Храмы Тульской области

Город Тула

Дата публикации или обновления 04.11.2021
  • Храмы Тульской области
  • Храм во имя святителя Иоанна Златоуста

    Адрес: г. Тула, ул. Пролетарская, 1

    Храм во имя святителя Иоанна Златоуста, г. Тула.

    При въезде из Центрального района в Пролетарский по левую сторону путепровода стоит небольшое здание, хранящее следы былой красоты. Время и люди не пощадили его; особенно не повезло южному фасаду, от кирпичного узорчья которого почти ничего не осталось.

    Это бывший единоверческий храм во имя святителя Иоанна Златоуста.

    Прежде чем говорить о единоверии, необходимо вспомнить о старообрядчестве. Старообрядчество - совокупность религиозных течений, возникших в результате раскола в русском православии. В 1652 году патриарх Никон, поддерживаемый царем Алексеем Михайловичем, начал церковные реформы. Они состояли в изменениях обрядовой стороны (введение трехперстного крестного знамения вместо двуперстного, замена земных поклонов поясными, изменение направления движения во время богослужения - хождение против солнца), исправлении богослужебных книг, допущении шестиконечного креста наряду с восьмиконечным и других изменениях. Многие верующие не приняли нововведений, оставшись последователями «древлего благочестия». За это старообрядцы (раскольники) подвергались гонениям властей.

    Старообрядчество делится на два основных направления: поповщину и беспоповщину, которые, в свою очередь, подразделяются на толки и согласия (толк — разновидность религиозного учения; согласие — группа объединений старообрядцев, придерживающаяся той или иной разновидности «древлеправославной» обрядовой практики).

    Поповцы признают священство, совершение таинств и треб, а также наличие традиционной для православия церковной иерархии. Крупнейшим центром этого направления было и остается Рогожское кладбище в Москве. В Туле молельная старообрядцев, приемлющих священство, располагалась на улице Георгиевской (ныне Бр. Жабровых; здание сохранилось до наших дней).

    Беспоповцы отвергают церковную иерархию; их наставники избираются из мирян. Из всех таинств беспоповцы сохранили только крещение и исповедь, которые, наряду с богослужением, совершают наставники. После некоторого послабления властей в отношении старообрядцев тульские беспоповцы и беглопоповцы возвели и в 1914 году освятили храм Благовещения Пресвятой Богородицы на улице Демидовской (ныне в перестроенном здании храма располагается «Тулагорсвет»). В этот же храм перешли и поповцы после закрытия в 1929 году их молельной. Старообрядческая церковь на Демидовской была закрыта в 1938-м.

    Единоверие - вид воссоединения старообрядцев с православной церковью, по которому за старообрядцами сохраняется двоеперстие, право совершать богослужение и таинства по старопечатным, дониконовским книгам и по своим обрядам, под условием подчинения, в иерархическом отношении, православной церкви и принятия ими священнослужителей от православных архиереев.

    Единоверие возникло в конце XVIII века. Когда у старообрядцев умерли все священнослужители старого посвящения, положение староверов, приемлющих священство, сделалось крайне затруднительным. В 1783 году старообрядческий инок Никодим изложил во всеподданнейшем прошении условия, на которых старообрядцы-поповцы соглашались воссоединиться с церковью. Никодим умер через год, не дождавшись ответа правительства. Но в 1788 в Таврической губернии, где жили единомышленники Никодима, образовались первые единоверческие приходы.

    Позже единоверие было регламентировано «пунктами о единоверии» митрополита Платона, утвержденными императором Павлом I в 1800 году. Первые «платоновские» единоверческие приходы открылись в Москве, Калуге, Екатеринбурге в 1801-1804 гг.

    Старообрядцы относились к единоверию негативно, считая его способом «заманивания» старообрядцев в Русскую Православную Церковь.

    Первый единоверческий приход в Тульской губернии - церковь Вознесения в Белеве - организовался в 1818 году.

    В «Тульских епархиальных ведомостях» указывалось: «В Туле также давно мог бы составиться единоверческий приход, и по временам являлись желающие ходатайствовать о том пред высшим начальством. Но люди влиятельные из старообрядческого раскола всякий раз успевали отклонить их от этого дела, уговаривая приписаться к одному из московских единоверческих приходов.

    Наконец в последнее время в 1894 году, под энергичным влиянием нескольких образованных и вместе с тем глубоко искренних единоверцев составилось небольшое общество тульских граждан, решивших настойчиво ходатайствовать перед Тульским Архипастырем, а чрез его перед высшим церковным Правительством об открытии в городе Туле единоверческой церкви и прихода».

    В числе этих граждан были Я.П. Прошин, И.А. Скворцов, В.Я. Земцов и его мать В.А. Земцова, М.Я. Салищев.

    Приход, первое время состоявший из 10 с небольшим человек, учредили в том же году. Для церкви было предоставлено довольно удобное помещение — храм во имя Тихона Амафунтского с приделом во имя Иоанна Златоуста в нижнем этаже колокольни Успенского собора в кремле. К 1903 году приход насчитывал 120 человек.

    Единоверческим священником стал Дометий Иерофеевич Холопов, бывший начетчиком у старообрядцев, «весьма начитанный в старообрядческой и противораскольничьей литературе». Именно Дометий Холопов на страницах «Тульских епархиальных ведомостей» жестко критиковал старообрядцев-беспоповцев. Материал, публиковавшийся из номера в номер, назывался «Разбор подпольной раскольнической брошюры тульского беспоповца Дениса Батова».

    Дометий Холопов прибыл в Тулу из Самарской губернии «с семьей из семи человек и двадцатью копейками в кармане». Обустроиться на новом месте ему помог московский купец, уроженец Тулы Яков Петрович Прошин. Он нанял квартиру для семьи священника, обставил ее мебелью, назначил Дометию Холопову содержание в размере 60 рублей в месяц. Я.П. Прошин приобрел для храма старопечатные книги, облачения, иконы.

    «Тульские епархиальные ведомости» продолжают: «Преосвященный Питирим, хорошо ознакомившийся с бытом раскольников во время служения своего викарием в Черниговской епархии, вскоре по вступлении своем на тульскую паству понял, что здешнее единоверческое стадо со своим хорошо подготовленным пастырем достаточно упрочило свое положение в Туле и уже может приступить к постройке собственного храма».

    Дело несколько замедлилось из-за поиска места для строительства. Городские власти не нашли участка, который они могли бы уступить даром. Тогда единоверцы решили купить участок земли. И такое место нашлось — недорогое, но «весьма удобное», в Пулковской слободе, где проживало много раскольников-беспоповцев, «недалеко от главного гнезда этой секты, где живет неумолкающий хулитель Православной Церкви Д.В. Батов».

    Планировалось, что будущий храм со своим пастырем, опытным в расколоведении, станет миссионерским.

    Предполагалось, что, возможно, со временем найдутся средства на школу не только для единоверцев, но и для детей раскольников.

    Как появились беспоповцы в Чулкове? Часть старого Чулкова (ограниченная, примерно, нынешними улицами Пролетарской, Плеханова и Осташева, а возможно, Пробной), примыкающая к Чулковскому кладбищу, называлась когда-то Нарышкиной слободой. Жили здесь потомственные работники старейших металлургических заводов России — доменных и передельных: Каширских на реке Скниге (на территории нынешнего Заокского района Тульской области) и Алексинского (Вепрейского) на реке Вепрее (на территории нынешнего Ясногорского района). Эти предприятия были построены во 2-й половине XVII века гамбургским купцом, комиссаром датского короля Петром Марселисом и его компаньоном Филимоном Акемой. В 1690 г. заводы перешли в собственность дяди Петра I боярина Льва Кирилловича Нарышкина и до их закрытия оставались во владении его потомков. Долгое время Каширские заводы были исключительно передельными, поэтому, наряду с металлургией, высокого совершенства на них достигла металлообработка. Когда в конце XVIII века эти предприятия окончательно остановились, без работы осталось много мастеров высокого класса.

    А Тульский оружейный завод, на котором в начале XIX века одновременно происходила реконструкция и наращивались объемы производства, испытывал нехватку квалифицированных работников. И в 1808 году вышел указ императора: «...Приобресть в казну от обер-егермейстера Нарышкина мастеровых людей и крестьян, живущих в Тульской губернии Алексинской округи при Ченцовском и Солосыковском заводах и в его деревнях 530 мужеска пола душ... и причислить к... оружейному заводу». Согласно этому указу, юридический статус купленных крепостных уравнивался со статусом казенных оружейников.

    Так и появились в Туле переселенцы — «с женами и детьми, с домами и имуществом их». Поселены они были компактно в Чулкове и образовали вошедшую в его состав слободу, названную Нарышкиной — по фамилии прежнего хозяина этих людей.

    В их числе было немало старообрядцев-беспоповцев поморского толка.

    Когда решался вопрос о том, каким быть храму, а денег было всего 5000 рублей, пожертвованных М.Я. Салищевым, Я.П. Прошин внес еще 5000 рублей и на слова о том, что храм будет небольшим, ответил: «Что же, вы хотите вместо храма-то построить часовню? Нужно выстроить храм великолепный. Бог поможет нам осуществить это святое дело». Яков Петрович так и не увидел построенного храма: он скончался 1 января 1904 года.

    27 мая 1903 года закладку единоверческого храма во имя Иоанна Златоуста освятил архиепископ Тульский и Белевский Питирим. На торжество были доставлены иконы и хоругви из Успенского кафедрального собора, храма Тихона Амафунтского, чулковской Христорождественской церкви. Преосвященный Питирим произвел освящение воды и елея, положение святых мощей, основного камня и под ним доски с именами архиепископа, священника и ктитора храма. Была начата кирпичная кладка, которую по всем четырем сторонам окропили святой водой.

    Через несколько дней после этого события «Тульские епархиальные ведомости» отмечали: «В настоящее время кирпичная кладка доведена до окон и ведется очень успешно, несмотря почти на оскудение доселе собранных средств, в надежде, что благотворители и ревнители богоугодного дела не дадут этим средствам дойти до полного истощения». К моменту закладки храма на его строительство поступило около 12 тысяч рублей, а требовалось еще 24 тысячи.

    Но надежды на скорый сбор необходимой суммы денег не сбылись. Храм Иоанна Златоуста освятили только в 1913 году. Он был возведен в популярном в то время русском стиле. Притвор и каменную колокольню не построили из-за начавшейся Первой мировой войны и отсутствия средств. Временная звонница была поставлена во дворе церкви прямо на земле.

    Не дожил до освящения храма и Дометий Холопов. Он умер 28 января 1911 года и был похоронен около строящейся церкви.

    Храм закрыли в 1924 году. В годы Советской власти он лишился своего пятиглавия, использовался под склады и мастерские.

    Сегодня в Туле нет единоверческой общины; в России действуют единоверческие храмы, но их немного.

    В начале XXI века здание бывшей церкви Иоанна Златоуста находилось в оперативном управлении муниципального театра «У Толстовской заставы», часть площади сдавалась в аренду ООО «Росконтакт».

    В октябре 2004 года Тульская городская Дума приняла решение о передаче здания храма в собственность тульской общины Русской Православной Старообрядческой Церкви. Храм относится к Московской епархии РПСЦ. Настоятель храма - священник Алексей Лосев.

    В тульской старообрядческой общине сегодня около 50 человек.

    Собираясь проехать по дорогам Тульской области на автомобиле, примите во внимание состояние здешних дорог. Вполне возможно, что после активного путешествия вашему железному коню может понадобиться ремонт пневмоподвески.

    Храмы города Тулы

  • Свято-Успенский кафедральный собор, г. Тула
    (храм бывшего Тульского Успенского женского монастыря)
  • Храм Николая Чудотворца («Никола на площади»), г. Тула
    (храм бывшего Тульского Успенского женского монастыря)
  • Преображенская церковь, г. Тула
    (храм бывшего Тульского Успенского женского монастыря)
  • Всехсвятский кафедральный собор, г. Тула
  • Свято-Успенский собор в Тульском кремле
  • Храм во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, г. Тула
  • Храм во имя Двенадцати святых Апостолов, г. Тула
  • Храм во имя Святой Живоначальной Троицы при Тульской духовной семинарии
  • Храм во имя Воскресения Христова на Тульском оружейном заводе
  • Храм во имя святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси, г. Тула
  • Свято-Покровский храм в поселке Южный, г. Тула
  • Храм во имя Смоленской иконы Божией Матери, г. Тула
  • Храм во имя св. мч. Флора и Лавра (Боголюбской иконы Божией Матери), г. Тула
  • Храм Рождества Пресвятой Богородицы на Ржавце (Николы на Ржавце), г. Тула
  • Храм во имя пророка Илии, г. Тула
  • Храм во имя святого благоверного князя Александра Невского, г. Тула
  • Храм во имя преподобного Серафима Саровского, г. Тула
  • Храм во имя святого равноапостольного князя Владимира, г. Тула
  • Храм во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии, г. Тула
  • Храм во имя иконы Божией Матери «Державная», г. Тула
  • Свято-Казанский храм в Мяснове, г. Тула
  • Храм во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, г. Тула
  • Храм во имя преподобного Сергия Радонежского, г. Тула
  • Храм во имя Нерукотворного образа Спасителя, г. Тула
  • Храм во имя Вознесения Господня, г. Тула
  • Храм во имя Рождества Христова (Николо-Зарецкий), г. Тула
  • Свято-Знаменский храм, г. Тула
  • Храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы (Пречистенский), г. Тула
  • Храм во имя Димитрия Солунского, г. Тула
  • Храм во имя Донской иконы Божией Матери, г. Тула
  • Свято-Покровский храм (храм во имя Феодосия Черниговского), г. Тула
  • Домовый храм во имя иконы Божией Матери «Целительница»
    при Тульской областной больнице
  • Домовый храм во имя святителя Луки при детской областной больнице, г. Тула
  • Храм во имя святителя Иоанна Златоуста, г. Тула
  • Богородичный Щегловский мужской монастырь
  • Богородице-Рождественский женский монастырь

  • В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос