Храмы Тульской области

Город Тула

Дата публикации или обновления 04.11.2016
  • Храмы Тульской области
  • Рассказ о поездке в Тулу в апреле 2011 года
  • Частично или полностью сохранившиеся храмы г.Тулы.
    Богоявленский собор.

    Адрес: г.Тула, Тульский кремль.

    Богоявленский собор, г.Тула, Тульский кремль.

    Успенский собор, возведенный в 1762-1764 гг. и впоследствии ставший кафедральным, не отапливался, был «холодным». Богослужения в нем проводились лишь в теплое время года.

    В нижнем ярусе соборной колокольни с 1776 года существовал теплый храм во имя Тихона Амафунтского. Как отмечал протоиерей М. Руднев в «Тульских епархиальных ведомостях» в 1863 году, этот небольшой храм «оказывался очень тесным для собрания духовенства от городских церквей (числом около 30) и для вмещения народа, особенно в служение архиерейское, которое, по сему, в зимнее время совершаемо было в других городских церквах, не всегда с надлежащим удобством». Жители Тулы испытывали нужду в новом, более просторном теплом соборе.

    В 1817 году, после посещения города Тулы императором Александром I, городское общество решило построить собор во имя святого Александра Невского, тезоименитого Александру I, освободившему Россию и Европу от поработителя - Наполеона.

    Проект собора подписал тульский губернский архитектор В. Нежданов. Однако этот вариант императору не понравился, и Александр I повелел архитектору В. Стасову переделать план и фасад будущего храма. В. Стасов представил свой проект на Высочайшее утверждение в 1821 году; это был храм в стиле классицизма, с колонными портиками по трем сторонам и апсидой, тоже окруженной колоннадой. Проект Стасова был одобрен и прислан в Тулу для исполнения. Но, несмотря на неоднократное обращение епархиального начальства к городскому (в 1821 и 1825 годах) о построении собора, к строительству так и не приступили - как предполагает М. Руднев, «по той важнейшей из всех причин, что не нашлось в сем деле решительных руководителей и усердных деятелей со стороны городского общества».

    К проблеме вновь обратились лишь в конце 1840-х годов. Губернскому архитектору А. Дубровскому предложили разработать проект перестройки старого Успенского собора в теплый. Архитектор, досконально изучив вопрос, сделал вывод: при подобном переустройстве могут серьезно пострадать стенопись и иконы храма, приспособленные к определенному температурно-влажностному режиму.

    В 1849 году староста Успенского собора купец Вукол Кузовлев, избранный на эту должность в 1848 году, предложил возвести новый просторный и теплый собор в кремле. Идею поддержал городской голова Николай Добрынин и городское общество. В отчете тульского губернатора говорилось, что толчком к решению о строительстве собора послужило «благополучное окончание свирепствовавшей в городе эпидемии и избавление города в течение знойного и бурного лета от пожара» (речь идет об эпидемии холеры). В том же докладе указывалось, что контролировать строительство будет специальный комитет из трехсот «значительных» жителей Тулы.

    Зная честность, религиозность и благонадежность Вукола Кузовлева, городское общество избрало его храмостроителем, предоставив ему право собирать средства на строительство храма и распоряжаться ими.

    Решено было возвести в кремле теплый собор во имя Богоявления Господня с двумя приделами: во имя Николая Чудотворца и Александра Невского. Строительство предполагали на месте экзерциргауза - помещения для военных упражнений: строевых и с оружием.

    Проект поручили составить архитектору Тульского оружейного завода коллежскому асессору М.А. Михайлову. Его работу одобрила губернская строительная комиссия и епархиальное начальство. Проект храма отправили в столицу на утверждение, где его отвергли из-за «неблаговидности фасада». Тульский вариант в течение полутора лет, до конца 1850 года, проходил корректировку в Главном управлении путей сообщения и публичных зданий, но так и не был возвращен в Тулу.

    М.А. Михайлов разработал новый проект, в 1853 году его отослали в Санкт-Петербург, и опять - отрицательное заключение и переделка, на сей раз окончательная. В 1854 году документы утвердил Николай I, и их передали в Тулу в начале 1855 года.

