Храмы Тульской области

Город Тула

Дата публикации или обновления 04.11.2021
  • Храмы Тульской области
  • Всехсвятский кафедральный собор в Туле

    Адрес: 300000, г. Тула, ул.Л.Толстого, д.79.
    Телефон: (4872) 36-41-01.

    Всехсвятский кафедральный собор, г. Тула.

    Архитектурный ансамбль Всехсвятского кафедрального собора по праву может считаться одной из «визитных карточек» Тулы. Из многих мест нашего города открывается красивейший вид на храм и его стройную колокольню, расположенные на высоком холме и утопающие в зелени вековых деревьев кладбища.

    Всехсвятская церковь (встречается написание «Всесвятская») строилась в качестве кладбищенской.

    В начале 70-х годов XVIII века в России свирепствовала эпидемия чумы. Иногда умерших хоронили в поле, подальше от жилья, но были и погребения в привычных местах, на погостах церквей в черте городов. Последнее, естественно, способствовало распространению эпидемии.

    В связи с этим в конце 1771 года Правительствующим Сенатом был издан указ «о нехоронении в городах при церквах, об отводе для того особых кладбищ за городом на выгонных землях». Такие кладбища разрешалось устраивать на расстоянии не ближе 100 саженей (примерно 210 метров) от жилья.

    В феврале 1772 года Тульское духовное правление вместе с Оружейной и Провинциальной канцеляриями и магистратом решили отвести места для двух кладбищ — на Посадской и на Оружейной стороне. Так началась история Всехсвятского и Спасского кладбищ.

    Кладбищенская церковь на посаде вначале была деревянной. Сразу же по ее построении, в марте 1773 года по прошению жителей Тулы дана была благословенная грамота на возведение каменной церкви во имя Второго Пришествия Христова с приделами во имя Воскрешения Лазаря и во имя Всех Святых. Строителем храма стал купец Герасим Стефанович Сушкин, но в 1774 году он умер. В алтарной части храма сохранилась надгробная плита ГС. Сушкина. Дело храмоздания продолжил его зять, купец I гильдии Иван Афанасьевич Герасимов.

    В 1776 году одноэтажная церковь была построена и освящена. Иконы местного ряда для нее написаны «аттестованным иконописцем», тульским оружейником Григорием Ивановичем Белоусовым, а прочие - другими мастерами. В церковной описи, приложенной к делу об освящении кладбищенской церкви, говорится: «Свежесть красок, тщательность, даже некоторая художественность отделки фигур, в особенности лиц, и другие достоинства иконописного искусства ставят Белоусова выше обыкновенных иконописцев».

    В 1788 году душеприказчики тульского купца Никифора Трофимовича Девяткина просили дозволения построить на посадском кладбище «верхнюю церковь» (т. е. второй этаж) во имя Преображения Господня на завещанные им для этого деньги. Вчерне второй этаж отстроили за два года, но тут произошло несчастье, угрожавшее опасностью всему зданию: 8 августа 1790 года после завершения литургии, которую служили в нижней церкви, обрушился один из пяти куполов, увенчивающих церковь, проломил своды и верхнего, и нижнего храма. При этом погибли три человека.

    Губернский архитектор Никифор Сокольников запретил проводить службы в нижней церкви, возобновили их только через пять лет.

    Строительство верхнего храма завершили 1797 году, освятили его в 1825-м. В краеведческой литературе встречается предположение, что проект нового, облегченного и недоразвитого, пятиглавия Всехсвятской церкви разработал тульский архитектор К.С. Сокольников. На это указывает характерная постановка цельного купола храма почти непосредственно, без барабана, на основной объем здания — прием, встречающийся в Туле только здесь и в церкви Рождества Богородицы (Пречистенской, что в Гончарах), спроектированной Козьмой Сокольниковым. Сходны и формы куполов этих двух храмов, и полукруглые люкарны - окна в куполе, освещающие внутреннее пространство здания.

    В справочной книге «Вся Тула и Тульская губерния», изданной в 1925 году, в разделе «Тульские здания, как исторические памятники» архитектурное решение Всехсвятской церкви характеризуется как переход от барокко к классическому стилю.

    Путеводитель «Тула», изданный в 1973 году, дает следующую характеристику архитектурным особенностям Всехсвятской церкви:

    «По своему стилю храм относится к раннему русскому классицизму 1760-1770 гг., господствовавшему короткий период времени между затухающим творчеством Растрелли и началом деятельности Баженова.

    Первый этаж церкви <...> трактован как цоколь, украшенный энергичной рустовкой. Два верхних этажа, занимаемые двухсветной верхней церковью, объединены эффектными четырехколонными портиками, увенчанными треугольными фронтонами. Влияние предшествующей эпохи барокко сказалось в усложненности церковного плана, в богатой пластике фасадов, в типично барочных, ничего не несущих колоннах и углах здания, в сложной креповке карнизов и т.п.

    Большие оконные проемы в общем оформлении фасадов придают зданию скорее гражданский, чем культовый характер. Архитектурное решение церкви, начатой через год после окончания здания академии художеств в Петербурге, находится под явным влиянием выдающегося творения Кокоринова и Деламота. Это позволяет высказать предположение, что автора Всехсвятской церкви, по крайней мере, ее основного объема, следует искать среди учеников Кокоринова, бывшего не только крупным зодчим, но и замечательным педагогом».

    В 1803 году старосте Всехсвятской церкви купцу В. Курбатову была дана книга для сбора денег на построение колокольни. Средства собирались очень медленно.

    Возводить колокольню начали только в 1833 году, и за четверть века ее не довели даже до половины. Затем строительство продолжилось ускоренными темпами и было завершено в 1863 году. Трехъярусная колокольня, увенчанная высоким шпилем, расположенная на одной из наивысших точек Тулы, была доминирующей вертикалью города. Она замыкает собой перспективы нескольких улиц (Пирогова, Тимирязева и других). Колокольня имеет высоту 82 метра (в краеведческой литературе встречается цифра 77 метров. Для сравнения: высота звонницы Ивана Великого в Московском Кремле — 81 метр).

    Автором проекта колокольни был ученик знаменитого Карло Росси архитектор В.Ф. Федосеев (подробно о нем рассказано в главе о храмах Успенского монастыря). Между началом строительства церкви и колокольни прошло более полувека, но В.Ф. Федосееву удалось сохранить архитектурное единство Всехсвятского ансамбля путем творческого переосмысления форм здания церкви. Барочная сложность плана храма нашла отражение в непростом построении нижнего яруса звонницы. Ничего не несущие колонны нижнего яруса, портики со спаренными колоннами на углах на верхних ярусах перекликаются с аналогичными элементами здания храма.

    Наибольшие вклады на строительство колокольни внесли известный благотворитель, потомственный почетный гражданин С.Т. Красноглазое (6,5 тысяч рублей) и городской голова Н.Н. Добрынин (более 3,6 тысяч). Н.Н. Добрынин заказал также крест на колокольню. Колокола бесплатно отлил хозяин единственного тогда в городе колокольного завода купец Н.И. Черников.

    Колокольню украшают четыре фигуры ангелов, возвещающих Второе Пришествие Христа и Страшный Суд. Они были изготовлены и установлены на средства церковного старосты купца Николая Григорьевича Пирожникова.

    А церковный староста купец Петр Прокофьевич Миронов оплатил изготовление самого большого тульского колокола весом в тысячу пудов - 16,38 тонн. Он появился на колокольне Всехсвятской церкви в 1889 году.

    В 1863 году в правой стороне верхней церкви был освящен престол во имя Воскресения Христова.

    При первоначальном учреждении кладбищ особых причтов при кладбищенских церквах не полагалось, но погребение и поминовение умерших, по указу Святейшего Синода, должны были совершать священники тех церквей, в приходах которых находились умершие. В 1804 году епископ Тульский и Белевский Амвросий усмотрел, что «очереднослужащие священники, не принадлежа к кладбищенским церквам, не имеют должного присмотра ни за церковной утварью, ни за церковными доходами, и что сбор церковных денег, производимый светскими людьми бездуховного присмотра, против ожидания, оказывается весьма малый». Святейший Синод оставлял руководителям епархий право определять, кому поручить присмотр за кладбищенскими церквами.

    Диакон Христорождественской церкви, что на Оружейной стороне, Иван Семенов в 1806 году был произведен в действительного священника Всехсвятской церкви.

    Богадельня при Всехсвятской церкви упоминается еще в 1782 году. В 1863 году при храме действовала деревянная богадельня, рассчитанная на проживание в ней 10 человек.

    В 1898 году при храме была открыта церковноприходская школа.

    На протяжении сорока лет в ведении причта Всехсвятской церкви находилась часовня на Хлебной площади.

    Стояла она примерно в нынешней северной части Центрального рынка недалеко от входа с улицы Пирогова.

    Часовню устроил тульский купец Николай Петрович Кунькин в воспоминание пожара 5 сентября 1834 года.

    Часовня была каменной, крыта железом, окрашенным медянкой, имела пять глав. Среднюю, большую венчал позолоченный крест, четыре малые - покрашенные железные кресты.

    Первоначально снаружи на восточной стене часовни были изображения Константина и Елены, держащих животворящий Крест, на южной — Спаситель, изгоняющий торговцев из храма. К 1899 году этих изображений уже не осталось. В это время на северной стене часовни был изображен преподобный Сергий Радонежский, на восточной - пророк Илия, на южной - святитель Николай Чудотворец.

    Внутри имелись иконы Петра и Павла, Захария и Елисаветы, святителя Митрофана - епископа Воронежского, Николая Чудотворца.

    В 1880 году часовня перешла в ведение Успенского кафедрального собора.

    Всесвятской называлась одна из тульских улиц - часть современной улицы Л. Толстого от кладбищенской стены до улицы Новомосковской.

    Говоря о Всехсвятской церкви, нельзя не вспомнить об обновленчестве.

    В 1922 году принял осязаемые формы временный раскол Русской православной церкви, связанный с образованием обновленческого движения.

    В атеистической литературе советского периода в качестве причины возникновения обновленчества указывается недовольство верующих и части духовенства контрреволюционной политикой патриарха Тихона, желание отмежеваться «от старой православной церкви, не мыслившей своего существования вне монархии». В современной православной литературе обновленчество характеризуется как движение, ставившее целью «радикальное преобразование, «обновление» церковной жизни путем возврата к формам первохристианских времен».

    С начала существования обновленчество не было однородным, делилось на ряд групп. «Живая церковь» старалась привлечь на свою сторону белое духовенство Русской Православной Церкви. «Союз церковного возрождения» преобладающее влияние на церковные дела отдавал мирянам. «Свободная трудовая церковь» ориентировалась на удовлетворение духовных запросов рабочих. «Союз древле-апостольской церкви» приманивал мистически настроенных людей. Эти и. ряд других мелких течений вскоре объединились под вывеской «Священный синод русской православной церкви». Обновленцы заявили о поддержке социалистического общества. В свою очередь, Советская власть относилась к ним весьма терпимо.

    В период наивысшего подъема обновленчество пользовалось поддержкой почти половины православных приходов на территории бывшей Российской империи и половины (37 из 73) правящих архиереев.

    В Туле позиции обновленчества были сильны. Так, в феврале 1925 года за тихоновскими (или, как их именовали в советских документах, староцерковными) общинами в нашем городе сохранялось всего шесть церквей; остальные были обновленческими. Однако в феврале 1930 года число обновленческих храмов — тринадцать — было равно числу староцерковных. Возможно, возвращение храмов от обновленцев к тихоновцам происходило, во-первых, потому что обновленческие приходы были слишком малочисленными, а во-вторых, потому что тихоновские общины активно требовали такого возвращения.

    Центром служения обновленцев стала Всехсвятская церковь, которую после закрытия Успенского кафедрального собора в кремле они провозгласили своим кафедральным собором.

    В годы Великой Отечественной войны Советское государство смягчило свою антицерковную политику.

    В сентябре 1943 года Русской Православной Церкви было разрешено избрание Патриарха, открытие приходов и духовных школ, издательская деятельность. 8 сентября 1943 года Архиерейский собор избрал митрополита Сергия (Страгородского) Патриархом Московским и всея Руси.

    С этого времени начался закат обновленчества. 17 января 1944 года покаялся в грехе своего пребывания в обновленчестве обновленческий архиепископ Тульский Петр Турбин. Он был принят в общение с Русской Православной Церковью в сане протоиерея. После этого распалась последняя обновленческая община в Туле, а Всехсвятская церковь, настоятелем которой стал протоиерей Петр Турбин, была передана в распоряжение епархии.

    Вскоре Всехсвятская церковь стала кафедральным собором Тульской и Белевской епархии.

    Сегодня движение обновленчества существует преимущественно в Москве, имея незначительное число последователей.

    Стены нижнего и верхнего храмов Всехсвятского кафедрального собора были расписаны в 1955-1960 гг. московскими художниками Павлом Александровичем Гладковым и Виктором Михайловичем Голубевым.

    В 1960 году, согласно Постановлению Совета Министров РСФСР, Всехсвятский собор и колокольня были поставлены на государственную охрану как памятники истории и культуры.

    В феврале 1978 года по благословению митрополита Тульского и Белевского Ювеналия началась реконструкция колокольни Всехсвятского собора. Девять этажей колокольни по объему строительных работ соответствовали 16-этажному дому.

    К декабрю 1978 года были закончены внешние работы, выполнены перекрытия девяти этажей железобетонными плитами, устроено отопление. В 1979-м установлен и пущен в эксплуатацию лифт. 17 июня 1979 года колокольня была освящена. К декабрю завершились штукатурные и отделочные работы внутри всей колокольни.

    Представительский зал на втором этаже колокольни расписал московский художник Борис Иванович Мухин.

    Организацией всех работ по реконструкции колокольни занимался ключарь Всехсвятского собора протоиерей Лев Махно.

    2 декабря 2003 года в ночное время была впервые включена подсветка колокольни Всехсвятского собора.

    В 1988 году празднование 1000-летия крещения Руси положило начало принципиально новым отношениям в нашей стране церкви и государства, тогда еще Советского. Основные торжества прошли в июне в Москве, а в Туле, как и в других провинциальных городах, великая годовщина отмечалась в июле.

    О том, как это было, рассказала в статье «В честь тысячелетия» газета «Коммунар» — орган Тульского областного комитета КПСС и областного Совета народных депутатов.

    8 июля архиепископа Тульского и Белевского, а также настоятелей тульских храмов принял председатель Тульского облисполкома В.Д. Ананьев.

    Центром праздничных мероприятий стал Всехсвятский кафедральный собор.

    10 июля торжества начались Божественной литургией и молебном на площади перед собором. Затем духовенство возложило венки к монументу героическим защитникам Тулы на площади Победы.

    Днем архиепископ Тульский и Белевский Максим устроил прием, на котором присутствовали представители советских органов Тулы и области, общественных организаций, священнослужители.

    Вечером в верхнем храме Всехсвятского собора состоялся торжественный акт, посвященный 1000-летию крещения Руси. Его открыл архиепископ Максим. От имени государственных органов участников акта приветствовал уполномоченный по делам религий по Тульской области М.Н. Новиков. С докладом о 1000-летии крещения Руси выступил настоятель Всехсвятского собора протоиерей Анатолий Родионов. Истории Тульской епархии был посвящен доклад секретаря епархиального управления протоиерея Димитрия Кудаки. О культурной и миротворческой миссии Русской Православной Церкви говорил в своем выступлении тульский священник, настоятель Трехсвятительского храма в Париже протоиерей Лев Махно. Заместитель председателя областного отделения Советского фонда мира А.А. Ещенко вручил архиепископу Максиму и большой группе священнослужителей почетные медали и грамоты, которыми была отмечена их миротворческая деятельность.

    В 1988 году при Всехсвятском соборе было создано Общество милосердия (точнее, не общество, а «сестричество и братство», как называли себя участники этой организации). Они осуществляли патронажный уход за одинокими больными престарелыми людьми и инвалидами. Деятельность сестричества продолжается и по сей день.

    При Всехсвятском соборе действует отдел Тульской епархии по благотворительности и социальному служению.

    О святынях и реликвиях Всехсвятского собора рассказал его настоятель, благочинный церквей по Тульскому городскому округу протоиерей Сергий Резухин.

    Главная святыня — Казанская икона Божией Матери из тульской Казанской церкви, разрушенной в 1929 году. Возможно, это та самая икона, которую прислал в Тулу митрополит Казанский Маркелл в 1698 году.

    Еще одна святыня - образ Николая Чудотворца афонского письма, находившийся в Казанском храме в Мяснове. На ее оборотной стороне имеется надпись: «Сия св. Икона «Святителя Христова Николая» писана и освящена на св. Горе Афонской в обители Благовещения. Жертва от Максима Ивановича Губернаторова в храм Казанской Божией Матери. Настоятель схимонах Парфений с братиею. Св. Гора Афон. 1894 год». Икона исчезла при разрушении Казанской церкви. Позже алтарница Всехсвятского храма Ольга выкупила образ Николая Чудотворца за бутылку водки у плотников, которые намеревались использовать икону в качестве досок для пола.

    Во Всехсвятском соборе имеется частица мощей великомученика Пантелеймона целителя. Их принес в храм архимандрит Пантелеймон (Якименко), получивший святыню от своего духовного наставника архимандрита Макария (Кобякова), который, в свою очередь, был духовным сыном и келейником священномученика Игнатия (Садковского).

    В числе святынь храма — икона с частицей мощей митрополита Иоанна Тобольского; икона с частицей мощей праведного Лазаря, епископа Китийского; икона святителя Митрофана Воронежского с частицей мощей; икона святителя Феодосия Черниговского с частицей его облачения.

    Все вышеназванные святыни — дореволюционного происхождения.

    Во Всехсвятском соборе есть икона блаженной Матроны с частицей мощей.

    Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл преподнес храму икону «Собор святителей Московских». На иконе имеется надпись: «Дар Всехсвятскому кафедральному собору в память о Нашем посещении и служении в нем 11 марта 2009 г. Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси».

    В числе реликвий Всехсвятского собора — напрестольное Евангелие, подаренное храму Святейшим Патриархом Алексием I (Симанским).

    Всехсвятское кладбище действовало до 1968 года. Оно занимает площадь 34 гектара. Здесь сохранились надгробия конца XVIII — начала XX вв. различных типов и различных стилей: плиты, саркофаги, жертвенники, колонны, аналои, часовни, кресты.

    Особенно интересны в художественном отношении белокаменные надгробия первой трети XIX века, украшенные тончайшей резьбой, аналогов которой нет ни в России, ни в мире. Растительные орнаменты этих надгробий напоминают декор, который украшал оружие и партикулярные изделия, изготовленные тульскими мастерами. С большим мастерством на белокаменных надгробиях выполнялись евангельские сюжеты - Троица, Распятие с предстоящими, Воскресение Господне, а также изображения святых. Интересны ажурные кованые решетки и кресты конца XIX - начала XX вв.

    На Всехсвятском кладбище сохранились семейные захоронения знаменитых купеческих родов — Добрыниных, Лугининых, Ливенцевых, Баташевых, Черниковых, Белобородовых. К северу от храма похоронены предки и родственники мецената Д.Я. Ваныкина.

    Здесь покоятся выдающиеся оружейники-конструкторы П.П. Третьяков, Ф.В. Токарев; известные кондитеры Белолипецкие, И.А. Скворцов, П.И. Козлов; основатель городского парка, санитарный врач П.П. Белоусов; замечательные тульские врачи Ф.С. Архангельский, Я.С. Стечкин, В.Ф. Дагаев; автор трудов по истории церкви и церковному краеведению П.И. Малицкий.

    На Всехсвятском кладбище - три братских захоронения воинов, погибших в боях при обороне Тулы и скончавшихся от ран в тульских госпиталях в годы Великой Отечественной войны.

    В юго-западной части Всехсвятского кладбища сохранился участок лютеранских и католических погребений, когда-то отделявшийся от православного кладбища валом и рвом. Здесь похоронен известный тульский архитектор Эварист Скавронский.

    Храмы города Тулы

  • Свято-Успенский кафедральный собор, г. Тула
    (храм бывшего Тульского Успенского женского монастыря)
  • Храм Николая Чудотворца («Никола на площади»), г. Тула
    (храм бывшего Тульского Успенского женского монастыря)
  • Преображенская церковь, г. Тула
    (храм бывшего Тульского Успенского женского монастыря)
  • Всехсвятский кафедральный собор, г. Тула
  • Свято-Успенский собор в Тульском кремле
  • Храм во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, г. Тула
  • Храм во имя Двенадцати святых Апостолов, г. Тула
  • Храм во имя Святой Живоначальной Троицы при Тульской духовной семинарии
  • Храм во имя Воскресения Христова на Тульском оружейном заводе
  • Храм во имя святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси, г. Тула
  • Свято-Покровский храм в поселке Южный, г. Тула
  • Храм во имя Смоленской иконы Божией Матери, г. Тула
  • Храм во имя св. мч. Флора и Лавра (Боголюбской иконы Божией Матери), г. Тула
  • Храм Рождества Пресвятой Богородицы на Ржавце (Николы на Ржавце), г. Тула
  • Храм во имя пророка Илии, г. Тула
  • Храм во имя святого благоверного князя Александра Невского, г. Тула
  • Храм во имя преподобного Серафима Саровского, г. Тула
  • Храм во имя святого равноапостольного князя Владимира, г. Тула
  • Храм во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии, г. Тула
  • Храм во имя иконы Божией Матери «Державная», г. Тула
  • Свято-Казанский храм в Мяснове, г. Тула
  • Храм во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, г. Тула
  • Храм во имя преподобного Сергия Радонежского, г. Тула
  • Храм во имя Нерукотворного образа Спасителя, г. Тула
  • Храм во имя Вознесения Господня, г. Тула
  • Храм во имя Рождества Христова (Николо-Зарецкий), г. Тула
  • Свято-Знаменский храм, г. Тула
  • Храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы (Пречистенский), г. Тула
  • Храм во имя Димитрия Солунского, г. Тула
  • Храм во имя Донской иконы Божией Матери, г. Тула
  • Свято-Покровский храм (храм во имя Феодосия Черниговского), г. Тула
  • Домовый храм во имя иконы Божией Матери «Целительница»
    при Тульской областной больнице
  • Домовый храм во имя святителя Луки при детской областной больнице, г. Тула
  • Храм во имя святителя Иоанна Златоуста, г. Тула
  • Богородичный Щегловский мужской монастырь
  • Богородице-Рождественский женский монастырь

  • В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос