Сорогужино
Богородицерождественская
церковь
Храмы Владимирской области.
Город Юрьев-Польской и Юрьев-Польский район.
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Село Сорогужино.Сорогужино расположено на речке. Кухотке и находится от Юрьева в 10-ти километрах. Сорогужино принадлежит к древнейшим селениям Юрьевского уезда.
В первый раз село упоминается в письменных документах XV столетия и значится в них вотчиной великих князей Московских: так, Великий князь Василий Васильевич в своей духовной грамоте (первой), писанной в 1462 году, завещал «в Юрьеве село Сорогошино» супруге своей, княгини Марье Ярославовне. Сорогужино оставалось в государевом дворцовом ведомстве почти до конца XVII в.; в конце же означенного столетия оно пожаловано было, как значится в отказных патриарших книгах 1691 г, боярину Петру и окольничему Василию Лопухиным; во второй половине XVIII столетия оно принадлежало уже графу Алексею Григорьевичу Орлову-Чесменскому (1735-1807). Орлов происходил из дворянского рода, восходящего к XVII в., и был третьим из 5 сыновей генерал-майора, а затем действительного статского советника, новгородского губернатора Григория Ивановича Орлова (1685-1746) от брака с Лукерьей Ивановной Зиновьевой.
С 1749 г. вместе с братьями учился в Сухопутном Шляхетском кадетском корпусе в Санкт-Петербурге, по окончании которого служил в лейб-гвардии Преображенском полку. Отличаясь богатырским здоровьем, сильным и смелым характером, он выделялся среди братьев, был из них самым даровитым и энергичным и пользовался, наряду с братом Григорием, большой популярностью в гвардии. Алексей стал одним из главных организаторов и участников переворота, возведшего на престол Екатерину II: в ночь на 28 июня 1762 г. он отправился в Петергоф, разбудил императрицу и доставил её в Санкт-Петербург, в казармы лейб-гвардии Измайловского полка. По её поручению сопровождал в Ропшу свергнутого императора Петра III и вместе с другими гвардейскими офицерами участвовал в его убийстве (в письме к Екатерине II он сообщал об этом: "Матушка милосердная Государыня! Как мне изъяснить, описать, что случилось: не поверишь верному своему рабу; но как перед Богом скажу истину. Матушка! Готов идти на смерть, но сам не знаю, как эта беда случилась. Погибли мы, когда ты не помилуешь. Матушка - его нет на свете.
О времени основания в Сорогужино церкви исторических известий не сохранилось; но название Сорогужина селом в указанной грамоте великого князя Василия Васильевича свидетельствуете о том, что в XV столетии здесь была уже церковь. Документальное подтверждение существования в селе церкви относится к XVII в.; в патриарших книгах записано: «церковь в Сорогошине во имя Рождества Пресвятой Богородицы древяная шатровая... колокольня семиугольная рублена на трапезе, на ней 3 колокола, да на церковной земле церковных причетников во дворе поп Иларион... во дворе дьячек Сенка Михайлов... во дворе просвирница..., дворовой и огородной земли и огуменников и конопляников 3 десятины с полудесятиною, церковной пахатной 15 десятин в поле, сена по речке по Кухотке 20 копен, в приселке ж Сорогошине крестьянских 60 дворов».
Существующая в селе церковь, каменная, была с каменной же колокольней, построена в 1808 г. усердием прихожан. Престолов в ней два: холодный - в честь Рождества Пресвятой Богородицы, и теплый придельный - во имя Святителя Иоанна Златоустого.
Конец ознакомительного фрагмента.