Александро-Невская церковь в Верхней Ельшанке

Дата публикации или обновления 09.02.2015
  • Храмы Волгоградской области
  • Александро-Невская церковь в Верхней Ельшанке.

    Александр Невский относится к числу почитаемых русских святых, является покровителем земли царицынской, он много раз бывал в Нижнем Поволжье, по молитвам к нему совершались благие дела, его заступничество ощущали и ощущают многие жители нашего города. И всё же храма, посвященного благоверному князю, долгое время в Царицыне не имелось.

    Внешним поводом для появления в городе и окрестностях культовых сооружений во имя святого Александра Невского послужила страшная железнодорожная катастрофа 1888 года, в которой погибло много людей, а император Александр III и его семья остались живы. Тогда по всей стране прокатились молебны святому покровителю царя, были построены Александро-Невские часовни и храмы. Появилась такая часовня и в центре Царицына, а в расположенном неподалёку с. Верхняя Ельшанка ставится церковь.

    Первоначально это село своего храма не имело, прихожане посещали Никольский храм в с. Червлёноразном (Песчанке). Наконец купцы Александр Репников и его тесть Константин Васильевич Воронин строят деревянную церковь во имя святого благоверного князя Александра Невского, освящённую 17 сентября 1895 года (по другим сведениям, храм построен в 1905 году на средства Василия Алексеевича и Константина Васильевича Ворониных). Он приписывается к Успенскому собору Царицына.

    Около храма устраивают пруд и высаживают сосновую рощу. В начале XX века умершего купца Воронина погребают в склепе в ограде церкви. Имелась и церковно-певческая школа, также построенная Ворониным. В 1912 году приход храма составлял 1326 человек.

    В начале 20-х годов XX века здесь служат священник Пётр Петрович Мамонов, псаломщик А.С. Мансветов и староста В.И. Бесхлебнов. Власти лишают их избирательных прав. В марте 1922 года под предлогом борьбы с голодом большевики изымают из Александро-Невской церкви «сосуд, ковшичек, тарелочки, звездицу, лжицу, серебряные лампады, оправу с Евангелия, крест, ризу с иконы с мощами». Потом, по просьбе священнослужителей, ризу и сосуд с прибором разрешили заменить равным количеством серебра.

    В середине 20-х годов священника выселяют из занимаемого им общественного дома, предложив сдать его в аренду верующим, если они хотят, чтобы он в нём проживал. Вскоре грянули ещё худшие времена: в ноябре 1929 года в Верхнюю Елынанку прибыла комсомольская бригада во главе с секретарём РК РЛКСМ Лебедевым.

    Заседавшие в сельсовете активисты решили снять колокола с церкви «в порядке соцсоревнования». Снятие всех колоколов, кроме большого, одобрило и общее собрание бедняков.

    На следующий день решение претворили в жизнь, но атеистам было этого мало. 8 декабря заведующий районо Блинников решил сбросить и главный церковный колокол, но общее собрание села, согласившись на снятие, постановило вернуть малые колокола.

    Когда студенты индустриального техникума с лебёдкой начали отсоединять большой колокол, возле храма собралась толпа из 600 жителей. Они разбили телегу с лебёдкой и выкинули заместителя председателя сельсовета Сметанникова за ограду. Прибывшая из Сталинграда конная милиция пыталась разогнать людей, бросаясь на них с обнажёнными шашками, но в ответ полетели кирпичи и колья. По требованию сельчан представитель административного отдела из города Цыпцин пошёл на примирение, заявив, что «колокола сняли неправильно, виновные будут привлечены к ответственности». Но, как это всегда делала безбожная и лживая власть, в конце концов, сажают верующих «за организацию беспорядков», в том числе о. Петра Мамонова. Но колокола всё же на храме остались.

    Мстя за поражение, 20 декабря секретарь райкома Лебедев предложил на собрании бедноты совсем закрыть храм и раздать иконы верующим. 21 декабря 1929 года церковь опечатывается, а 3 января следующего года бригада «Рудметаллторга» снимает большой колокол. Но в 1933 году храм ещё действует, здесь имеется один колокол.

    В январе 1943 года буквально за несколько дней до разгрома фашистов храм сгорел (прятавшиеся в нём румыны жгли костры). Поражает сила духа и глубина веры наших людей — после Сталинградской битвы они первым делом просят у властей разрешения открыть молельный дом и получают его.

    21 августа 1944 года в купленном доме постройки 1941 года открывается приход. В том же 1944 году церковная община регистрируется.

    В 1946 году к храму пристраивают среднюю часть и алтарь, а 13 апреля 1946 года жительница с. Песчанка жертвует сюда 2 малых колокола, найденных детьми в окопах.

    В 1947 году община покупает себе дом под сторожку и зимнюю крестильню. На следующий год ей разрешается сделать колодец и оградить выделенный участок при церкви.

    В конце октября 1948 года верующие переносят прах купца Воронина из склепа при бывшей церкви на общее кладбище с крестным ходом. Священник П.Я. Шумов и верующие говорят о сохранности останков Воронина, хорошо наблюдаемых при вскрытии металлического гроба в стеклянном футляре.

    В 1949 году московский художник К.С. Сархош пишет иконостас и хоругви, а в 1951 году производится капремонт молельного дома.

    12 сентября 1948 года здесь служит архиепископ Астраханский и Сталинградский Филипп (Ставицкий), под благословение к которому подвели около 20 первоклассников из школы № 46. Тем временем культмассовые мероприятия, специально назначавшиеся властями на Пасху, регулярно срывались из-за отсутствия народа.

    В 60-е годы из-за слухов о «запрещении религии вообще» здесь наблюдается рост заочных отпеваний, крещений и венчаний. Атеисты задумывают операцию по закрытию храма. В это время (с сентября 1959 по февраль 1961 года) в нём опять священствует протоиерей Павел Шумов, о жизни которого (семейные неурядицы и просто облыжные обвинения) составляется фельетон для газеты «Сталинградская правда». Уполномоченный СБ. Косицын настаивает на увольнении о. Павла за штат, закрытии молельного дома «в порядке упорядочения церковной сети» и присоединении его общины к Казанскому собору г. Сталинграда.

    10 сентября 1961 года исполком облсовета снимает молельный дом с регистрации, заявляя, что здание будет использовано под учреждение культуры, но в действительности в нём через год открывается магазин. Таким путём через создание так называемых «приписных церквей» коммунистам удаётся «законно» прекращать деятельность храмов. Но верующие не сдаются, они пишут жалобы в Москву. В храме магазин сменяют почта, сберкасса, а потом в селе исчезают и они.

    В годы перестройки на здание претендует одна из сект, но казак П.А. Степанов сумел его отстоять и оформить в 1996 году регистрацию православной общины. Сейчас много повидавший на своём веку храм обкладывается для сохранности кирпичом, планируется возведение колокольни.

    Настоятелем его является о. Павел Насиняк, благочинный Кировского и Советского районов г. Волгограда.


    По материалам книги «Православие на волгоградской земле: храмы Царицына - Сталинграда - Волгограда». Иванов С.М., Супрун В.И. Издательство ВГИПК РО, Волгоград, 2003 г., с сокращениями и изменениями.

    В начало

    336x280
    Православный интернет-магазин
     
    Rambler's Top100