    Что касается стиля Богоявленского собора, то здесь необходимы некоторые пояснения. В последние 10-15 лет в краеведческой литературе появились утверждения, что этот кремлевский собор является «уменьшенной копией храма Христа Спасителя в Москве». Предположение лестное для туляков, но неверное. Выполненные в одном стиле и по одному поводу — в память об Отечественной войне 1812 года — эти храмы имели множество различий во внешнем и внутреннем убранстве. Да и вообще, можно ли считать копией храм, освященный на 26 лет раньше оригинала? (Храм Христа Спасителя освятили в 1889 году).

    Создателем того направления русского стиля в храмостроении XIX в., в котором возведен Богоявленский собор, является архитектор Константин Тон, автор проекта храма Христа Спасителя.

    К концу 1820-х годов классицизм в русской архитектуре изживает себя, и складывается установка на сооружение церквей «по примеру древних православных». Были произведены тщательные обмеры древних храмов, и на их основании К. Тон составил два атласа «образцовых» церквей в русском стиле, вышедших в 1839 и 1844 годах.

    Советское искусствоведение не признавало храмы, построенные в «тоновском» стиле, архитектурными памятниками. Причины этого были исключительно идеологическими: вслед за российскими «демократами» середины XIX века советские искусствоведы считали «тоновскую» архитектуру воплощением триады графа С. Уварова «православие, самодержавие, народность» (однозначно реакционной с коммунистической точки зрения).

    Поэтому, если в советское время ставился вопрос о сносе или существенной перестройке храма, выполненного по образцам из атласа К. Тона, решался он просто и быстро: не памятник — сносите и перестраивайте. Не минула чаша сия и Богоявленский собор, но'об этом чуть ниже. Кстати, в справочной книге «Вся Тула и Тульская губерния», изданной в 1925 году, в разделе «Тульские здания, как исторические памятники» «теплый собор» (даже не удосужившись написать его наименования) относят к «"тоновскому" ложнорусскому стилю».

    В защиту «тоновской» архитектуры можно было бы привести немало аргументов, но мы ограничимся лишь несколькими. При непредвзятом взгляде на эти храмы видно, что гармония в них всё же была, как бы ни отрицалось это в угоду идеологии. В XIX в. Тон не мог и не должен был копировать один к одному древнерусские памятники; средневековые образцы были увидены им сквозь призму опыта мастеров XVIII-XIX столетий. Вместе с тем Тон решал проблемы, вызываемые требованием времени: надежности и экономичности строительства, использования передовых инженерных решений, удобства и пользы, внимания к человеку, который придет в здание.

    Все это в большей или меньшей степени было, видимо, отражено и в проектах Богоявленского собора. А столь длительно они согласовывались и отвергались по причине «неблаговидности фасада», возможно, потому, что столичные чиновники от архитектуры пытались получше «подогнать» тульские проекты под образцы из атласов К. Тона.

    И все же, вероятно, нельзя сказать, что Богоявленский собор - образец «тоновского» стиля в чистом виде. Скорее, это начало применения эклектики (смешения стилей) в тульской архитектуре: в некоторых декоративных элементах храма, в частности, оконных наличниках, звучат мотивы нарышкинского барокко, родившегося в конце XVII века в подмосковной усадьбе бояр Нарышкиных — родственников супруги царя Алексея Михайловича Натальи Кирилловны.

    Богоявленский собор был заложен 24 апреля 1855 года в один день с освящением знамен тульского ополчения, готовившегося к отправке на Крымскую войну.

    Производство работ поручили архитектору М. Михайлову, хозяйственную часть — В. Кузовлеву. Был создан Комитет для производства строительных работ, руководимый городским головой Н. Добрыниным. Каменные и кровельные работы проводились под надзором известного мастера, казенного крестьянина Владимирской губернии Михаила Горбунова.

    Вчерне собор возвели за три года. К октябрю 1858 года он был покрыт белым листовым железом по железным стропилам, большая глава позолочена, оштукатурены внутренние стены, устроены в окнах двойные рамы с бемскими стеклами, в подвале в калориферных камерах установлены три больших печи для обогрева собора.

    На шестом году строительства купол был расписан мастерами, которыми руководил московский иконописец Семен Борисов. У трех входов в храм сделаны три каменных крыльца. Чуть позже закончена стенопись, намощен дубовый пол, поставлен изящный сосновый иконостас, выполненный московским мастером Никанором Софроновым, с иконами того же Семена Борисова. Внутри собора установили две малые печи — для большей теплоты и осушения помещения.

    За усердие при возведении собора церковный староста В. Кузовлев был награжден орденом Св. Анны III степени.

    Денежные пожертвования на строительство собора вносили епископы Тульские и Белевские, дворяне, купцы, оружейники. Наиболее крупные взносы были сделаны купцом Семеном Красноглазовым (8000 рублей) и оружейником Максимом Лялиным (5000 рублей). Немало утвари пожертвовал новому храму городской голова Николай Добрынин.

    Богоявленский собор хорошо вписался в архитектурный ансамбль Тульского кремля.

    Храм был освящен в 1862 году.

    Со времени построения Богоявленский собор имел духовое отопление. Вентиляционные каналы были выведены в дымовые трубы и действовали только во время топи печей, и то очень слабо. Из-за недостатка вентиляции в храме приходилось держать открытыми множество форточек. Во время богослужений чувствовалось, как сказано в «Тульских епархиальных ведомостях», «постоянное движение воздуха» - видимо, неприятный сквозняк. К тому же из-за трещин в отопительных трубах в храм попадала копоть, оседавшая на настенных росписях и иконостасе. А при значительном нагреве калориферов воздух терял кислород, и людям было трудно дышать. Проблема требовала решения. В Туле в некоторых домах уже было водяное отопление.

    В начале 1890-х годов решили такое же устроить в храме, а заодно - и надежную вентиляцию. Для этого требовалось 25 тысяч рублей. Где взять деньги? У храма были проценты капитала, пожертвованного 15 лет назад СИ. Трухиным на золочение иконостаса, - 12 тысяч рублей. Но золотить иконостас, чтобы он потом закоптился? Церковный староста И.К. Платонов принял мудрое решение: иконостас подождет. И добавил к 12 тысячам недостающие 13 тысяч из собственных средств.

    Земляные работы начались в августе 1892 года. Когда для подводки труб пробили бут, то обнаружили закладную доску храма. Ее положили на место и прикрыли камнем. Надпись на доске гласила: «В царствование Его Величества Благочестивейшего государя Императора Александра Николаевича, в лето от Рождества Христова 1855-го Июля 17 дня заложен сей Соборный храм во имя Богоявления Господня по совершении подателю всех благ Господу Богу молебствия Димитрием, епископом Тульским и Белевским, в присутствии сего кафедрального собора братии, гражданского губернатора Петра Михайловича Дарагана, городских чинов, купечества и граждан Тулы, городского головы Петра Добрынина, строителей Вукола Кузовлева, Николая Миляева, попечителей Александра Постникова, Александра Ермолаева, Ивана Петрова, Ивана Винникова и помощника старосты Ефима Неглинского, почетных оружейников Ивана Маликова, Николая Короткого, Якова Лялина, составителя плана и строителя архитектора Михаила Михайлова и прочих лиц, усердствовавших в построении сего Соборного храма. Подрядчик каменных работ Михаил Горбунов».

    Не будем подробно описывать устройство водоото-пительной и вентиляционной систем; скажем только, что эти системы были для того времени довольно сложными инженерными сооружениями. Как отмечалось через год в «Тульских епархиальных ведомостях», новые системы отопления и вентиляции — «первый и пока единственный пример не только для тульских храмов, но <...> и для московских».

    31 декабря 1889 года исполнилось 25 лет служения в должности церковного старосты кафедральных соборов потомственного почетного гражданина Игнатия Козьмича Платонова. За это время он израсходовал на обустройство соборов более 120 тысяч рублей собственных денег. До того 12 лет был старостой Сретенской церкви. Значительные средства И.К. Платонов пожертвовал на дом для призрения бедных и устройство бесплатной лечебницы Общества тульских врачей.

    В день юбилея в Богоявленском соборе архиепископ Тульский и Белевский Никандр в присутствии губернатора, городского головы, гласных городской Думы и многочисленной публики отслужил торжественное молебствие с многолетием юбиляру. Городская Дума единогласно постановила ходатайствовать о присвоении И.К. Платонову звания почетного гражданина города Тулы. Это звание было присвоено замечательному благотворителю.

    Согласно постановлению президиума Мособлисполкома от 16 февраля 1930 года Богоявленский собор был закрыт. Предполагалось переоборудовать его под Дворец физкультурников с несколькими крупными спортивными секциями, актовым залом и читальней. Проект не осуществился. В здании бывшего собора разместился аэроклуб, а с 1950-х годов - клуб физкультурников. Четыре маленьких главы снесли, не уцелело и луковичное завершение центральной главы.

    Похоже, городским и областным властям бывший храм был глубоко безразличен. В 1961 году в бюро технической инвентаризации даже не имелось сведений, кем занят храм. В 1966 году Богоявленский собор не включили во вновь составляемый перечень памятников истории и культуры, взятых на государственную охрану.

    В 1960-х годах было решено разместить в бывшем соборе музей оружия. С 1972 по 1989 гг. проводилась реконструкция здания. Вход в музей сделали с востока, пробив алтарную стену и устроив кирпичную пристройку. Было установлено железобетонное монолитное перекрытие, после чего здание стало двухэтажным. На приспособление храма под музей оружия затратили 1,3 миллиона рублей. Облик собора исказили сверх всякой меры.

    В 1991 году здание храма было поставлено на госохрану в качестве памятника истории и культуры регионального значения.

    Эскизный проект по восстановлению пятиглавия Богоявленского собора, разработанный по заказу Тульского горисполкома группой сотрудников объединения «Союзреставрация» под руководством Л.А. Потапова, обсуждался городскими властями в феврале 1991 года. Проект предусматривал также восстановить маленькую главку над крыльцом, белокаменные ступени у входов южного и северного фасадов... После августа 1991 года властям было не до восстановления собора.

    Остается надеяться, что после перевода музея оружия в новое помещение Богоявленский собор вновь станет Храмом.

    Частично или полностью сохранившиеся храмы г.Тулы.

  • Богоявленский собор, г. Тула
  • Покровская церковь, г. Тула
  • Владимирская церковь (церковь Николы за Валом), г. Тула
  • Староникитская церковь, г. Тула
  • Церковь во имя Покрова Божией Матери на подворье Щегловского монастыря
  • Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Рудакове, г. Тула
  • Церковь Успения в Павшине, г. Тула
  • Владимирская (Георгиевская) церковь, что на Ржавце, г. Тула
  • Петропавловская церковь, г. Тула
  • Церковь во имя Иверской иконы Божией Матери, г. Тула
  • Церковь Георгия на Хопре (Святодуховская), г. Тула
  • Церковь Рождества Христова в Чулкове, г. Тула
  • Домовая церковь во имя Трех святителей — Петра, Алексия и Ионы,
    митрополитов Московских при Тульском уездном духовном училище
  • Домовая церковь во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы
    при Епархиальном женском училище
  • Домовая церковь во имя Александра Невского
    при мужской классической гимназии, г. Тула
  • Церковь во имя Димитрия Солунского при богадельне купца Петрова
  • Домовая церковь во имя Тихвинской иконы Божией Матери
    в приюте-богадельне Л.И.Трухиной
  • Домовая церковь во имя святителя и чудотворца Николая
    при Дворянском пансион-приюте
  • Домовая Покровская церковь при тюремном замке
  • Домовая Сионская церковь при епархиальном свечном заводе, г. Тула
  • Домовая церковь во имя святителя и чудотворца Николая и мученицы
    царицы Александры при Николаевском детском приюте
  • Домовая церковь во имя Владимирской иконы Божией Матери
    при Кузовлевской богадельне
  • Домовая церковь во имя архангела Михаила при мещанском
    Михайловском детском приюте
  • Домовая Александро-Невская церковь при Тульском Александровском
    кадетском корпусе (позже — при губернской земской больнице)
  • Домовая церковь во имя святой мученицы Раисы при церковноприходской
    школе Щегловского монастыря
  • Предтечев монастырь (впоследствии - Архиерейское подворье)

  • В начало

     
    Rambler's Top100