Владимирская (Георгиевская) церковь, что на Ржавце

Дата публикации или обновления 04.11.2021
  • Храмы Тульской области
  • Частично или полностью сохранившиеся храмы г.Тулы

    Адрес: г.Тула, ул. Ленина, 15.

    Владимирская (Георгиевская) церковь, что на Ржавце, г.Тула.

    По письменным источникам Владимирская церковь, что на Ржавце, с Георгиевским приделом, известна с 1727 года. Однако протоиерей Г. Панов в «Тульских епархиальных ведомостях» в 1864 году высказывает предположение, что прежде нее здесь была когда-то церковь во имя великомученика Георгия. Аргумент автора таков: в народе Владимирская церковь иначе как Георгиевской не называлась, подобно тому, как зареченский Свято-Духовский храм с самых давних пор тоже именовался Георгиевским, по давней церкви; так же, как и прежде Владимирской церкви, что за валом, существовала деревянная Никольская церковь.

    Во второй половине XVIII столетия Ржавская местность становилась все более густонаселенной. За Никольской слободой, между Петропавловской и Павшинской, появились новые слободы Новомещанская и Разночинская. Жителям этих слобод стало тесно молиться в небольшой Владимирской церкви.

    К тому же к устроению новой трапезной было и еще одно побуждение. С середины XVIII века, и особенно во время эпидемии чумы в 1771 году, прославилась целебными чудотворениями неизвестная дотоле икона Пресвятой Богородицы «Троеручица». По преданию, одной женщине, страдавшей от сильной боли в ногах, три ночи подряд во сне голос от иконы Богоматери повелевал идти в Георгиевскую церковь, что на Ржавце, и там отслужить молебен перед иконой Троеручицы. Два дня больную привозили в этот храм, и она просила священнослужителей показать виденную ею во сне икону, но такую икону нигде не могли найти. Наконец на третий день священнослужители решили показать болящей все ветхие иконы, находившиеся вне храма. Когда была принесена икона Богоматери, стоявшая во впадине над северными дверьми церкви, женщина узнала являвшуюся ей икону. Больная упала перед иконой на колени и усердно помолилась Царице Небесной. Затем был отслужен молебен перед найденной иконой, во время которого больная почувствовала себя гораздо лучше; домой вернулась на своих ногах. Вскоре она совершенно выздоровела. Это первое исцеление не было последним. «Металлические изображения различных членов тела человеческого, во множестве ежегодно привешиваемые к чудотворной иконе, в память полученных от нее исцелений, служат очевидным тому доказательством», — пишет Г. Панов в «Тульских епархиальных ведомостях».

    Расскажем коротко об иконе Божией Матери «Троеручица». По преданию, во времена иконоборчества в VIII веке преподобный Иоанн Дамаскин был обвинен византийским императором в государственной измене. Император велел отсечь у Иоанна кисть правой руки и повесить ее на городской площади. Иоанну удалось выпросить у властей свою отсеченную кисть. Затворившись у себя, он приложил кисть к руке и молился перед иконой Богородицы. По совершении молитвы кисть приросла к руке, а Иоанн в благодарность за исцеление приложил к иконе сделанную из серебра руку, отчего икона и получила название «Троеручица».

    В 1797 году священник Владимирской церкви и ее прихожане подали прошение преосвященному Афанасию разобрать имеющуюся трапезную и устроить новую, больших размеров, с двумя приделами: во имя образа Пресвятой Богородицы Троеручицы и во имя великомученика Георгия. Просьба была удовлетворена. Перестройку храма завершили через три с половиной года; в 1800 году приделы были освящены. Строители избирались из прихожан; особое участие в перестройке трапезной приняли известные благотворители тех времен - Баскаковы, Веницеевы и Колзакова.

    Новый иконостас во Владимирской церкви был устроен в 1856 году стараниями купца М.Я. Василькова и позолочен в 1859 году усердием церковного старосты М.И. Авраамова на сумму 4000 рублей.

    В числе особо чтимых икон храма отмечался образ Спаса Вседержителя, списанный в 1747 году с чудотворной иконы, находившейся на Спасских воротах Московского кремля, и Тихвинская икона Божией Матери, привезенная из Тихвина в том же году.

    Колокольню, строительство которой началось одновременно с приделами, возвели к 1806 году. На ней было 8 колоколов. Самый большой из них, в 361 пуд, был изготовлен в 1863 году на деньги, собранные прихожанами. Наибольшую сумму пожертвовали Иван и Петр Михайловичи Васильковы. Церковный староста купец Петр Степанович Корсунский взял на себя расходы «по утверждению нового колокола на колокольне» и на украшение церкви 900 рублей. Его сыновья и наследники Александр, Павел и Иван устроили вокруг церкви чугунную ограду, обошедшуюся им в пять тысяч рублей.

