Храмы в Красноармейске, возле Царицына

Дата публикации или обновления 05.02.2016
  • Храмы Волгоградской области
  • Храмы в Красноармейске, возле Царицына.

    Мы уже упоминали о большой любви россиян к празднику Успения. Храмы в его честь стояли во многих поселениях, расположенных вокруг Царицына. Имелась такая церковь и в Сарепте.

    Небольшая деревянная церквушка 1896 года, освящённая в память Николая Угодника, первоначально находилась в посёлке при железнодорожной станции. О ней мы расскажем в следующей главе.

    Вскоре посёлок разрастается, возникает мысль о постройке большого каменного храма, поэтому церквушку в 1905 году переносят в нынешний Красноармейск и освящают как Успенскую. Храм был небольшой, всего в 162 кв. м, деревянный, обшитый досками с жестяной крышей и с одним куполом зелёного цвета. С началом Первой мировой войны в городе обостряются социальные проблемы, растёт преступность. Однажды бандиты убивают русского плотника со старой женой, хранивших деньги в маленькой церкви, и грабят последнюю.

    С приходом большевиков и эта малышка вызывает ненависть. Первый раз церковь планируют закрыть в 1923-1924 годах. Но это не удалось, по документам от 4 августа 1924 года властями регистрируется священник Успенского храма села Сарепта Дионисий Макаров. И в 1933 году церковь действует, в ней висят три колокола. Тогда в 1936 году буквально в десятке метров от церкви строят среднюю школу № 22.

    Старожилы вспоминают, что на Пасху в 1936 году церковь посещают немцы-лютеране, ставят свечи и угощают нищих куличами и яйцами. Имеется сообщение о том, что 19 июня 1939 года Успенскую церковь переоборудуют под учреждение культуры, но неясно, относится оно к этому храму или какому-нибудь другому. В документе сказано, что церковь находится в Кировском районе.

    Известна судьба служившего здесь в то время священника Андрея Капустина. Он происходил родом из дубовских крестьян. Его арестовали 14 марта 1941 года и приговорили судебной коллегией по уголовным делам Сталинградского облсуда (решение от 30 июня 1941 года) к высшей мере наказания за контрреволюционную деятельность. Приговор приведён в исполнение 16 августа 1941 года.

    Вероятно, на место павшего заступил другой священник, так как на Пасху 1942 года во дворе храма освящают куличи и пасхи. Во время боёв 1943 года службы прекращаются, но с 14 декабря 1945 года созданная и зарегистрированная ещё 11 апреля Успенская община арендует большой частный дом, где настоятельствует протоиерей Василий Суров.

    Церковь же тогда находится в аварийном состоянии (рушатся плетнёвые потолки) и с 1946 года ставится на ремонт. В ней устраивается новый трёхъярусный иконостас.

    За 1951 год священники произносят 68 проповедей — достаточно рискованное для тех времен поведение. На Рождество 1952 года в храм приходят 700 человек.

    В августе 1954 года настоятель протоиерей Соколов, староста В.И. Баев, его помощник Кузьмин и казначей А.Н. Рындина подписывают акт о приёмке отремонтированного храма.

    В мае 1955 года приход покупает автомобиль «Победа».

    В июне 1957 года протоиерей Михаил Попов просит у властей разрешения на постройку новой сторожки, на что даётся согласие.

    В 1959-1960 годах совершается ежегодно примерно около 1000 крещений и более 200 погребений. Исповедываются более 4 тысяч человек. На август 1959 года здесь уже другой настоятель — о. А. Жуков. В целом с 1945 и по 1961 год сменилось 22 настоятеля.

    В это время властями разворачивается активная компания против верующих. В декабре 1959 года создается Дом атеиста, в задачи которого входило «обобщение и распространение положительного опыта антирелигиозной пропаганды, помощь клубам, Домам культуры в проведении вечеров, лекций, бесед и консультаций, организация выступлений граждан, порвавших с религией».

    Власти постоянно предпринимают попытки закрыть церковь. 18 мая 1961 года в школе № 22 состоялось общешкольное родительское собрание, вероятно, инспирированное властями. Все выступавшие предлагают снести храм и сделать на его месте спортплощадку или отобрать церковь под мастерские. Перлы собрания просто поражают: «Богомолки могут занести инфекцию», «религиозные обряды калечат детскую душу» и т.д. Только два человека голосовали против закрытия. Между тем приход пока продолжает действовать, в 1961 году власти оценивают посещаемость по большим праздникам в 3-5 тысяч человек, а по воскресеньям — в 150-200 прихожан. 17 марта 1962 года Совет по делам РПЦ согласился с решением областного совета депутатов об изъятии храма, предложив приходу поискать другое помещение, что, естественно, не увенчалось успехом.

    Вследствие «проведённой местными партийными и советскими органами соответствующей воспитательной работы среди верующих» в декабре 1962 года община распадается. 5 мая 1961 года здание изымают под мастерские для трудового воспитания детей, но пока там размещается фильмотека. Священник переходит в Михаило-Архангельский храм посёлка Райгород, забрав туда церковную утварь и часть икон, другая часть «хранится» в местном райкоме ВЛКСМ.

    Вскоре выясняется, что здание школе не нужно, и в ночь с 15 на 16 августа 1963 или 1964 года церковь ломают по приказу РНК. С приходом перестройки её начинает воссоздавать Любовь Владимировна Щербакова. Владыка Герман благословляет это дело и даёт 500 тысяч рублей. Она берёт кредит в банке и открывает два киоска по продаже церковной литературы, на доходы от которых и созидают храм.

    Желание окрестных жителей совпадает с позицией районного архитектора Ю.П. Барабанова. Архиепископ Герман 25 сентября 1994 года освящает место под храм. Но тут всплывают рецидивы атеизма: директор школы (уже под № 24), по рассказам верующих, ложится под экскаватор, чуть ли не подбивает своих учеников бить бабушек лопатами и т.д.

    В 1996 году владыка Герман проводит первое богослужение в отстроенной церкви, и, хотя колоколов ещё не было, на службу чудесным образом сбегаются все рядом живущие, объяснив, что услышали звон колоколов. Наместником храма сейчас является о. Василий Аксененко. При церкви работает воскресная школа, выходит стенгазета «Успенская свеча». Приход помогает детскому дому и Гусёвскому женскому монастырю.

    Помимо Успенской церкви в Красноармейске имеется ещё храм Рождества Пресвятой Богородицы. Он стал воссоздаваться с 1995 года, когда молодого священника Иакова Дергилёва благословил на это дело владыка Герман. Администрация Красноармейского района предложила о. Иакову здание заброшенного кинотеатра «Энергия» на 5 лет в безвозмездное пользование. Помогли при выкупе и переоборудовании здания «Каустик», керамический завод, Н.Г. Попов и многие другие жители самого южного района города. Церкви и властям совместными усилиями удалось его обустроить — выплатить все долги кинотеатра его сотрудникам по зарплате, детским пособиям и отпускным. Пришлось откачать из подвала 200 тонн канализационных вод, не было даже колокола, вместо него приспособили кислородный баллон.

    Сверху здания в 1999 году ставится большой купол с крестом, обустраиваются верхние залы.

    Храм оборудовался как двухпрестольный: главный придел посвящался празднику Рождества Богородицы, а второй — святому Спиридону Тримифутскому (день памяти 12/25 декабря). В нижнем этаже делается центр православной культуры, работает воскресная школа, в которой, кроме всех обычных предметов, изучается резьба по дереву. Приходом окормляются детский сад, школы, воинские части и тюрьмы района. Во дворе в 1999 году устраивается часовня.

    Церковь не замкнулась в ограде храма, а пошла в народ: священник и церковный хор постоянно выступают в школах и детсадах, тюрьмах и воинских частях.

    Протоиерей Иаков Дергилёв сейчас является также районным благочинным.


    По материалам книги «Православие на волгоградской земле: храмы Царицына - Сталинграда - Волгограда». Иванов С.М., Супрун В.И. Издательство ВГИПК РО, Волгоград, 2003 г., с сокращениями и изменениями.

    В начало

     
    Rambler's Top100