Храмы Тульской области

Город Тула

Дата публикации или обновления 04.11.2015
  • Храмы Тульской области
  • Частично или полностью сохранившиеся храмы г.Тулы.
    Церковь Рождества Христова в Чулкове.

    Адрес: г.Тула, ул. К. Маркса, 20.

    Церковь Рождества Христова в Чулкове, г.Тула.

    Церковь Рождества Христова, что в Чулковой слободе - одна из старейших в Туле.

    В селе Рождественском, на месте которого находится нынешнее Чулково, в XVII веке была Рождественская церковь (деревянная или каменная - неизвестно), по которой и называлось село.

    Насчет возведения ныне существующего храма в краеведческой литературе XIX-XX вв. есть несколько версий.

    По одной из них, он сооружен Никитой Демидовым, то есть строительство его начато не позднее 1725 года. По другой - сыном Никиты Акинфием в 1732 году, по третьей — на пожертвования прихожан.

    Церковь Рождества Христова в Чулкове, г.Тула.

    Рассмотрим подробнее вторую версию. Практически в это же время А.Н. Демидов возводит и Николо-Зарецкую церковь в Заречье. Почему же он решил построить еще один храм - в Чулкове? Во-первых, совсем недалеко от деревянной Рождественской церкви находился Демидовский завод, и возможно, его владелец решил обновить пришедший в ветхость храм, прихожанами которого были многие рабочие его предприятия.

    Во-вторых, по преданию, в 1728 году при прежней церкви была похоронена первая жена Акинфия - купеческая дочь Авдотья Тарасовна, урожденная Короб-кова. После постройки нового здания храма ее могила оказалась внутри его, «посреди каменного помоста».

    П.И. Малицкий подтверждает третью версию: '«...Храм во имя Рождества Христова, как видно из кли-ровых ведомостей, построен в 1732 г. тщанием прихожан».

    Историк и краевед Н.Ф. Андреев - сторонник первой версии. Приводя в 1853 году в «Тульских губернских ведомостях» вышеупомянутую запись из клировой ведомости, он с ней не согласен: «Во-первых, потому, что в 1728 она (Христорождественская церковь. - Н.К.) уже существовала и, во-вторых, что церковь, известную всем в Туле под именем Димитрия Ростовского, строил знаменитый тулянин Никита Демидов...»

    Священник М. Покровский в «Тульских Епархиальных ведомостях» в 1863 году опровергает версию Н.Ф. Андреева: «Первого мы можем не брать в резон, потому что существование старой Рождественской Пулковской церкви в 1728 г. нисколько не мешает постройке новой такой же церкви в 1732 г. Второе основано на одном предании, и то не очень старом, а предание, кажется, основано на догадке, по двум надписям — на паникадиле и колоколе. По увлечению этой догадкой, известие прежней клировой ведомости исправлено в позднейших экземплярах в следующем виде: «Настоящая церковь с престолом во имя Рождества Христова построена в 1732 г. Антюфеевыми, Демидовыми» <...> Но такое объявление клировой ведомости о строителях церкви не подтверждается никаким документом консисторского архива». М. Покровский задается резонным вопросом: как понимать слова Н.Андреева о строительстве церкви Димитрия Ростовского Никитой Демидовым?

    Ведь Никита Демидов умер за 26 лет до открытия мощей святителя...

    Что же касается надписей на паникадиле и колоколе Христорождественской церкви в Чулково, то они доказывают лишь то, что Демидовы могли быть вкладчиками этой церкви. Надпись на панкадиле такова: «Sibir: невьянский завод» (два совершенно тождественных ему паникадила были в церкви Рожества Христова (Николозарецкой) в Кузнецкой слободе). Надпись на колоколе гласит: «Лит сей колокол в Москве по обещанию и по приказу Госпожи Евдокее Федотовне Демидовой для вечного поминовения супруга ея Коммисара Никиты Демидовича Антюфьева и в память фамилии своей. А от оной супруги своей Коммисар Никита Демидович по смерти своей погребен телом в Туле в оружейной слободе при церкви Рождества Христова. А мыслью своею он желает в вечном успокоении пребывать до второго Христова пришествия в Сибири близ Невьянских железных и медных его заводов на высокой горе, нарицаемой Щуринской.

    А вылит оный колокол из меди означенных собственных заводов по-менутого Коммисара Никиты Демидовича, сына его старшаго законнаго наследника господина дворянина Иоакинфия Никитовича Демидова 1728 г., месяца Декабря в 20 день. Весу 53 пуда не вступно».

    С Христорождественской церковью связано два предания, не нашедших документальных и иных подтверждений.

    По одному из них, под папертью деревянного, а потом и каменного здания был погребен сам Никита Демидов (его опровергает только что приведенная надпись на колоколе, где говорится о погребении Никиты Демидова в Оружейной слободе, то есть в Заречье). Другое же утверждает, что в церкви заканчивался длинный подземный ход, шедший от кремля, позволивший спастись некоторым сподвижникам Ивана Болотникова.

    Чулковская церковь была возведена в стиле петровского барокко, от которого в процессе позднейших перестроек практически ничего не осталось.

    Здание церкви неоднократно поновлялось, перестраивалось и расширялось.

    Спустя 11 лет после открытия мощей святителя Димитрия Ростовского, в 1764 году, прихожане подали прошение епископу Коломенскому и Каширскому о дозволении пристроить к церкви Рождества Христова каменный придел во имя этого святителя, составившего знаменитые Четьи-Минеи, Жития святых в 12 книгах.

    Димитрий Ростовский, кстати, был современником Никиты Демидова и не раз с ним встречался. Знаменитый заводчик приезжал к Димитрию, когда тот был митрополитом Тобольским. Митрополит Димитрий подарил Никите и Акинфию Демидовым икону со стихотворным посвящением.

    Храмозданная грамота на устройство придела была получена. «Иждивением прихожан и вкладчиков» строительство придела велось пять лет «своими же приходскими строителями», в числе которых был кузнечный мастер Ермил Кириллович Зайков. По этому приделу в середине XIX века нередко называли всю церковь, а в день памяти Димитрия Ростовского устраивали торжественный ход в нее из кафедрального Успенского собора.

    В 1786 году в Туле было открыто главное народное училище, дававшее детям начальное образование. Через посредство его ректора в ведении тогдашнего приказа общественного призрения могли состоять и домашние училища, организуемые частными лицами. 10 апреля 1790 года открылось первое в городе домашнее училище при чулковском храме Рождества Христова - по просьбе церковнослужителя Александра Козьмича Охотникова. В его училище был всего один класс. Занятия проходили ежедневно, кроме праздничных и воскресных дней, по восемь часов в сутки. Плата за «окончательное обучение букварю» составляла 50 копеек, катехизису — 1 рубль, письму и основам арифметики - 2 рубля. В1793 году подобные училища действовали уже при десяти тульских храмах.

    В 1811 году священнослужители Христорождественской церкви и ее прихожане обратились к преосвященному Амвросию с прошением о постройке еще одного придела. Причина была такова: «По необширности означенной церкви Христорождественской и по многолюдству Чулковой слободы в воскресные и праздничные дни народ в зимнее время терпит крайнюю тесноту и неудобовместительность». В 1816 году освящается новый придел — во имя святых страстотерпцев Бориса и Глеба, — пристроенный с севера в формах раннего классицизма.

    В 1821 году в алтаре придела Димитрия Ростовского были обнаружены трещины. Этот придел разобрали и отстроили вновь. Работы велись под попечительством оружейного мастера Ивана Тимофеевича Зайкова, внука Ермила Кирилловича.

    Навершие колокольни было искажено в 1867 году. Изначально оно представляло собой барабан с изящной барочной главкой, подобной главке основного объема храма. После перестройки колокольня получила завершение в виде восьмигранника, увенчанного шпилем. Такой мы видим ее на снимке начала XX столетия.

    Из икон храма отличался древностью образ Рождества Христова, по преданию, бывший местным еще в деревянной церкви. Особым чествованием, как чудотворные, пользовались Корсунская икона Божией Матери и икона святителя Димитрия Ростовского.

    К западу от храма стоит небольшой двухэтажный кирпичный дом в русском стиле. Здесь в 1894 году была открыта церковноприходская школа. В конце XIX века при тульских храмах начали организовывать народные чтения по Священной, церковной, гражданской истории и литературе. Эти чтения проводились с использованием «теневых картин», которые показывались при помощи «волшебного фонаря». Народные чтения проводились, как правило, в помещениях церковноприходских школ. Первым храмом в городе, в котором решили приобрести «волшебный фонарь», стала церковь Рождества Христова в Чулкове.

    После закрытия церковноприходской школы ее здание отдали под жилье, и до сих пор этот дом является жилым. Улица, на которой стоял храм, называлась по его наименованию - Рождественской. В 1923 году Рождественская улица была переименована в улицу Карла Маркса.

    Храм закрыли по постановлению исполкома Тульского областного Совета депутатов трудящихся от 3 апреля 1940 года. Решение было принято по ходатайству Тульского горисполкома, а также «граждан с предприятий артели «Детская гармония», артели «Тулгармония», Госгармонной фабрики ТООМП, артели «Водоканал», артели «Тульский металлист» и других организаций, в том числе собрания домашних хозяек». В решении также принималось во внимание, «что в районе имеется другое здание, которое можно будет использовать для отправления религиозных обрядов верующими».

    Последняя формулировка - дважды иезуитская. «Другое здание», имевшееся в то время в Пролетарском районе — это обновленческий храм Димитрия Солунского, и прихожане тихоновской общины Христорождественской церкви никогда туда бы не пошли. К тому же «другое здание» было тоже закрыто спустя всего три месяца - 4 июля 1940 года, и вряд ли в облисполкоме не знали о предстоящем закрытии.

    Здание Христорождественской церкви намечалось использовать «для общественных надобностей».

    Использовали его под гараж и склады. Так, в 1961 году здесь находился склад ОРСа комбината «Тулауголь».

    Постановлением главы администрации Тульской области от 11 декабря 1991 года зданиям бывшей Христорождественской церкви и церковноприходской школы при ней был присвоен статус памятника регионального значения. Здание храма арендует Тульская областная филармония, разместившая здесь склад реквизита и декораций. Современный вид храма печален.

    Церковный двор со стороны улицы К. Маркса ограничивала великолепная ограда тульского литья, установленная, вероятно, в первой трети XIX века. Летом 1992 года за одну ночь она бесследно исчезла. Несколько лет простоял у здания бывшей церковноприходской школы недоукраденный фрагмент ограды; потом пропал и он. Теперь о былом великолепии напоминает один-единственный чугунный столб - ну не смогли его выкорчевать...

    С использованием материалов из книги «Храмы города Тулы», Наталья Кириленко, издательство «Гриф и К», 2010 г.

    Частично или полностью сохранившиеся храмы г.Тулы.

  • Богоявленский собор, г. Тула
  • Покровская церковь, г. Тула
  • Владимирская церковь (церковь Николы за Валом), г. Тула
  • Староникитская церковь, г. Тула
  • Церковь во имя Покрова Божией Матери на подворье Щегловского монастыря
  • Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Рудакове, г. Тула
  • Церковь Успения в Павшине, г. Тула
  • Владимирская (Георгиевская) церковь, что на Ржавце, г. Тула
  • Петропавловская церковь, г. Тула
  • Церковь во имя Иверской иконы Божией Матери, г. Тула
  • Церковь Георгия на Хопре (Святодуховская), г. Тула
  • Церковь Рождества Христова в Чулкове, г. Тула
  • Домовая церковь во имя Трех святителей — Петра, Алексия и Ионы,
    митрополитов Московских при Тульском уездном духовном училище
  • Домовая церковь во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы
    при Епархиальном женском училище
  • Домовая церковь во имя Александра Невского
    при мужской классической гимназии, г. Тула
  • Церковь во имя Димитрия Солунского при богадельне купца Петрова
  • Домовая церковь во имя Тихвинской иконы Божией Матери
    в приюте-богадельне Л.И.Трухиной
  • Домовая церковь во имя святителя и чудотворца Николая
    при Дворянском пансион-приюте
  • Домовая Покровская церковь при тюремном замке
  • Домовая Сионская церковь при епархиальном свечном заводе, г. Тула
  • Домовая церковь во имя святителя и чудотворца Николая и мученицы
    царицы Александры при Николаевском детском приюте
  • Домовая церковь во имя Владимирской иконы Божией Матери
    при Кузовлевской богадельне
  • Домовая церковь во имя архангела Михаила при мещанском
    Михайловском детском приюте
  • Домовая Александро-Невская церковь при Тульском Александровском
    кадетском корпусе (позже — при губернской земской больнице)
  • Домовая церковь во имя святой мученицы Раисы при церковноприходской
    школе Щегловского монастыря
  • Предтечев монастырь (впоследствии - Архиерейское подворье)

  • В начало

    336x280
    Православный интернет-магазин
     
    Rambler's Top100