Храмы Тульской области

Город Тула

Дата публикации или обновления 04.11.2016
  • Храмы Тульской области
  • Рассказ о поездке в Тулу в апреле 2011 года
  • Свято-Успенский собор в Тульском кремле

    Адрес: 300000, г. Тула, Кремль.
    Телефон: (4872) 36-17-06.

    Свято-Успенский собор в Тульском кремле.

    Тульский кремль был возведен в 1507-1520 гг. Боевое крещение он выдержал 21-24 июня 1552 года, когда туляки и немногочисленный гарнизон, укрывшиеся за кремлевскими стенами, отразили штурм войска крымского хана Девлет-Гирея.

    В XVI—XVII вв. пространство внутри кремлевских стен было очень плотно застроено. Сведения об этой застройке имеются в писцовых книгах того времени. Главная улица кремля называлась Большой и соединяла Ивановскую и Пятницкую проездные башни. На Большой улице размещалось большинство учреждений местного управления.

    Здесь был расположен двор воеводы, а также подворье архиепископа Каширского и Коломенского, в чьем ведении находилась тогда Тула. В кремле размещалась «канцелярия» воеводы — приказная изба и «уголовный суд» - губная изба.

    От Большой улицы отходили многочисленные тупики и переулки, на которых располагались осадные дворы и осадные клети. В последней четверти XVI в. в кремле было более 120 осадных дворов, в которых во время татарских и прочих набегов укрывались представители светской и духовной власти, а также дворяне и дети боярские (низший чин провинциального дворянства), имевшие вотчины и поместья в Тульском уезде. В мирное время в большинстве осадных дворов проживали так называемые дворники — люди либо довольно бедные, либо пришлые из других городов. Их нанимали следить за сохранностью господского имущества.

    Кроме того, в кремле имелось примерно столько же осадных клетей тульских священников, посадских и служилых людей (прежде всего — защитников крепости: пушкарей, стрельцов и т. п.).

    На Большой улице, в центре кремля в XVI веке стояли две деревянные церкви — холодная во имя Архистратига Гавриила с приделом Василия Парийского и теплая во имя Успения Пресвятой Богородицы. Эти церкви упоминаются в писцовой книге 1587-1589 гг.

    Первый каменный Успенский собор с приделами во имя Архангела Гавриила и Тихона Амафунтского был возведен в 70-80-е годы XVII века. Менее чем через сто лет он обветшал, видимо, из-за «непрочности постройки», и его разобрали.

    Взамен него в кремле возвели новый Успенский собор, сохранившийся до наших дней.

    Его строительство началось 7 мая 1762 года по благословению епископа Коломенского и Каширского Порфирия, на средства тульского купечества «из питейных сборов приборными деньгами». На постройку собора и его отделку было израсходовано около 30 тысяч рублей.

    Главным строителем храма был купец Лукьян Коптельцев с «товарищами» Софроном Сидневым и Андреем Володимировым. Здание возвели быстро, за два года, к 8 мая 1764 года. В это время Лукьян Коптельцев умер, и на его место был определен бургомистр Тимофей Чечулин.

    Имя зодчего - автора проекта собора - до сих пор неизвестно. Что касается каменщиков, в отчете о построении храма сказано: «А делали земляное и каменное мастера тульские кирпичники Емельян Цыбин, Онисий Васильев Добрынин». Тульские кузнецы — Осип Журов с помощниками - отковали металлические стропила четырехскатной кровли, каркасы куполов и другие детали. Золотил главы собора тульский купец Ларион Сорокин.

    Пространственное решение храма таково: над мощным, почти кубическим объемом возвышаются пять восьмигранных световых барабанов, увенчанных луковичными главами с простыми коваными крестами. С востока к основному объему примыкает низкий алтарь. Такое решение не было характерно ни для клонящегося к закату барокко, ни для нарождающегося классицизма. Скорее оно напоминает типичные городские соборы XVI—XVII вв.

