось.

    Вторым устойчивым преданием из царицынской старины является упоминание о том, что церковь строилась на месте дворца Батыя. Снова же никаких следов этого дворца не обнаружено. Возможно, жизненности этого предания способствовал факт использования при перестройке храма кирпичей из золотоордынских развалин, но и там вряд ли стоял дворец Батыя, так как столица Сарай-Бату находилась далеко к югу (сейчас на её месте стоит село Селитряное Астраханской области).

    Церковь Иоанна Предтечи тесно связана с развитием монастырской жизни Царицына. В грамоте государю от 1653 года донские казаки упоминают городской Богородичный монастырь, посвященный Владимирской иконе Сретения Богоматери, в который они ходили на богомолье. Во второй половине XVII века он упраздняется из-за тесноты, и, видимо, на его базе в 60-х годах возникает женский Иоанно-Предтеченский монастырь, строителем которого с сентября 1652 года по апрель 1658 года числится старец Макарий. Возможно, в его правление и была построена в монастыре красивая церковь.

    Чаще в источниках время основания Иоанно-Предтеченского храма относят к 1664 году. Саратовский исследователь XIX века С. Щеглов считает, что это произошло в 1665 году. Он обнаружил запись в клировой ведомости, в которой указано, что в Царицыне был Предтеченский девичий монастырь с деревянными кельями для монашек.

    В этой обители молились казаки Степана Разина после возвращения из Персидского похода в октябре 1669 года. После захвата ими крепости в 1670 году церковь продолжала исправно действовать, а некоторые лица духовного звания даже поддерживали восставших.

    Время упразднения монастыря неизвестно. В 1694 году он ещё существовал, царицынский протоиерей Илья пожертвовал в него Четьи-Минеи. В Иоанно-Предтеченском храме тогда служили один священник, один дьякон, два дьячка и один пономарь.

    Следующее упоминание о нём относится к 1700 году. По грамоте митрополита астраханского и терского Сампсона воевода Протопопов тогда начал строить каменную церковь взамен ветхой деревянной, стоявшей в девичьем монастыре. Строительство завершается в 1704 году, а храм был освящён, по мнению некоторых краеведов, в день рождения Ивана Грозного на помин его души. Как известно, царь родился 25 августа 1530 года. Самым близким днём памяти Иоанна Крестителя к этой дате является 29 августа/ 11 сентября — Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Но храм мог быть освящён и в другой памятный день, о которых мы упомянули в начале этой главы.

    В честь праздника освящения храма Предтеченскому монастырю была выдана дарственная «безоброчно на сенные покосы в количестве 30 копен на Сарпинском острове, а также для сбора дров на свои нужды». Заодно воевода Афанасий Турчанинов разрешил разобрать «для домашних обиходов» стоящую в речке Царице на просушке старую ладью, уже непригодную для плавания.

    Царицынский комендант полковник Василий Чистяков на запрос сената 20 декабря 1761 года отвечает, что церковь «четвёртая во имя Иоанна Предтечи каменная поставлена в 1704 году июня 13 дня». В таком случае освящение храма могло произойти спустя 11 дней, в праздник Рождества Иоанна Предтечи. Впрочем, из истории известно, что между окончанием строительства церкви и её освящением проходит зачастую длительное время.

    Здание строилось из татарского кирпича, что и стало основой легенды о Батыевом дворце. Царицынский гарнизон в летнее время отправлял 100 стрельцов с возами для добычи кирпича в золотоордынских городах, а с Водянского городища около Дубовки в то время за лето вывозилось около 500 возов кирпича.

    В октябре 1704 года в церкви Иоанна Предтечи священствовал Кондрат Иларионов, примерно с 1708 года священником в монастыре служил Егор Алексеев (вероятно, недолго, так как в тот же год сюда посвящается в иереи дьякон Дмитрий). На 1712 год дьяконом числится Савелий Климентьев (также посвященный из дьячков в 1708 году). В марте 1720 года дьякон Савелий (его ещё называют Савва) переходит в соборную церковь, а на его место назначают Никиту Никифорова.

    В 1718 году по государеву указу и архиерейскому распоряжению (астраханским епископом в ту пору был Иоаким) при девичьем Предтеченском монастыре организуется частная школа, в которой проходили обучение юные царицане. Здесь у попа Захария Иванова (он через 4 года станет управителем Царицынского духовного приказа) обучалось 27 (по другим данным — 17) учеников. Тогда здесь числится игумения Анисья, уехавшая в Астрахань.

    Вместо нее монахиня Анна с сестрами просят архиерея утвердить избранную ими монахиню Евфимию Константинову. В сентябре 1720 года здесь упоминается о. Захарий.

    В 1725 году девичий монастырь еще существует, сюда назначается новая игуменья.

    Следующая страница истории храма связана с посещением его царём Петром Первым 16 июня 1695 года по пути в Азовский поход против турок. Двигавшийся по Переволоке к Дону Петр распорядился освятить новые паныпинскую и качалинскую церкви без сношения с митрополитом Астраханским Сампсоном, которому подчинялись наши земли в духовном отношении. Но царицынский архимандрит Антоний, получив этот приказ, «учинился силен и не поехал освящать церкви, так что пришлось взять его силой».

    Воевода Голицын, скрыв факт отказа архимандрита от приказа царя, просил митрополита не наказывать ослушника строго, на что тот дал согласие и ответил, что впредь Антоний не будет упорствовать. Построение и освящение двух церквей значительно увеличило миссионерскую деятельность православия на Дону.

    По преданию, в июне 1722 года Пётр I с женой Екатериной Алексеевной снова посетил храм по пути на войну с Персией, а в ноябре того же года звонница храма извещает о возвращении государя из похода. В это время, по мнению А.В. Материкина и В.В. Серебряной, приказом Петра к церкви пристраивают придел во имя апостолов Петра и Павла.

    В церкви хранился напрестольный крест с мощами Петра и Павла и надписью, на которой указаны имена святых апостолов и дата: «7203 год». С. Щеглов предполагает, что святыня сделана в 1689 году, хотя правильно следует отнести её к 1694 или 1695 году. В Иоанно-Предтеченской церкви имелась и икона Благовещения Пресвятой Богородицы «в створках» (вероятно, походный образ). На иконе тогда обнаружили подписи художников из Казани — Евграфа, Василия и Иоанна — с нечеткой датой.

    Находящаяся в церкви икона Иверской Богородицы пишется в 1665 году, того же года и Смоленская икона Божией Матери. К числу ценных вещей относились четыре Евангелия, отпечатанные соответственно в 1677, 1685, 1697, 1698 годах.

    В трапезной храма также располагался весьма малый придел в честь Корсунской иконы Богородицы, освящённый астраханским епископом Никифором в 1789 году. По имеющимся данным, его строительство завершилось в 1764 году, через сто лет после сооружения храма (по другим данным, в 1787 году). Иконостас придела в середине XIX века имел два яруса.

    Реформа, предпринятая Петром в духовных делах, сильно задела и положение царицынских монастырей и храмов. Штат средней церкви тогда состоял лишь из священника, дьячка и пономаря. К концу XVII века Иоанно-Предтеченский монастырь беднеет, его игуменья и сестры довольствуются скудным жалованьем и подаянием.

    Тем не менее, он действует до середины XVIII века. В1739 году в нем пребывали: игуменья — 1, монахинь — 12, а из белых священно- и церковнослужителей: священник — 1, дьякон — 1, пономарь — 1.

    К монастырю приписывается 52 приходских двора. По причине скудного содержания от казны епископ Астраханский и Ставропольский Илларион в 1741 году предлагает закрыть монастырь. Но событие это происходит лишь в 1755 году (по другим данным, в 1747 году). Часть монахинь переезжает в Астраханский Благовещенский монастырь, пожилые и больные доживают свои последние дни в Царицыне.

    Первая половина XIX века оказалась для церкви тяжелой. Прихожан у храма было мало, доходов почти никаких.

    В начале 40-х годов XIX века здесь служат иерей Роман Разумовский, дьякон Андрей Лопухин, дьячок Иван Михайлов и пономарь Павел Зорин. Царицынский благочинный Пётр Лугарев в 1843 году помогает им с ремонтом, найдя благотворителей для покрытия купола и здания железной крышей и побелки стен.

    В том же 1843 году при посещении города епископом Саратовским и Царицынским Иаковом (Вечерковым) отмечалось, что по причине малочисленности прихода и бедности духовенства штат Иоанно-Предтеченского храма отнесен к соборной Успенской церкви. Богадельня при храме, содержавшаяся за счет частных пожертвований, также находилась в плачевном состоянии, представляя собой несколько небольших изб.

    Сохранилось описание иконостаса церкви, сделанное в 1852 году царицынским благочинным протоиереем Петром Лугарёвым. Он отмечает, что иконостас был пятиярусным, деревянным, выкрашенным голубой краской, «колонны покрашены краскою наподобие золота». На царских вратах в шести овальных рамочках имелись изображения Благовещенья и четырёх евангелистов. Над вратами в полукруге располагалась икона Тайной вечери.

    Далее благочинный пишет: «По краям царских врат прикреплены две маленькие иконочки Спасителя и Божией Матери, мерою в одну четверть» (18 см — Авт.).

    Во второй половине века положение Иоанно-Предтеченского храма несколько выправляется. Известно, что тогда церковь имела более 150 богато украшенных серебром и позолотой икон, на колокольне били 8 колоколов, некоторые весом более полутонны.

    Однако наиболее уникальное достояние храма обнаруживается и описывается лишь в 1871 году журналистом, отставным военным А.П. Раевским: это 8 изображений сивилл — древних пророчиц. Подробнее о них мы расскажем в следующей главе. Журналист пишет в своих записках: «В храме множество икон древнейшего византийского письма, украшенных ризами старинной чеканки...».

    В 1856 году дьячком в храме служил Александр Колпиков. В июле в 1-ой части Царицына случился пожар, многие дома сильно от него пострадали. С 1861 до 1866 года обязанности увещевателя в присутственных местах исполнял священник Иоанно-Предтеченской церкви Иоанн Поспелов. 26 марта 1883 года в его доме во 2-ой части Царицына откроется бесплатная лечебница, позже поддержанная и городскими властями, израсходовавшими на неё в 1884 году сумму в 2142 рублей.

    В конце 1873 года мещанин Д. Найдёнов дарит храму хоругвей на 90 рублей. А в начале 1874 года церковный староста Климент Иванович Петров просит городскую Думу отвести храму место для постройки домов духовенству. В 1887 году в церкви служил священник Иоанн Еланский, который составил подробную опись храма.

    По этой описи, обнаруженной в архивах волгоградской исследовательницей В.В. Серебряной, храм имел «в вышину 9,5 сажен (чуть больше 20 м — Авт.), в длину с колокольней 14,5 сажен (около 31 м — Авт.). Вся церковь построена из кирпича. Все стены выложены сплошной кладкою, известковый раствор положен тонким слоем <...>.

    На церкви две главы круглые, одна на настоящей, другая на колокольне, покрыты железом и позолочены». Всего в храме насчитывалось в то время уже 10 колоколов. Внутри церкви не имелось лепных украшений. За активную работу о. Иоанну Еланскому в 1894 году передаётся архипастырское благословение. Тогда же старостой храма избирается купеческий сын Василий Рысин, прихожане Косма Летучев и Николай Кузнецов окрашивают церковь внутри и пишут изображения в куполе, а из Саратовской семинарии прибывает псаломщик Дмитрий Покровский.

    В 1892 или 1893 году рядом с Иоанно-Предтеченской церковью (вероятно, на месте её деревянной предшественницы) находят старинные кирпичи, осколки глазурованных сосудов и серебряную монету времён хана Менгу, что ещё раз стало свидетельством использования для строительства храма кирпича из золотоордынских городищ. А в 1914 году близ церкви образовался провал глубиной в 4 метра, на дне которого обнаружили гробы со скелетами. Предполагалось, что это остатки подземного хода и тайника Степана Разина.

    В конце XIX века к церкви было приписано всего 837 жителей окрестных 178 царицынских дворов, в их числе казаки и сектанты. 15 ноября 1888 года при церкви снова открыли школу грамотности, для чего построили каменный одноэтажный дом правее главного входа от Царицы. Рядом находились деревянные дома священника и псаломщика. В 1894 году школу преобразовали в церковно-приходскую.

    Заведующим и законоучителем в церковно-приходской школе в начале XX века был священник Павел Николаевич Венценосцев, а учительницей — Анна Михайловна Кузнецова. В 1907 году купец В. Рысин освобождается от звания попечителя этой школы. С 1911 года псаломщиком-дьяконом в храме пребывал Андрей Васильевич Кряжимский, заведовавший церковным архивом.

    Иоанно-Предтеченская церковь считалась в Царицыне маленькой, в ней вмещалось одновременно всего 150 верующих. Очевидцы отмечали, что храм довольно тёмен. В нём пели достаточно стройно монахини Царицынского монастыря (вероятно, подворья Балашовского монастыря).

    В 1912 году к Предтеченскому храму принадлежало 852 прихожанина, а также старообрядцы: 93 поморца, 5 австрийцев, 6 беглопоповцев.

    Советская власть резко изменила историю храма. Его богослужебная утварь в 1922 году попала под указ комиссии по изъятию церковных ценностей, с икон содрали серебряные оклады, вынесли другие вещи. Через 10 лет у храма отберут и колокола, и сами иконы, и все имущество — вплоть до кованой ограды.

    В 1924 году в храме служат верные тихоновской Церкви протоиерей Павел Венценосцев, священник Мегарский. Обновленцы стараются отстранить их от богослужений.

    27 февраля 1932 года власти решили закрыть церковь, назвав в качестве официальной причины опасность оползней. Договор аренды расторгается, а 3 (или 17) апреля 1932 года горсовет приказал пустить церковь на слом. На месте разрушенной святыни поставили деревянное кафе-ресторан «Колос», но его подвалы хранили память истории: они были сложены из золотоордынских кирпичей. В народе этот ресторан назывался «Шанхаем», так издавна именовались трущобы в крупных городах.

    Во время Сталинградской битвы здесь сначала стояли наши пушки, а затем немцы укрепили оставшийся целым фундамент взорванного храма, превратив его в мощный дот, надолго сдержавший контрнаступление советских войск на этом участке.

    В 1985 году при реконструкции ресторана «Маяк» вскрывают фундамент храма.

    С открытием Волгоградской епархии владыка Герман задался целью вернуть к жизни первый царицынский храм, сделав его символом возрождения Православия на волжских берегах. Он объявил дело воссоздания храма «народной стройкой».

    В этом почине помогали многие благотворители, но основную роль сыграл депутат Государственной думы Е.П. Ищенко, который и по сей день является ктитором церкви. Стройка осуществлялась под руководством С.Н. Васюковой (монахини Макарии). Немалую консультативную помощь оказал Н.Г. Викулин.

    10 сентября 1995 года произошло освящение закладного камня будущего храма. На Пасху 1996 года открылась деревянная часовня в честь Иверской иконы Божьей Матери, где в течение почти пяти лет совершал священническое служение иерей Олег Кириченко.

    Весной 1998 года началось строительство церкви, а к зиме 2001 года она была полностью достроена. Первая служба состоялась в ней на Пасху 2001 года.

    Настоятелем храма является сам преосвященный митрополит Волгоградский и Камышинский Герман, его первым наместником до августа 2001 года был иерей Олег Кириченко, который в январе 2003 года снова возвратился в Иоанно-Предтеченскую церковь.

    С 2001 по начало 2003 года в храме служил священник Николай Бабак. Иоанно-Предтеченская церковь ныне является подворьем Дубовского Свято-Вознесенского женского монастыря.


    По материалам книги «Православие на волгоградской земле: храмы Царицына - Сталинграда - Волгограда». Иванов С.М., Супрун В.И. Издательство ВГИПК РО, Волгоград, 2003 г., с сокращениями и изменениями.

    В начало

    336x280
    Православный интернет-магазин
     
    Rambler's Top100