Андреевский Погост.

Церковь Апостола Андрея

Дата публикации или обновления 14.10.2015
  • Храмы Владимирской области
  • Создано с использованием книг протоиерея Олега Пэнежко.
  • Города: БоголюбовоВладимирКиржачМуромПокровСуздальЮрьев-Польский
  • Храмы Владимирской области.
    Киржачский и Кольчугинский районы

    Андреевский Погост.

    Церковь Апостола Андрея

    Каменный храм Апостола Андрея на древнем Андреевском Погосте стоит неподалёку от мемориала на месте гибели первого космонавта Юрия Гагарина. Храм построен в 1825 г. Церковь в этом погосте существовала уже в начале XVII столетия, как это можно видеть из патриарших окладных книг, в которых под 1628 г. записано: «Церковь Андрей Первозванный в Аргуновской волости... дани 9 алтын полтретьи деньги».

    В 1636 г. местный вотчинник Роман Семёнович Воейков построил вновь церковь также во имя Святого апостола Андрея - может быть, по ветхости прежней. Эта церковь в 1654 году платила дани в патриаршую казну 3 рубля 8 алтын 2 деньги, в 1712 г. 3 рубля 21 алтын 4 деньги.

    В 1746 г. - 3 руб. 65 коп. В 1672 г. на том же погосте, с благословения епископа Переславского Сильвестра, построена была другая деревянная же церковь Святителя Николая Чудотворца. При этих двух церквах была деревянная колокольня.

    В 1825 г. вместо них устроен каменный храм с такой же колокольней. Он существует в Андреевском Погосте и в настоящее время, его наружный вид сохранился без существенных изменений. Внутренние убранство переделывалось в 1888 г. (в главном храме после пожара заменён иконостас, написаны новые иконы, возобновлена стенная живопись, в 1891 г. устроены новые иконостасы и в трапезной церкви). Престолов в настоящее время три: в холодной во имя Святого апостола Андрея Первозванного, в приделах тёплых во имя Николая Чудотворца и во имя Святых жен-мироносиц. Над главным престолом - деревянная резная сень.

    Утварью, ризницей, святыми иконами и богослужебными книгами церковь была снабжена богато. Из священных предметов отличались ценностью потир с дискосом, напрестольный крест, дарохранительница и два напрестольных Евангелия. По своей древности замечательны два напрестольных креста, серебряное кадило и два напрестольных Евангелия - печати царствования Михаила Фёдоровича. Первые три вещи пожертвованы Мисаилом, митрополитом Белгородским и Обоянским, что видно из надписи: «Лета 7183 (1675) Великий господин преосвященный Мисаил дал сей крест вкладу по своих родителях к церкви ко апостолу Андрею Первозванному». Отец митрополита Белгородского и Обоянского Мисаила (ум. 1684, в 1666 г. архимандрит Симонова монастыря в Москве, в 1667 хиротонисан во епископа Коломенского, с 1671 г. митрополит Белгородский) был священником при храме Андреевского погоста.

    В иконе великомученицы Варвары хранилась в ковчежце частица святых мощей, по преданию, Иоанна Воина. Церковные документы были в целости: копии с метрических книг с 1795 г., исповедные росписи с 1829 г.

    29 июля 1914 г. скончался 80 лет от роду в с. Суворотском Владимирского уезда заштатный священник Иоанн Цветков. Он был причетнический сын с. Крутца Покровского уезда. По окончании курса во Владимирской Духовной семинарии определён в 1854 г. во диакона в погост Андреевский Покровского уезда. Будучи диаконом, о. Иоанн занимался оспопрививанием, и все ценили его трудовую и полезную службу. Любимым же его занятием было пчеловодство, которое он вёл умением и получал значительную пользу. В сане диакона усопший прожил ровно 20 лет. В последние годы его пребывания в Погосте Андреевском его семейство состояло из 9 человек. Он умел отлично распоряжаться своим хозяйством и править свой дом, а потому, несмотря на многочисленную семью, не слышно было от него каких либо жалоб на трудное положение.

    В 1874 г. о. Иоанн перешёл на священническое место в с. Беречи-но Покровского уезда. Дети подросли, нужно было их везти для обучения в губернский Владимир. Много тяжёлых трудов и забот перенёс о. Иоанн на чужой стороне, так как обучалось одновременно трое сыновей. В с. Беречине, не надеясь на одни доходы, которые большей частью и состояли в сборах хлебом, священническое семейство трудилось наравне с крестьянами. О. Иоанн нёс всё нелёгкое тремя хозяйственных работ. Мало того, он, хотя и до крайности стеснённый материальными средствами, набрал от своих прихожан малолетних детей и обучал целую зиму за самую ничтожную плату. Так или иначе, но всё необходимое сыновьям было доставлено с Божией помощью. Четыре сына, окончившие полный семинарский курс, заняли священнические места.

    Однако у о. Иоанна было ещё и пять дочерей. Несмотря не все тяготы и нужду, и женская половина не осталась неустроенной. Но в с. Беречине постигло о. Иоанна несчастье: сгорел его дом, и священник стал жить в крестьянской избе.

    В 1882 г. о. Иоанн перемещён в с. Суворотское, где для священника было церковное помещение. Где бы ни жил о. Иоанн, везде любили его искренно и глубоко. Кроткий и незлобивый характер, непритворная простота и доброта, искренняя любовь к пастве, готовность служить всякому - эти качества невольно привлекали к нему сердца всех и каждого.

    При глубоком благоговении и усердии к своей службе о. Иоанн оказывал и великую ревность к благолепию дома Божия. В с. Суворотском храм и колокольня были деревянные и от долговременного существования пришли в ветхость. Отец Иоанн расположил своих прихожан к постройке каменного храма и колокольни. В непродолжительном времени на возвышенном месте села, к удивлению окрестных жителей, явились вместо деревянных каменные и благолепные храм и колокольня. Приступил он к сему великому делу с несколькими рублями, а окончил издержавши несколько тысяч. Отец Иоанн писал убедительные письма к зажиточным людям и от них получал пожертвования на построение храма; сам ездил по городам, где личной просьбой приобретал немалые пожертвования.

    Главным же сотрудником о. Иоанна по устроению нового храма был усердный церковный староста - помещик Леонид Николаевич Лоскутов, который почти двадцать лет сряду, до самой смерти прослужил в этой должности с великой пользой для храма и прихода. Епархиальное начальство ценило отлично-усердную и полезную службу о. Иоанна и награждало его. Последней из наград был наперсный крест.

    Бог помог о. Иоанну воспитать девять детей. Будучи священником в с. Суворотском, он устроил остальных дочерей, последней из них сдал своё место, а сам поступил на должность викарного священника в Скорбященский женский монастырь Покровского уезда. С монашествующими он был смиренным отцом. За свою добрую и примерную жизнь о. Иоанн пользовался нелицемерным уважением с их стороны. Последние два года жизни ему пришлось отдыхать от служебных трудов, так как ему стало изменять зрение, и он был принуждён возвратиться в Суворотское, где у него был собственный дом, в котором жила его больная супруга - слепая старушка со вдовою дочерью и внуками. Получая пенсию, он жил безропотно, лишившись за последнее время зрения, имея на своём попечении супругу и вдову дочь с сиротами.;

    Постигшая его болезнь быстро сокрушила старца. Он предвидел смертный исход, почему во время болезни и приготовлял себя в вечную жизнь, сподобляясь Святых Таинств покаяния, причащения и елеосвящения, и отошёл в вечность мирно и тихо. Погребение совершено было 31 июля. Через две недели скончалась и его супруга - слепая страдалица, лежавшая в расслаблении несколько лет...

    В 1870-х гг. церковный причт Андреевского прихода состоял из священника и псаломщика. В действительности в это время при церкви Андреевского погоста служили настоятель священник Пригкипс Евгенов, диакон на псаломщицкой вакансии Иоанн Орлов, причетники Сергей Елпидифоров и Герасим Доброхотов.

    Приход состоял изд. Новосёлок, где числилось 375 ревизских душ, Кошелево -190, Харланово - 51, Петряево - 69, всего - 685.

    В приходской д. Кошелево в конце XIX в. построена часовня, сохранившаяся до нашего времени.

    Причта по штату было положено: священник, диакон и псаломщик. На содержание их получалось: от служб и требоисправлений до 1000 руб. и процентов с причтового капитала, образовавшегося от продажи церковного леса, 446 руб. 80 коп. за год. Дома у причта собственные на церковной земле, на отопление их вырубалось из церковного леса ежегодно священником 15 сажен, диаконом 10 и псаломщиком 5. Земли при церкви 143 десятин (десятина немного больше гектара) 1552 кв. сажен, из них усадебной 1 дес, пахотной 17 дес, покосной 1400 кв. саж., строевого леса до 14 десятин, остальное - мелколесье и кустарник; план и межевая книга на землю имелись. Приход состоял изд. Новосёлове, Кошелево, Малые Горки, Харланово и Петряево, в коих по клировым ведомостям числилось 847 душ мужского пола и 965 женского, из них раскольников, перекрещенцев 7 душ обоего пола. В приходе были две народные школы: в Погосте Андреевском церковноприходская и земская в д. Новосёлове

    В советское время храм закрыт и разграблен. В 1990-х гг. началось медленное его восстановление.

    В 3-х километрах от Андреевского Погоста в д. Петряево сохранилась придорожная часовня, построенная в последней четверти XIX в.

    У дороги в Киржач в д. Тельвяково стоит часовня, построенная в 1890-е гг. В наше время часовня увенчана золочёной главкой.

    В 2-х километрах от д. Тельвяково находился погост Кумошь с церковью Успения Пресвятой Богородицы (1803 г.), разрушенной в советское время.

    В начало

    336x280
    Православный интернет-магазин
     
    Rambler's Top100