    С простым объемным построением храма контрастирует его богатое декоративное оформление в стиле русского барокко.

    Для хорошего освещения большого внутреннего пространства окна выполнены в два ряда, что придает внешнему облику храма характер двухэтажного здания. Этот «обман» несколько смягчается тем, что вертикальные декоративные полосы объединяют расположенные друг над другом окна первого и второго света в один архитектурный мотив.

    Декоративное убранство стен отличается разнообразием примененных форм и материалов. Мы видим белокаменные резные детали (капители, раковины, розетки), элементы из фасонного кирпича, лепные украшения (растительный орнамент и другие). Три входа в собор обрамляют богато украшенные порталы. Над главным западным входом чудом сохранился при советской власти резной белокаменный российский герб - двуглавый орел.

    Первоначально пол в храме был выстлан чугунными плитами, впоследствии замененными на каменные. Есть предположение, что несколько чугунных плит с очень интересным узором были переданы из Успенского собора в Благовещенскую церковь, где они сохранились до наших дней.

    Успенский собор расписывали ярославские мастера, работавшие в лучших традициях ярославской школы периода ее расцвета. Они трудились «по два лета» - в 1765 и 1766 гг. 36-ю живописцами руководил Афанасий Андреевич Шустов. В числе художников были представители знаменитых династий ярославских «изографов» — Сопляковы, Иконниковы, Горины.

    Стенопись Успенского собора — одно из последних произведений стенного письма ярославской школы; по выражению И. Грабаря — «лебединая песня умиравшего великого искусства». Согласно заключению Центральной проектно-реставрационной мастерской Академии архитектуры СССР, обследовавшей стенопись тульского Успенского собора в 1959 году, она «является самым монументальным произведением мастеров ярославской школы стенного писания за весь XVIII век... Стенопись собора по своему художественному значению относится к памятникам первой категории всесоюзного значения».

    Старший научный сотрудник музея «Тульский кремль» Елена Зыкова в «Тульском краеведческом альманахе» отмечает: «В отличие от ярославских фресковых циклов, где господствует орнаментальная стихия, пестрая «ковровость», где все ярко и празднично, монументальная живопись тульского Свято-Успенского собора выполнена в крупном плане, в спокойном, торжественном ритме. Но при этом монументальность стенописи не вытесняет особого внимания при передаче бытового ряда. Четкая прорисовка архитектурных элементов, тончайших особенностей костюма, прически, украшений, текстуры ткани - отличительная черта росписей тульского собора. Художникам абсолютно чужд средневековый аскетизм. Они любят изображать модные наряды XVIII столетия, дорогую утварь, богато декорированные интерьеры и фасады зданий <...> Ярославские мастера, используя язык притч, смело вносят в свои картины элементы мирской действительности, что явилось отступлением от церковных традиций <...> Перед зрителем предстает удивительно красивый мир, наполненный прекрасными цветами, животными, городами. Но центром этого фантастического мира является лучшее из творений Бога — Человек».

    В соборе расписаны стены, простенки, оконные откосы.

    Стенописи алтаря включают в себя традиционные сюжеты: «Троица Новозаветная», «Распятие», «Деисус», «Господь Саваоф», «Тайная вечеря».

    Росписи стен и сводов средней части храма расположены в определенном порядке, по ярусам.

    Нижний ярус — полотенечный — представляет собой изображение свитков ткани с растительным орнаментом. Здесь же - поясняющие надписи к монументальным картинам.

    Следующий ярус фресок северной и южной стен храма посвящен подлинным историческим событиям - семи Вселенским соборам, состоявшимся в городах Никее, Константинополе, Эфесе, Халкидоне с 325 по 787 годы.

    Выше сцен Вселенских соборов находятся изображения евангельских сюжетов - многих событий земной жизни Христа и чудес, совершенных им.

    Запад в православной философии - олицетворение вечного зла и смерти. До конца XVII века на западной стене храма было принято изображать картины Страшного Суда и Апокалипсиса — напоминание верующим, выходящим из храма, о муках грешников. С начала XVIII столетия ярославские мастера стали помещать на западной стене композиции, иллюстрирующие Новый и Ветхий Завет. В Успенском соборе на западной стене находятся композиции, отражающие содержание книги Соломоновой «Песнь Песней». «Песнь Песней» — произведение глубоко символическое. Под образом взаимоотношений Девы-Невесты и ее возлюбленного Жениха подразумевается вечный союз Христа и учрежденной им Церкви.

    В люнетах - полукруглых нишах северного, южного и западного порталов - образы Божией Матери, защитницы, утешительницы и помощницы рода человеческого. Образы Пресвятой Богородицы (Донской, Смоленский, Иверский и другие) размещены также над окнами. Значительную часть западного свода занимает фреска «Успение Пресвятой Богородицы». В восточном своде размещена композиция «Предста царица одесную тебе», в центре которой — Спаситель, восседающий на престоле, одетый в царские ризы; Христос предстает здесь как символ высшей справедливости, как Царь царствующих, как образ верховной власти над теми, кому дана земная власть над людьми. По сторонам от него — предстоящие Божия Матерь в одеянии царицы и Иоанн Предтеча.

    Е. Зыкова пишет:

    «В настенной росписи Свято-Успенского собора Тульского кремля ярко выступают черты прославления и возвеличивания царской и церковной власти. На откосах оконных и дверных проемов размещены монументальные портреты прославленных русских князей, которые с оружием в руках отстаивали Отчизну и веру православную. Благоверный князь Михаил Тверской, святой благоверный князь Михаил Всеволодович Черниговский, святые страстотерпцы князья Борис и Глеб - вот только несколько имен из этого сонма святых.

    Торжественное великолепие стенописей собора выступает в фигурах отцов церкви, первых русских митрополитов и патриархов <...>. Интересно и то, что в нашем храме представлены изображения первых пап христианской церкви, а также патриархов Константинопольских, Антиохийских, Александрийских».

    На столбах собора мы видим изображения первой христианки на Руси святой равноапостольной княгини Ольги, святого равноапостольного князя Владимира, крестившего Русь в 988 году, святого благоверного князя Александра Невского в доспехах. Напротив алтаря, на восточной стороне западного столба - изображение великомученицы Екатерины. На голове ее корона, горностаевая мантия приспущена до пола. В правой руке она держит крест - символ мученицы, в левой - меч, символизирующий царскую власть. Дело в том, что собор расписывался в четвертый год царствования Екатерины II.

    Значительные реставрационные работы стенописи Успенского собора были проведены в XIX веке. Их приурочили к столетию храма. Изображения были не переписаны, а поновлены, то есть прописаны в местах некоторых утраченных фрагментов.

    Велика художественная ценность деревянного резного золоченого иконостаса, имеющего шесть ярусов. Выполнен он тульскими резчиками по дереву, работавшими у купца Василия Кирьянова.

    Это превосходный образец местного прикладного искусства второй половины XVIII века. Изготовленный в переходный период от барокко к классицизму, он несет в себе характерные черты обоих стилей.

    Иконы были написаны неизвестными тульскими живописцами, работавшими по найму у купца Лариона Сорокина, и калужским дьяконом Андреем Филипповым. Три иконы, размещавшиеся у царских врат, выполнены оружейником Григорием Белоусовым, лучшим тульским иконописцем того времени.

    Иконостас Успенского собора был семиярусным. Описание иконостаса дано в «Тульских епархиальных ведомостях» за 1895 год. Приведем его в сокращении.

    В нижнем ярусе размещались ветхозаветные сюжеты. Слева направо (от северного края иконостаса к южному) иконы располагались следующим образом. На крайней было изображено создание Адама и покорение ему во власть всех животных. На следующей - сотворение Евы из ребра спящего Адама, искушение первых людей змием и изгнание их из рая. Третья икона была посвящена жертвоприношению Авраама. На четвертой пророк Елисей наказывал порочных мальчиков, непочтительных к старчеству и святости пророка. Сюжет пятой иконы - пророк Елисей, стоящий среди поля, покрытого человеческими костями и скорбящий о народе иудейском, погибающем в Вавилонском плену. Завершала нижний ярус икона с изображением пророка Ионы, три дня и три ночи пробывшего во чреве кита в море и чудом изверженного живым на землю.

    Середину второго яруса занимали царские врата с изображением Благовещения Пресвятой Богородицы, окруженным изображениями четырех евангелистов. По правую сторону царских врат находилось изображение Христа Вседержителя, за ним следовали икона Успения Пресвятой Богородицы и икона Троицы Ветхозаветной (три ангела, явившиеся Аврааму у дуба Мамврийского). По левую сторону царских врат была икона Божией Матери, за ней - иконы Крещения Господня (Богоявления) и Собора святых Архангелов и Ангелов, Херувимов и Серафимов, и прочих Сил Бесплотных. На южной двери алтаря — изображение ветхозаветного царя и первосвященника Мельхиседека, на северной — архидиакона Стефана (по данным московского искусствоведа С. П. Утва, изучавшей иконостас Успенского собора в 1970-1980-х гг., на южной двери алтаря был изображен первый еврейский первосвященник Аарон).

    Над царскими вратами располагалась еще одна икона Успения Пресвятой Богородицы. Она опускалась вниз во время Успенского поста, когда перед ней служили акафист. Помещение этой иконы над царскими вратами и устройство спуска было подражанием первому на Руси храму, устроенному во имя Успения Богородицы, находящемуся в Киево-Печерской Лавре.

    Иконы третьего и четвертого ярусов иконостаса представляли важнейшие православные праздники: Рождество Богородицы, Введение Богородицы во храм, Благовещение, Рождество Христово, Сретение Господне, Богоявление, Преображение Господне, Воскресение Лазаря, Вход в Иерусалим, Вознесение, Сошествие Святого Духа на апостолов, Успение Пресвятой Богородицы, Воздвижение Креста Господня, Покров Пресвятой Богородицы (поданным С.П. Утва, в праздничном чине имелись еще две иконы - «Гостеприимство Авраама» и «Обрезание Господне»).

    На иконах пятого яруса были изображены апостолы и евангелисты. В центре яруса находился Деисус: композиция, включающая изображение Иисуса Христа - Царя Славы, сидящего на престоле, по сторонам его - изображения Иоанна Предтечи и Пресвятой Богородицы.

    В шестом ярусе находились иконы ветхозаветных пророков. В центре яруса - икона Богородицы с Предвечным младенцем, а по сторонам от нее — преподобные Антоний и Феодосий Печерские (первый на Руси храм Успения Пресвятой Богородицы был создан в Киеве по благословению, принесенному преподобным Антонием с горы Афонской).

    Седьмой ряд иконостаса - страстной. В центре его размещался Крест с изображением на нем распятого Спасителя и с предстоящими Богородицей и Иоанном Богословом. На иконах седьмого яруса были изображены события Седмицы страданий Христовых.

    Сейчас иконы Успенского собора хранятся в Тульском музее изобразительных искусств.

    Собор освятили в 1766 году, а через год был освящен устроенный в нем с правой стороны придел Иоанна Златоуста. Но после перенесения архиерейской кафедры в Тулу придел этот упразднили из-за тесноты, а на его месте обустроили соборную ризницу.

    При двух западных столпах собора находились три знамени тульского ополчения 1812-1814 гг. Изорванные в боях и обветшавшие от времени, эти святыни были промыты искусным иконописцем, подклеены, подновлены без существенных изменений и в 1865 году помещены в храме на специальных тумбах — «для сохранения в отдаленное потомство, как памятник достоподражаемого патриотизма, оказанного в Отечественную войну нашим дворянством, а за ним и другими сословиями Тульской губернии».

    Одно из знамен имело на одной стороне изображение Николая Чудотворца, а на другой - Богоявления (Крещения) Господня. Оно принадлежало, по преданию, третьему пехотному полку тульского ополчения. Два других знамени принадлежали, скорее всего, 1-му конному казачьему полку тульского ополчения под командованием князя Щербатова.

    При четырех столпах собора в деревянных тумбах с надписями на медных табличках хранились также одиннадцать знамен тульского ополчения времен Крымской войны 1855-1856 гг.

    Четырехъярусная колокольня Успенского собора строилась с 1772 по 1776 г. при городском голове Илларионе Лугинине. Строителями были избраны купцы Софрон Сиднев и Иван Гурьев.

    Протоиерей М. Руднев в «Тульских епархиальных ведомостях» в 1866 году и П.И. Малицкий в работе «Приходы и церкви Тульской губернии» в 1895 году утверждают, что автором проекта колокольни являлся архитектор Праве.

    Эта же версия повторяется и в краеведческой литературе советских и постсоветских времен. Н. Шапошников в «Тульских епархиальных ведомостях» в 1998 году указывает: «Максим Максимович (Карл-Магнус) Праве родился в 1790 г., служил в Туле в разных должностях в 1816-1822 гг., что исключает возможность создания им проекта колокольни, построенной задолго до рождения архитектора».

    Металлический шпиль колокольни по заказу городского общества выполнил Иосиф Жуков. Шпиль позолотили в 1826 году.

    Кремлевская колокольня стала одной из главных городских архитектурных доминант; на нее была ориентирована Киевская улица (ныне проспект Ленина).

    Ее высота от земли до креста составляла 33 сажени (70,4 метра).

    Колоколов имелось 22, над колоколами — часы с боем.

    Два самых больших колокола весом в 679 и 361 пуд были слиты, по свидетельству надписи на них (приводится в современной орфографии), «во славу три-ипостасного Бога и в честь преблагословенной Девы Марии при державе Благочестивейшего Самодержавнейшего Великого Государя Императора Александра Павловича, по благословению преосвященного Амвросия, епископа Тульского и Белевского, особенным по благочестии усердием доброхотных подаяний Тульского купеческого общества и прочих граждан и оружейников в лето от Р. Хр. 1805 Генваря 31 дня, на память Святых чудотворцев Кира и Иоанна в Москве на заводе Струговщикова, по 23 р. 50 коп. за пуд».

    Интересная надпись имелась на четвертом по величине колоколе: «Города Вологды церкви Святых жен мироносиц и Св. Иоанна Златоустого и преподобного Александра Свирского, состоявшего за рекой Вологдою. Лит в поминовение Вологодского купца Алексия Александрова Шапкина рачением сына его Василия в лето 1783, 25 Сентября в Москве на заводе Леона Суруговщина. Весу в нем 100 п.». «Вологодские епархиальные ведомости» в 1888 году задались вопросом: «По какому случаю колокол, литый для Вологды, очутился в Туле

    Проведя небольшое расследование, в Вологде нашли ответ. Могло быть две причины такого перемещения колокола. Заказчик Василий Шапкин мог остаться недоволен сделанными ошибками, особенно в отчестве его отца: Шапкин-старший был Андреевич (это редакция «Вологодских епархиальных ведомостей» установила по метрическим книгам Мироносицкой церкви). Неверно были указаны имя и фамилия владельца завода, на котором отлит колокол - его звали Асон Струговщиков. Вторая возможная причина отказа могла быть в том, что заказчику не понравился звук колокола. Забракованный колокол был приобретен в Тулу (видимо, подходил и по весу, и по голосу, а надпись тулякам была не так уж важна). Для вологодской Мироносицкой колокольни тем же Василием Шапкиным в том же году заказан колокол с «правильной» надписью. Успенский собор являлся «холодным», неотапливаемым храмом. Богослужения в нем проводились только в период от Пасхи до Покрова.

    Поэтому в нижнем ярусе колокольни «тщанием и иждивением тульского купечества» в 1778 году был устроен теплый храм во имя Тихона Амафунтского. Иконостас в этом храме поставили в 1853 году старанием церковного соборного старосты Вукола Кузовлева. Тогда же в южной части небольшого храма тот же Вукол Кузовлев обустроил придельный алтарь во имя Иоанна Златоуста — в память придела, который существовал в Успенском соборе до начала XIX века.

    Колокольня до наших дней не дожила. Возможно, она стала жертвой жесточайших дискуссий, развернувшихся вокруг судьбы Тульского кремля в 1934-1936 гг. Городские власти жаждали его снести, причем вместе с обоими соборами. А комитет по охране памятников при президиуме ВЦИК отстаивал историко-культурную ценность кремля и Успенского собора, не возражая против сноса Богоявленского собора. Подробности этой битвы за кремль — отдельная тема. Но колокольня в ней не устояла.

    Вечером 28 сентября 1936 года запылали верхние этажи колокольни Успенского собора. Пожарные ничего сделать не смогли — напор воды в шлангах не достигал 30—40-метровой высоты. Только под утро удалось отстоять нижние ярусы колокольни.

    Виновников пожара, конечно же, «обнаружить не удалось».

    Тульский горсовет обратился в Москву, в комитет по охране памятников, за срочным разрешением на разборку оставшейся части колокольни, которая якобы создавала «угрозу для массового транспортного движения, весьма оживленного здесь ввиду соседства крупных оборонных заводов, учебных заведений, центрального физкультурного стадиона». (В кремле тогда уже был устроен стадион. — Н.К) В очередном послании в Москву тульских властей утверждалось, что реставрация колокольни невозможна. Москва согласия не давала, более того, Академия архитектуры подтверждала возможность реставрации. Комитет по охране памятников так оценивал колокольню: «Для Тулы это единственный в своем роде памятник, и разборка колокольни, обезличив ансамбль всего кремля, не может быть признана желательной».

    Но тульские власти решили по-своему. Не дожидаясь разрешения комитета по охране памятников, они дали команду: колокольню разобрать. Что и было сделано к концу марта 1937 года.

    В справочной книге «Вся Тула и Тульская губерния», изданной в 1925 году, в разделе «Тульские здания, как исторические памятники» архитектура Успенского собора кремля характеризуется как «соединение московского пятиглавого с широким стилем XVIII века. Интересны фресковая роспись внутри и кирпичный растительный орнамент снаружи».

    В начале 1930 года было принято решение закрыть в Туле десять церквей. Это было самое массовое закрытие в нашем городе в годы советской власти. В число закрываемых попал и Успенский собор кремля. Приведем некоторые документы и факты на этот счет.

    На заседании президиума Тульского окрисполкома 7-8 февраля 1930 года слушалось постановление президиума Тульского горсовета от б февраля 1930 года о закрытии в Туле церквей. Постановили:

    «1) Принимая во внимание массовые постановления рабочих и трудящихся на отчетных собраниях Советов и коллективные подписи рабочих и трудящихся в количестве 26000 человек о закрытии и использовании церквей под культурные нужды, президиум окрисполкома постановляет: расторгнуть договора на пользование группами верующих церквами Сергия, Николо-Часовни, Георгия, СтароНикитской, Спаса, Александро-Невской, двух соборов (зимнего и летнего в кремле), Донской и Феодосия, возбудив об этом ходатайство перед Мособл исполкомом.

    2) Принимая во внимание длительную задержку рассмотрения дел о расторжении договоров с группами верующих на пользование церковными зданиями, просить Президиум Облисполкома об ускорении рассмотрения этих дел».

    Необходимо пояснить, что Тула в это время входила в состав Московской области, потому и окончательное решение о закрытии храмов принималось в Москве. Что же касается 26 тысяч подписей... Те, кто жил при советской власти, помнят, каким образом организовывались подобные кампании. В архивном деле сохранились подписные листы за закрытие церквей. В большинстве этих листов отсутствуют адреса подписавшихся, в некоторых неразборчивы фамилии. На одном, оформленном особенно небрежно, внизу надпись: «Подписка производилась в кино форуме 28/I - 30 год» (имеется в виду кинотеатр «Форум»). А вот аккуратно разграфленные листы, рассчитанные более чем на 680 подписей. Листы в основном остались чистыми: подписался лишь 61 человек.

    Решение президиума Мособлисполкома последовало довольно быстро: оно было принято 16 февраля 1930 года (в документах и краеведческой литературе встречается дата 15 февраля).

    Закрытый Успенский собор предполагалось использовать под атеистический музей. Тульский-окружной краеведческий музей был в полной готовности приступить к воплощению идеи в жизнь. Уже 12 марта в президиум Тульского горсовета сообщалось, что для организации музея «имеются экспонаты древнецерковной живописи и бытовые предметы культа, начиная с прошлых веков и до наших дней... Экспонатами музей обеспечен на 80 %, часть еще будет взята в ликвидируемых церквях и в антирелигиозном музее СССР». Но музей в здании собора так и не был создан.

    Более того, собор, судя по архивным документам, продолжал действовать до лета 1934 года. В архивном деле сохранилась просьба верующих, датированная 11 июня 1934 года, о передаче ряда икон и облачений из закрываемого Успенского собора в Николочасовенскую церковь. Просьба была удовлетворена.

    Долгое время храм находился в запустении.

    В 1945 году решением Совета Министров СССР Успенский собор был отнесен к памятникам союзного значения.

    В 1960-м согласно постановлению Совета Министров РСФСР здание храма поставлено на государственную охрану.

    В 1961 году в бывшем соборе находился склад промтоваров.

    Реставрация Успенского собора началась в мае 1965-го, после того, как годом раньше Тульский горисполком приступил к комплексной научно-исследовательской реставрации кремля. Реставрационно-технический Совет Центральных научно-реставрационных мастерских Министерства культуры СССР принял решение о золочении пяти глав храма, что и было сделано в 1968-1970 гг. Тогда же полностью заменили кровлю. Чуть позже отремонтировали цоколь. В июле 1975 года по заданию отдела культуры Тульского горисполкома Всесоюзный производственный научно-реставрационный комбинат приступил к проектно-изыскательским работам по реставрации иконостаса Успенского собора и двух киотов.

    Состояние иконостаса к моменту начала реставрации было в целом удовлетворительным, конструктивная и обшивочная его система сохранила прочность и жесткость. Утраты резного декора составляли около 30 %.

    В 1982—1986 гг. проводилось восстановление резьбы иконостаса из липы: резных накладок на цокольной части, царских врат, рам первого яруса.

    Стенопись на западной стене собора серьезно пострадала от пожара 1950-х годов. В 1960-е годы вследствие проводившихся в Кремле праздничных фейерверков была утрачена композиция Успения Богородицы и некоторые другие. К середине 1980-х стенопись храма находилась в аварийном состоянии. На стенах и столпах собора был местами утрачен живописный слой, что было вызвано как естественным старением живописи, так и механическими ее повреждениями.

    В 1988 году московские художники под руководством В.Л. Лагутина приступили к реставрации стенописи Успенского собора.

    В сентябре 1991 года исполком Тульского областного Совета народных депутатов принял решение о передаче Успенского кафедрального собора Тульского кремля в безвозмездное пользование Тульскому епархиальному управлению для совместного использования с филиалом областного краеведческого музея «Тульский кремль» по первоначальному назначению и для музейного показа.

    В 1990-х годах реставрация иконостаса не велась из-за отсутствия финансирования. В 2000-2001 гг. реставратор А. Пятин воссоздал часть резных обрамлений икон местного чина иконостаса.

    С 1996 года прекратилось финансирование работ и по реставрации стенописи. В 2001 году реставрация собора была продолжена специалистами «Центрреставрации» (Москва).

    В конце 1990-х годов в Туле был организован благотворительный фонд «Возрождение», поставивший своей задачей восстановление колокольни Успенского собора. Учредителями фонда стали «Центргаз», «Газстройдеталь», «Щекиноазот», «Тула-телеком», Тульский оружейный завод, Косогорский металлургический завод, Управа г. Тулы. Президентом «Возрождения» являлся генеральный директор ОАО «Центргаз» В.В. Соколовский.

    В 1999 году, с июня до самых заморозков, в кремле на месте колокольни проводились археологические раскопки, финансируемые фондом «Возрождение». Фонд оплатил и разработку архитектурного проекта восстановления колокольни, подготовленного московским реставратором Леонидом Потаповым.

    8 сентября 2005 года туляки накануне Дня города получили подарок от энергетиков: в 21.00 впервые была включена подсветка Свято-Успенского собора в кремле. Средства на это - более 650 тысяч рублей - выделило ОАО «Приокская территориальная генерирующая компания». Работы по установке и монтажу оборудования выполнило муниципальное унитарное предприятие «Тулагорсвет».

    Храмы города Тулы

  • Свято-Успенский кафедральный собор, г. Тула
    (храм бывшего Тульского Успенского женского монастыря)
  • Храм Николая Чудотворца («Никола на площади»), г. Тула
    (храм бывшего Тульского Успенского женского монастыря)
  • Преображенская церковь, г. Тула
    (храм бывшего Тульского Успенского женского монастыря)
  • Всехсвятский кафедральный собор, г. Тула
  • Свято-Успенский собор в Тульском кремле
  • Храм во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, г. Тула
  • Храм во имя Двенадцати святых Апостолов, г. Тула
  • Храм во имя Святой Живоначальной Троицы при Тульской духовной семинарии
  • Храм во имя Воскресения Христова на Тульском оружейном заводе
  • Храм во имя святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси, г. Тула
  • Свято-Покровский храм в поселке Южный, г. Тула
  • Храм во имя Смоленской иконы Божией Матери, г. Тула
  • Храм во имя св. мч. Флора и Лавра (Боголюбской иконы Божией Матери), г. Тула
  • Храм Рождества Пресвятой Богородицы на Ржавце (Николы на Ржавце), г. Тула
  • Храм во имя пророка Илии, г. Тула
  • Храм во имя святого благоверного князя Александра Невского, г. Тула
  • Храм во имя преподобного Серафима Саровского, г. Тула
  • Храм во имя святого равноапостольного князя Владимира, г. Тула
  • Храм во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии, г. Тула
  • Храм во имя иконы Божией Матери «Державная», г. Тула
  • Свято-Казанский храм в Мяснове, г. Тула
  • Храм во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, г. Тула
  • Храм во имя преподобного Сергия Радонежского, г. Тула
  • Храм во имя Нерукотворного образа Спасителя, г. Тула
  • Храм во имя Вознесения Господня, г. Тула
  • Храм во имя Рождества Христова (Николо-Зарецкий), г. Тула
  • Свято-Знаменский храм, г. Тула
  • Храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы (Пречистенский), г. Тула
  • Храм во имя Димитрия Солунского, г. Тула
  • Храм во имя Донской иконы Божией Матери, г. Тула
  • Свято-Покровский храм (храм во имя Феодосия Черниговского), г. Тула
  • Домовый храм во имя иконы Божией Матери «Целительница»
    при Тульской областной больнице
  • Домовый храм во имя святителя Луки при детской областной больнице, г. Тула
  • Храм во имя святителя Иоанна Златоуста, г. Тула
  • Богородичный Щегловский мужской монастырь
  • Богородице-Рождественский женский монастырь

  • В начало

    Купить книги оптом или мелким оптом
     
    Rambler's Top100