    В 1895 году при храме открылась церковноприходская школа.

    Ведущая к храму улица именовалась по его названию Георгиевской. В 1924 году Георгиевская улица получила новое название Братьев Жабровых.

    Церковь была закрыта согласно постановлению президиума Мособлисполкома от 16 февраля 1930 года. На ее здание претендовал рабфак, находившийся по соседству. Показательна выписка из протокола общестуденческого собрания Тулгосрабфака от 12 ноября 1929 года (приводится с соблюдением орфографии): «Общее студенческое собрание констатирует, что находящаяся около рабфака церковь «Георгия» создает неудобство для занятий студентов, отвлекает их внимания, разбивает мысли ненужным колокольным звоном. Кроме того рядом с пролетарским учебным заведением несовместимо существование указанной церкви. Посему собрание студентов считает необходимым закрытие этой церкви и поручает профкому: 1) ходатайствовать на основе вышеизложенного перед Горсоветом о закрытии церкви «Георгия».

    Наряду с этим тысячная студенческая масса не имеет помещения для политико-просветительной, культурной и бытовой работы, вследствие чего часть необходимых кружков свертывает свою работу <...>, почему собрание 2) поручает профкому одновременно с ходатайством о закрытии ходатайствовать о передаче ее под клуб студентов рабфака».

    Впрочем, начальство рабфака рассудило несколько по-иному, и отношение заведующего рабфаком в горсовет от 1 марта 1930 года выглядело следующим образом: «Тулгосрабфак сообщает, что церковь Георгия (так, со строчной буквы в документе. - Н.К.) необходима Рабфаку под библиотеку и читальню, а ныне занимаемые библиотекой помещения будут приспособлены под классы для расширения контингента учащихся на 120 человек». На том и порешили...

    После значительных перестроек от здания храма остались фундамент, подвалы и честь стен.

    В 1961 году в бывшем храме размещалось «Заготзерно».

    В 1991 году здание было поставлено на госохрану в качестве памятника истории и культуры регионального значения. Сегодня в нем находится ОАО «Тулахле-бопродукт» и управление Государственной хлебной инспекции по Тульской области.

    Частично или полностью сохранившиеся храмы г.Тулы.

  • Богоявленский собор, г. Тула
  • Покровская церковь, г. Тула
  • Владимирская церковь (церковь Николы за Валом), г. Тула
  • Староникитская церковь, г. Тула
  • Церковь во имя Покрова Божией Матери на подворье Щегловского монастыря
  • Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Рудакове, г. Тула
  • Церковь Успения в Павшине, г. Тула
  • Владимирская (Георгиевская) церковь, что на Ржавце, г. Тула
  • Петропавловская церковь, г. Тула
  • Церковь во имя Иверской иконы Божией Матери, г. Тула
  • Церковь Георгия на Хопре (Святодуховская), г. Тула
  • Церковь Рождества Христова в Чулкове, г. Тула
  • Домовая церковь во имя Трех святителей — Петра, Алексия и Ионы,
    митрополитов Московских при Тульском уездном духовном училище
  • Домовая церковь во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы
    при Епархиальном женском училище
  • Домовая церковь во имя Александра Невского
    при мужской классической гимназии, г. Тула
  • Церковь во имя Димитрия Солунского при богадельне купца Петрова
  • Домовая церковь во имя Тихвинской иконы Божией Матери
    в приюте-богадельне Л.И.Трухиной
  • Домовая церковь во имя святителя и чудотворца Николая
    при Дворянском пансион-приюте
  • Домовая Покровская церковь при тюремном замке
  • Домовая Сионская церковь при епархиальном свечном заводе, г. Тула
  • Домовая церковь во имя святителя и чудотворца Николая и мученицы
    царицы Александры при Николаевском детском приюте
  • Домовая церковь во имя Владимирской иконы Божией Матери
    при Кузовлевской богадельне
  • Домовая церковь во имя архангела Михаила при мещанском
    Михайловском детском приюте
  • Домовая Александро-Невская церковь при Тульском Александровском
    кадетском корпусе (позже — при губернской земской больнице)
  • Домовая церковь во имя святой мученицы Раисы при церковноприходской
    школе Щегловского монастыря
  • Предтечев монастырь (впоследствии - Архиерейское подворье)

  • В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос