Домовая церковь во имя святой равноапостоьной Марии Магдалины при Мариинском детском приюте

Дата публикации или обновления 04.11.2021
  • Храмы Тульской области
  • Не сохранившиеся храмы города Тулы

    Находилась на углу современных проспекта Ленина и ул. Жаворонкова.

    Инициатива создания Мариинского детского приюта принадлежала княгине Софии Петровне Голицыной, супруге тульского губернатора. Повеление на его открытие было дано еще в 1845 году, но из-за недостатка средств (деньги шли на развитие открытого С.П. Голицыной Николаевского приюта) открытие благотворительного заведения состоялось только 22 июля 1877 года.

    E.C. Иванова, проводившая исследование истории приюта и домовой церкви при нем, рассказывает в «Тульском краеведческом альманахе»:

    «Приют находился в ведении Тульского губернского попечительства детских приютов под особым покровительством ведомства учреждений императрицы Марии. В приюте детям оказывали социальную и медицинскую помощь, их обучали школьным предметам, а также ткачеству и переплётному делу.

    14 июня 1901 года губернатор В.К. Шлиппе обращается с прошением к Епископу Тульскому и Белёвскому Питириму.

    Он пишет: «В настоящее время приступлено к устройству новых зданий для помещения Мариинского детского приюта на отведённом городом за Киевской заставой месте, против Водонапорной башни. В означенном приюте в одном из зданий предположено устроить домовую церковь во имя Святой Марии Магдалины». Далее указывается, что прилагается проект (к сожалению, он не сохранился) и содержится просьба о предоставлении храмозданной грамоты. Ответ последовал незамедлительно, уже через два дня, и был положительным. Однако выдвигались некоторые условия по устройству церкви, габаритам престолов и жертвенников и т.д.

    Финансировал строительство Григорий Кузьмич Антонов — временный тульский купец, почётный член Тульского губернского попечительства детских приютов. О награждении мецената ходатайствовал всё тот же В.К. Шлиппе.

    По окончании строительства осмотр церкви произвёл протоиерей Григорий Панов, направивший свой отчёт и опись имущества церкви епископу Питириму. В отчёте говорится «...в алтаре на горнем месте устроена икона благословляющего Спасителя с запрестольными иконами Св. Креста и Богоматери, <...> престол и жертвенник устроены из дубового дерева законной меры. <...> При осмотре иконостаса в два яруса столярной работы из дубового леса, я нашёл, что все /иконы/ написаны весьма целесообразно в православном духе, а в верхнем ярусе, по своей рельефности и живости, над Царскими вратами особенно выделяется икона Тайной Вечери».

    Опись церковного имущества, составленная Григорием Пановым, представляет несомненный интерес, поэтому приведем ее целиком:

    «1. Престол и жертвенник с облачениями

    2. Священные сосуды: потир, дискос, ковш и так далее

    3. Два платка для вытирания уст

    4. Напрестольные крест и Евангелие

    5. Крести Евангелие для молебнов

    6. Дарохранительница

    7. Кресте голгофою для жертвенника

    8. Три копья

    9. Запрестольная икона Господа Вседержителя

    10. Запрестольные распятие и Богоматерь

    11. Семисвечник

    12. Завеса

    13. Храмозданная Архиерейская грамота

    14. Три священнических облачения и одно диаконское

    15. Стихарь для мальчика

    16. Три пелены для аналоя и три воздуха

    17. Пелены на престол и жертвенник

    18. Аналойчик для служебника

    19. Кадило и умывальник

    20. Пелена для выноса креста

    21. Плащаница

    22. Двухъярусный иконостас со следующими иконами:

    С правой стороны:

    - Спасителя

    - Марии Магдалины

    - Архистратига Михаила (южные двери)

    - Князя Владимира

    - Святого Григория Богослова

    Над ними:

    - Вознесения Господня и Митрополита Филиппа

    - Богоявления и Святого Василия Рязанского

    - Рождества Христова и Святого Федора

    - Сошествия Святого Духа и Митрополита Петра

    - Воздвижения Креста и Святого Тихона

    С левой стороны:

    - Богоматери

    - Святого Чудотворца Николая

    - Святого благоразумного разбойника (северные двери)

    - Святого Феодосия Черниговского

    - Святого Сергия Радонежского

    Над ними:

    - Преображения Господня и Святого Кукши

    - Рождества Богородицы и Святого Олега Брянского

    - Сретения Господня и Святого Макария Жабынского

    - Введения во храм и Митрополита Ионы

    - Успения Богоматери и Митрополита Алексия

    23. Царские врата, а на них икона Благовещения и Четырех Евангелистов

    24. Над царскими вратами иконы Пресвятой Троицы и Тайной вечери

    25. Две хоругви

    26. Одиннадцать подсвечников

    27. Четыре дубовых аналоя

    28. Два столика

    29. Свечной ящик со свечами

    30. Шкаф для облачений

    31. Бронзо-золоченое паникадило на 24 свечи

    32. Два кропила

    33. Пасхальный трехсвечник

    34. Канун и прибор для освящения хлебов

    35. Чаша для водоосвящения

    36. Один большой ковер и 10 малых

    37. Чайник для воды, щипцы для угля, двое щипцов для свечей

    38. Фонарь для крестных ходов

    39. Гробница для мощей

    40. Две иконки маленьких на царских вратах

    41. Икона двунадесятых праздников

    42. Иконы Всех Святых

    43. Богослужебные книги».


    Наконец, В.К. Шлиппе пишет ещё два обращения к епископу: в первом он ходатайствует об открытии церкви в День рождения императрицы Марии Фёдоровны (на 25-летие приюта); во втором просит о награждении смотрителя приюта г. Трясунова за содействие по сооружению церкви.

    Приют просуществовал до 1918 года, т.е. до официального закрытия всех приютов. Естественно, это не могло не отразиться на судьбе Магдаленской церкви. Однако был предпринят решительный шаг.

    2 апреля 1918 года направляется прошение Его Преосвященству Корнилию - Епископу Каширскому - от уполномоченных членов общины Магдаленской церкви. В прошении говорится, что часть прихожан Спасской церкви (находилась на улице Посольской, ныне Советская. - Н.К.), живущих за Киевской заставой, в согласии с администрацией Мариинского детского приюта, 25 марта 1918 года организовали Магдаленскую общину с целью охранять святой храм со всей его утварью и священными принадлежностями, необходимыми при таком богоугодном заведении, от временного захвата «насильниками нынешнего времени». Члены общины просили об открытии прихода и установлении штатных должностей священника и псаломщика.

    В состав прихода входили жители нового посёлка, называемого «новостройкой» (по правую сторону Киевского шоссе за Мариинским приютом) и домовладельцы последнего квартала за Киевской заставой - от Мариинского приюта до купеческой богадельни, а также домовладельцы, фасады домов которых обращены к тюрьме и кладбищу. Приходской совет Спасо-Преображенской церкви выступает против дробления прихода, но, после непродолжительной переписки, в Духовной Консистории решено организовать новый приход.

    Должно быть, исключительно благодаря этому решению Магдаленская церковь просуществовала до 28 сентября 1922 года. Фотографий с изображением церкви, к сожалению, не сохранилось, только план приюта».

    Частично или полностью сохранившиеся храмы г.Тулы.

  • Казанская церковь, г. Тула
  • Крестовоздвиженская церковь, г. Тула
  • Спасо-Преображенский храм, г. Тула
  • Храм Воскресения Христова на Старом городище, г. Тула
  • Сретенская церковь, г. Тула
  • Николочасовенская церковь, г. Тула
  • Троицкая церковь, г. Тула
  • Храм Рождества Богородицы (Военная церковь), г. Тула
  • Спасо-Преображенский храм в селе Рогожня, г. Тула
  • Церковь Казанской иконы Божией Матери в селе Мяснове, г. Тула
  • Церковь Николая Чудотворца в Глухих Полянах, г. Тула
  • Домовая церковь в честь иконы Божией Матери «Прежде Рождества Дево»
    при богадельне Тульского купеческого общества
  • Домовая церковь во имя святой равноапостольной Марии Магдалины
    при Мариинском детском приюте, г. Тула
  • Домовая церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»
    при доме призрения бедных, г. Тула

  • В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос