Богородичный Щегловский мужской монастырь

Дата публикации или обновления 04.11.2016
  • Храмы Тульской области
  • Святые целебники. Празднование памяти св. Великомученика Пантелеимона.

  • Адрес: 300004, г.Тула, ул. Лизы Чайкиной, д.1.
    Телефон: (4872) 41-30-24.

    Богородичный Щегловский мужской монастырь.

    Наиболее полно история обители от времени ее создания до конца XIX века изложена в историческом очерке Н.И. Троицкого «Тульский Богородичный общежительный мужской монастырь, что в Щеглове». Свою историю имеет и Щегловская засека. В XVI веке Тула входила в число пограничных городов Московского государства. Через нее от рязанских до белгородских земель проходила оборонительная линия, которая состояла из ряда фортификационных валов и сторожевых засек и служила защитой от набегов татар и других врагов.

    Ближайшие к нашему городу засеки — Малиновая на юго-западе и Щегловская на северо-востоке — были соединены валом, проходившим через Тулу с юга на восток и северо-восток. Выходя из города на северо-восточной окраине, вал пересекал дорогу на Венев. На месте этого пересечения были сделаны ворота, названные Щегловыми по фамилии стоявшего здесь дозором воеводы Щеглова. Близлежащую засеку тоже стали называть Щегловой или Щегловской.

    В июне 1552 года туляки героически отразили приступ многочисленного войска крымского хана Девлет-Гирея. В память о погибших у места их захоронения был основан Предтечев монастырь.

    Богородичный Щегловский мужской монастырь.

    После перенесения в Тулу из Коломны архиерейской кафедры и образования Тульской епархии в 1799 году Предтечев монастырь был упразднен, обращен в архиерейское подворье. Туляне не переставали жалеть об упраздненном монастыре.

    В 1810 году епископ Тульский Амвросий выстроил в Щегловской засеке летнюю резиденцию - обширный дом с домовой церковью во имя святого Амвросия Медиоланского.

    ...Промысел Божий свел вместе двоих людей, подлинных подвижников, почти ровесников, благодаря которым в Туле был основан мужской Щегловский монастырь.

    Иеромонах Никандр, в миру Николай Васильевич Кондрашев, родился 1 декабря 1801 года в Чулкове. Н.И. Троицкий сообщает, что «родители его были тульские мещане - оружейники». В 1818 году Николай Кондрашев начал службу клириком в Архиерейском загородном доме в Щегловской засеке. Там получил прекрасное образование.

    Когда епископ Авраамий в 1821 году был переведен на Ярославскую кафедру, за ним последовал Николай Кондрашев. Через несколько лет он принял постриг с именем Никандр в Ярославском Толгском монастыре.

    27 июля 1805 года в семье московского купца III гильдии Ивана Григорьевича Макарухина родился сын Василий.

    Он был воспитан в духе богобоязненности, на христианских идеалах и в преданности церковным устоям. В.И. Макарухин продолжил дело, начатое отцом, - стал владельцем мастерской по изготовлению церковной утвари.

    Специального художественного образования он не имел, но самостоятельно изучил историю развития художественных промыслов, сам разрабатывал эскизы предметов церковного обихода, изготавливал новые образцы. Из мастерской Макарухина выходила настолько великолепная и оригинальная продукция, что среди ее заказчиков был Новоиерусалимский монастырь.

    Занимаясь обустройством Ярославского Толгского монастыря, Василий Макарухин познакомился с иеромонахом Никандром, который стал его духовником. К тому времени Василий Иванович владел уже немалым состоянием и мечтал определить его на доброе, богоугодное дело — построить монастырь. Как и положено, спросил совета у своего духовника. Иеромонах Никандр, памятуя, что в его родной Туле не осталось мужского монастыря, посоветовал построить обитель именно там. Указал и место — под вековой сенью Щегловской засеки, рядом с загородным архиерейским домом. Василий Макарухин дал обет о построении обители перед Боголюбской иконой Божией Матери. Этот образ стал впоследствии одной из святынь Щегловского монастыря.

    Иеромонах Никандр в 1859 году принял на себя ответственные обязанности строителя монастыря. Деньги, выделенные на строительство, были доверены в распоряжение честнейшим людям — отцу и'сыну Бо-чарниковым.

    Мещанин Гавриил Васильевич Бочарников родился 30 марта 1804 года. Отца своего он потерял еще до рождения. Жил трудами своими, обеспечивая существование семьи. Хорошо зарекомендовал себя бухгалтером на заводе купцов Сазыкиных, приказчиком на заводе жестяных и железных вещей оружейника Минаева, на поташном заводе купца Фирстова. Он-то и был приглашен в качестве, как бы сказали сейчас, прораба на строительство будущего монастыря.

    Сын Г.В. Бочарникова Александр, родившийся в 1833 году, из-за невысокого материального положения семьи начал работать уже в шестнадцать лет чертежником у городового архитектора. Вскоре А.Г. Бочарников получил должность помощника городового архитектора. Александр разработал проект «частного дома для доходов в губернском городе» и представил его в императорскую Академию художеств в Петербург. В 1859 году ему был выдан аттестат «неклассного» свободного художника с правом «производить строения». В 26 лет А.Г. Бочарников спроектировал несколько частных домов и хозяйственных построек. По его проекту на Всехсвятском кладбище возвели часовню над фамильным склепом Ждановских, сохранившуюся до наших дней. А потом отец привлек его к проектированию комплекса Щегловского монастыря.

    Молодой архитектор блестяще справился с поставленной задачей. Он нашел неповторимый стиль монастырских строений, создал архитектурную композицию, законченный ансамбль, облик которого прекрасно гармонировал с рельефом местности и окружающей природой.

    Закладка главного храма состоялась 20 мая 1860 года. Одновременно с ним строились ограда с четырьмя угловыми башнями, Святые врата с надвратной колокольней, корпуса для монашеских келий, настоятельский корпус, соединенный с юго-восточной башней ограды.

    В этой башне расположилась домовая церковь. В ее основание были заложены четыре кирпича, привезенные иеромонахом Никандром из Киево-Печерской Лавры и там же освященные. Из Лавры Никандр доставил также икону Успения Божией Матери - копию чудотворного Киевского образа. 9 июня 1863 года был освящен первый храм будущего монастыря — домовая церковь во имя Успения Божией Матери.

    Святые врата, устроенные под аркой нижнего яруса колокольни, представляли собой Железную кованую двустворчатую решетку, украшенную бронзовыми медальонами с рельефными изображениями на них. Над вратами с западной стороны в особой раме, в виде выступа на стене, помещалась Иверская икона Божией Матери.

    А с возведением главного монастырского храма возникла проблема. Когда стали сводить его купол (храм вначале проектировался однокупольным), Александр Бочарников, как специалист-инженер, посчитал необходимым заложить для прочности в его стены железные связи — обвязку и стяжки. Гавриил Бочарников, как хозяйственник, из соображений экономии считал металлические конструкции лишними. Сын, человек мягкого и нерешительного характера, подчинился воле отца, хотя и опасался за судьбу сооружения. И действительно, через непродолжительное время появились быстро растущие трещины. Александр Бочарников удалил из храма рабочих. А Гавриил Бочарников, убедившись, что разрушение неминуемо, «в отчаянии, говорят, хотел идти под купол, чтоб под его развалинами похоронить себя и свой позор: силой он был удержан от такого безрассудного поступка». Ночью купол обрушился...

    Назревал скандал, начались разговоры о прекращении строительства. Но дело удалось уладить благодаря управляющему Тульской казенной палатой Жданов-скому, замолвившему слово за молодого архитектора перед губернатором. Александр Бочарников обратился к архиепископу Тульскому и Белевскому Никандру с заверениями, что сможет исправить ошибку.

    Купол возвели заново, но теперь уже с закладкой связевой арматуры. При этом в проект были добавлены еще четыре малые главки. Главы храма представляли собой восьмигранные башенки со стрельчатыми кокошниками по верхнему краю и с пирамидальным восьмигранным покрытием каждая. Завершались главы позолоченными маковками с позолоченными крестами.

    В праздничный день Рождества Богородицы в 1864 году главный храм был освящен в честь иконы Божией Матери «Млекопитательница». В основном были закончены и другие строения будущего монастыря. «Тульские епархиальные ведомости» рассказывали об этом событии следующее: «Тульские граждане с особым участием и любовью следили за устроением каменного помещения для братствующих, живущих при загородном доме Его Преосвященства. Наконец помещение сие приведено к благолепному окончанию. Обширные стены вокруг со святыми и двумя при них въездными вратами окончены постройкою, каменные кельи снабжены всем необходимым для жительства, и внутри двора великолепный двухэтажный храм окончен постройкою.

    В верхнем этаже его поставлен иконостас и позлащен, - стены расписаны, — утварь устроена вся в лучшем виде. <...>

    О торжестве этого дня горожане извещены были особыми афишами. И поэтому <...> нечего удивляться, что народу стеклось чрезвычайное множество, когда громогласный звон колоколов возвестил о начале всенощного бдения в освящаемом храме <...>

    По освящении возглашены были многолетия и в числе их за раба Божия Василия, известного по одному только имени — благотворителя, устроившего и храм, и все построения при нем <...> и снабдившего их всем необходимым».

    Да, имя благотворителя Василия Макарухина так и оставалось неизвестным долгие годы - таково было условие этого скромнейшего человека. Даже его мать, умершая в 1871 году, не знала о богоугодном деле сына. А средства на строительство монастыря Василий Макарухин дал немалые — полмиллиона рублей, не считая множества мелких расходов.

    Тяжело пережил Василий Иванович потерю своего духовника иеромонаха Никандра, скончавшегося 18 мая 1866 года и похороненного в стенах будущей обители.

    Официальное учреждение монастыря произошло спустя восемь лет после его закладки. В апреле 1866 года по инициативе тульского городского головы потомственного почетного гражданина Николая Никитича Добрынина тульское городское общество подало ходатайство об учреждении мужского Щегловского Богородичного монастыря в память чудесного избавления жизни Государя Императора Александра II от покушения на него злоумышленника, произошедшего 4 апреля 1866 года. В 1868 году по Высочайшему соизволению Императора, согласившегося с решением Святейшего Синода, монастырь был учрежден. Тут же, при учреждении, в обители было открыто Александ-ровское училище для 25-ти мальчиков из беднейших тульских семей.

    Н.Н. Добрынин пожертвовал монастырю 31 тысячу рублей. Помогал строительству и становлению монастыря и его брат Александр. Тульский купец Михаил Михайлович Струков приобрел 42 десятины земли близ Глухих Полян и подарил эти угодья обители.

    По личному ходатайству настоятеля монастыря иеромонаха Нафанаила перед лесным департаментом около монастыря была посажена роща из четырех тысяч берез и лип. К концу XIX века она превратилась в роскошный парк. На рубеже XIX-XX вв. монастырь владел около 117 га земельных угодий и двумя прудами - в одном, декоративном, жили лебеди, в другом разводили рыбу.

    Вернемся к описанию главного храма обители. В верхней, холодной церкви было три престола: центральный - в честь иконы Божией Матери «Млекопитательница», в приделе с южной стороны — во имя Рождества Иоанна Предтечи, в приделе с северной стороны — во имя Василия Блаженного. В нижнем, теплом этаже храма, в середине был престол святого Иосифа Песнописца и святого Георгия иже в Малеи (в память 4 апреля 1866 года), в северном приделе - во имя Рождества Христова.

    Древняя икона Божией Матери, именуемая «Млекопитательница», - один из лучших образцов византийской школы иконописи. В иконографии Млекопитательница — Богородица, изображенная кормящей грудью Младенца Иисуса. История этой иконы связана с именем святого Саввы Освященного - основателя лавры, расположенной некогда в 18 верстах от Иерусалима. Святой Савва отошел к Господу в 532 году, пророчески завещав икону знатному богомольцу из Сербии по имени тоже Савва. Через шесть столетий иноки лавры дождались другого святого Саввы - архиепископа Сербского. «Млекопитательницу» он перенес в Хилендарский монастырь на Афоне, к основанию которого имел прямое отношение. Этот образ распространен в иконописи Южной Европы — в Греции, на Балканах, а в России встречается редко.

    В Щегловском монастыре нашли последний приют его строители - отец и сын Бочарниковы.

    Гавриил Васильевич после окончания основных строительных работ, памятуя о своей непростительной ошибке, постригся в монахи, долго странствовал, вернулся в Тулу, в Щегловский монастырь, где и умер 4 февраля 1880 года. Он был погребен под сводами южного придела в главном монастырском храме. Александр Гаврилович вскоре после завершения строительства Щегловского монастыря был назначен архитектором Тульской епархии. Он спроектировал немало жилых домов в губернском и уездных центрах, занимался строительством, перестройкой и расширением храмов в Тульской губернии. За постройку церквей и других зданий духовного ведомства А.Г. Бочарников в 1885 году был удостоен ордена Святого Станислава III степени. 13 марта 1886 года он скоропостижно скончался от отека легких и был похоронен на погосте Щегловского монастыря рядом с апсидой храма Богородицы Млекопитательницы.

    В 1879 году окончательно переехал жить в монастырь его основатель Василий Иванович Макарухин. 11 лет он прожил здесь, в специально построенном для него двухэтажном бревенчатом флигеле.

    Благотворитель подарил обители свое прекрасное собрание книг духовного и исторического содержания, большую коллекцию гравюр и старинных икон.

    В октябре 1882 года В.И. Макарухин на свои средства построил при монастыре гостиницу для приюта богомольцев-паломников.

    По инициативе Василия Ивановича и непосредственном финансировании им строительства в монастыре появился еще один храм, устроенный в честь 25-летия служения на Тульской кафедре архиепископа Никандра, которое отмечалось 22 октября 1885 года. Храм возвели по проекту А.Г. Бочарникова. Заложили его 24 мая 1886 года, уже после смерти архитектора. Церковь была освящена 24 сентября 1889 года в день памяти святого, которому был посвящен главный алтарь, - преподобного Никандра пустынножителя, Псковского чудотворца. Левый придел освятили во имя равноапостольного князя Владимира, правый — великомученика Пантелеймона целителя. В Никандровском храме, так же, как и в главном храме монастыря, имелся список иконы Богородицы Млекопитательницы. Храм был теплым; богослужение совершали в нем в зимнее время.

    26 апреля 1890 года Василий Иванович Макарухин скончался, приняв незадолго до смерти постриг, а затем и схиму с именем Варсонофий. Он был похоронен в храме Богородицы Млекопитательницы под алтарем северного придела во имя Василия Блаженного. В 1988 году схимник Варсонофий был причислен к лику святых в соборе тульских святых.

    Современник В.И. Макарухина Н.И. Троицкий писал о нем: «Хозяин и работник, купец и ремесленник, благотворитель и схимник, он был человек высокой благочестивой настроенности и непреклонно твердого направления воли; он умел не только победить в себе сильнейшую из страстей — сребролюбие и с ним соединенные искушения, но и воспользовался своим богатым состоянием, как могучим средством для совершенствования себя в добродетельной жизни, - на славу православного отечества и на утешение святой христианской церкви».

    Перед смертью В.И. Макарухин оставил значительную часть своего состояния племяннику Николаю Федоровичу Мусатову - для продолжения благотворительной деятельности. Н.Ф. Мусатов тоже происходил из богатой московской купеческой семьи, имел и собственное немалое состояние. Как и дядя, он был глубоко верующим человеком. Вместе с дядей он жил в Щегловском монастыре.

    На средства, оставленные В.И. Макарухиным, он построил на территории обители двухэтажный дом, вдвое увеличил теплый храм пристройкой с запада, сделал пристройку к двухэтажной гостинице, равную по величине первоначальному зданию. В гостинице было 23 номера, самоварная и две большие комнаты для странников.

    В 1896 году на деньги Н.Ф. Мусатова — 13 тысяч рублей - была построена на окраине Чулкова монастырская школа, рассчитанная на сто учеников. Благотворитель обставил ее мебелью, часто посещал это учебное заведение, дарил учащимся книги и другие подарки.

    На средства Николая Федоровича рядом с монастырем построили больницу на 10 мест с аптекой, фельдшерской, ванной комнатой и кухней. Помимо лечения заболевших насельников обители, здесь проходили реабилитацию отставные офицеры.

    18 тысяч рублей Н.Ф. Мусатов пожертвовал на обустройство Покровского подворья Щегловского монастыря в Туле. Именно на его деньги была приобретена усадьба, на которой разместилось подворье.

    За год до кончины он принял монашество с именем Никанор. Умер Н.Ф. Мусатов в 1915 году и был похоронен в семейном склепе рядом с В.И. Макарухиным.

    В 1921 году Щегловский монастырь, как и все другие монастыри в Туле и Тульской губернии, был закрыт. В 1922-м в помещениях бывшего монастыря запретили жить остававшимся там больным и состарившимся монахам, которые зачастую не имели ни родных, ни какого-либо жилья.

    Иконы, церковная утварь, библиотека, коллекции старинных икон и гравюр, собранные В.И. Макарухиным, были разграблены. Образ Богородицы Млекопитательницы из Никандровского храма один из насельников монастыря перенес в кладбищенскую церковь Димитрия Солунского, где икона сохранялась до начала 1990-х годов. Потом она была передана в возрожденный монастырь. Икона Богородицы Млекопитательницы из главного храма не сохранилась.

    Начиная с 1920-х годов, в погоне за наживой, могилы погребенных на территории монастыря не раз вскрывались. По сообщениям очевидцев, дети играли в футбол человеческими черепами.

    В монастырских строениях в разные годы размещались «трудовая коммуна», общежитие для учащихся технического училища патронного завода, подсобное хозяйство этого предприятия, летний детский лагерь. В конце концов, все постройки монастыря, кроме храмов, были приспособлены под жилье - даже баня, конюшня и колокольня, даже башни ограды.

    В 1929 году в здании бывшего храма Богородицы Млекопитательницы произошел пожар. Пострадали малые главки, чердачные конструкции, оконные и дверные переплеты. Были повреждены настенные росписи.

    Во время Великой Отечественной войны подвальные помещения монастырских церквей использовались под бомбоубежища.

    В.В. Куликов в публикации в «Молодом коммунаре» за 24.03.90 приводит цитату из акта, составленного 6 июня 1945 года комиссией Пролетарского райисполкома: «Здание церкви (Богородицы Млекопитательницы. - Н.К.) арендуется Тулторгом и ...пришло в негодность. За весь период после национализации здания капитального ремонта не проводилось, что привело к частичному разрушению кирпичной кладки с наружной и внутренней сторон. Полностью разрушена кровля... В данном состоянии здание к эксплуатации не пригодно и требует больших капитальных затрат на восстановление... Учитывая, что Тулторг не обеспечивал эксплуатационную сохранность здания большой церкви, а также ввиду отсутствия в районе завода Новой Тулы, Щегловского поселка и поселка им. Кирова культурно-просветительных учреждений... удовлетворить ходатайство дирекции и общественной организации завода 187 и передать ...для использования под... рабочий клуб».

    Но бывший храм так и не был приспособлен ни под клуб, ни под какие-либо еще учреждения. В течение десятилетий не дождался он и ремонта. До передачи в 1983 году в аренду Тульской специализированной научно-реставрационной производственной мастерской (ТСНРМП) здания бывших церквей Богородицы Млекопитательницы и Никандра использовались в качестве складов «Спорткультторга». Новый арендатор - ТСНРМП - разместил в здании главного храма слесарную мастерскую и кузницу, а церкви Никандра -деревообрабатывающий цех.

    Прекрасный монастырский парк за годы Советской власти был наполовину вырублен и превращен в огромную свалку.

    А сам монастырь к началу 1990-х годов представлял собой печальное зрелище: разрушающиеся церкви и другие строения, почти разрушенная монастырская ограда (окрестное население разбирало ее на кирпич), вокруг храма - забор из бетонных блоков с колючей проволокой наверху, колокольня, лишенная верхних ярусов...

    В 1990 году комплекс зданий монастыря был передан в бессрочное безвозмездное пользование Тульской епархии.

    18 июля 1990 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси благословил открытие женского Богородичного Щегловского монастыря. Обязанности настоятельницы были возложены на монахиню Иннокентию; в 1991 году она была возведена в сан игуменьи и утверждена настоятельницей монастыря.

    В 1991 году комплекс построек Щегловского монастыря поставили на госохрану в качестве памятника истории и культуры регионального значения.

    Работы по восстановлению монастыря начались в апреле 1992 года. Поначалу группа добровольцев-энтузиастов, организованная на доброе дело протоиереем Ростиславом Лозинским, убирала скопившийся за долгое время мусор, огромные балки, рельсы, плиты, арматуру, кирпичи.

    28 декабря 1992 года напротив алтаря церкви Никандра был воздвигнут почти пятиметровый дубовый крест — в память обо всех погребенных в монастырской земле.

    Большую помощь в восстановительных работах оказывал коллектив Тульского комбайнового завода, его директор В.Д. Дронов. В храме Никандра рабочие вставляли двери и рамы, настилали полы. Был изготовлен каркас для верхних ярусов колокольни.

    Привлеченные настоятельницей строители привели в порядок потолок и стены в первом келейном корпусе, во втором покрыли крышу.

    Немалая помощь была оказана ОАО «Тулачермет». Предприятие выделяло стройматериалы, автотранспорт, рабочие руки для восстановительных работ.

    Началась прокладка коммуникаций - водопровода и канализации.

    По воспоминаниям игуменьи Иннокентии, «пусть неумело и некрасиво, но покрыли крышу обоих храмов - чтобы хоть вода не текла вовнутрь».

    Людям, проживавшим в монастырских постройках, город выделил квартиры.

    Но восстановительные работы в монастыре велись медленно: не хватало энергичного и опытного организатора работ. В апреле 1994 года митрополит Тульский и Белевский Серапион письменным распоряжением поручил протоиерею Льву Махно исправление и продолжение ремонтно-восстановительных работ.

    Из воспоминаний игуменьи Иннокентии:

    «Он (протоиерей Лев Махно. — Н.К.) приступил к делу умело и продуманно, нашел немногочисленную, но высокопрофессиональную строительную бригаду, которая прежде всего восстановила монастырские стены, ликвидировала все проломы, сделала въездные добротные деревянные ворота по обе стороны колокольни, изготовила и поставила металлические хозяйственные ворота, привела в порядок три угловые башни, четвертую, разрушенную до земли, - возвела заново. И ограду, и башни покрыли оцинкованным железом. <...>

    Когда на Комбайновом заводе сменилось руководство, и нам не захотели отдавать изготовленный для монастырской колокольни каркас, только вмешательство отца Льва помогло «вызволить» наш заказ. И вот приглашенная отцом Львом группа верхолазов поднимает почти 18-метровой высоты каркас верхних трех ярусов на колокольню, затем вешают первые пять (из восьми) колоколов, и отец Лев совершает первый удар в самый главный, самый большой колокол. Какой звон поплыл над окружающей монастырь березовой рощей! Потом зазвучали другие колокола - целый благовест! Мы, немного нас было — старые монахини да, вряд ли, десяток местных жителей — плакали от счастья.

    Затем началось покрытие купола железом и позолотой, одновременно ставились, покрывались и золотились куполочки с крестами. <...>

    В Никандровском храме провели надежное и эффективно работающее отопление, заменили несущие балки пола, изготовили и поставили рамы и решетки на окна. Покрыли архиерейский дом, вставили оконные рамы.

    Освободили от кирпича замурованные окна храма Богородицы-Млекопитательницы, вставили рамы и настелили потолки...»

    В 2001 году по решению Священного Синода мужской монастырь из Горелок был переведен в Щегловскую засеку, а женский - из Щегловской засеки в Горелки.

    Сегодня ансамбль Щегловского монастыря — одно из красивейших мест Тулы.

    Продолжается восстановление монастырских храмов. В главном храме центральный алтарь верхней церкви освящен во имя иконы Богоматери Млекопитательницы; там установлен пятиярусный иконостас. Северный и южный приделы — пока на реставрации. Нижняя церковь освящена во имя великомученика Пантелеймона. Над местом захоронения основателя монастыря схимонаха Варсонофия установлено надгробие; ему приходят поклониться паломники. В Никандровском храме освящен центральный алтарь во имя преподобного Никандра пустынножителя, Псковского чудотворца.

    Монастырь издает свою газету — «Щегловский благовест».

    Монастырь окормляет медицинские учреждения: храм во имя иконы Божией Матери «Целительница» в областной больнице и молельную комнату в кожно-венерологическом диспансере. В находящемся поблизости от монастыря детском саду № 131 имеется православная старшая группа. По приглашению школ в них проводятся беседы на духовные темы.

    В монастыре базируется Тульский епархиальный паломнический центр, возглавляемый наместником монастыря архимандритом Клавдианом. Центр помогает жителям Тулы и области в организации паломнических поездок по святым местам. А для участников Православного Молодежного Движения, учащихся школ, студентов коммерческого училища такие поездки проводились на благотворительной основе.

    Храмы города Тулы

  • Свято-Успенский кафедральный собор, г. Тула
    (храм бывшего Тульского Успенского женского монастыря)
  • Храм Николая Чудотворца («Никола на площади»), г. Тула
    (храм бывшего Тульского Успенского женского монастыря)
  • Преображенская церковь, г. Тула
    (храм бывшего Тульского Успенского женского монастыря)
  • Всехсвятский кафедральный собор, г. Тула
  • Свято-Успенский собор в Тульском кремле
  • Храм во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, г. Тула
  • Храм во имя Двенадцати святых Апостолов, г. Тула
  • Храм во имя Святой Живоначальной Троицы при Тульской духовной семинарии
  • Храм во имя Воскресения Христова на Тульском оружейном заводе
  • Храм во имя святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси, г. Тула
  • Свято-Покровский храм в поселке Южный, г. Тула
  • Храм во имя Смоленской иконы Божией Матери, г. Тула
  • Храм во имя св. мч. Флора и Лавра (Боголюбской иконы Божией Матери), г. Тула
  • Храм Рождества Пресвятой Богородицы на Ржавце (Николы на Ржавце), г. Тула
  • Храм во имя пророка Илии, г. Тула
  • Храм во имя святого благоверного князя Александра Невского, г. Тула
  • Храм во имя преподобного Серафима Саровского, г. Тула
  • Храм во имя святого равноапостольного князя Владимира, г. Тула
  • Храм во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии, г. Тула
  • Храм во имя иконы Божией Матери «Державная», г. Тула
  • Свято-Казанский храм в Мяснове, г. Тула
  • Храм во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, г. Тула
  • Храм во имя преподобного Сергия Радонежского, г. Тула
  • Храм во имя Нерукотворного образа Спасителя, г. Тула
  • Храм во имя Вознесения Господня, г. Тула
  • Храм во имя Рождества Христова (Николо-Зарецкий), г. Тула
  • Свято-Знаменский храм, г. Тула
  • Храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы (Пречистенский), г. Тула
  • Храм во имя Димитрия Солунского, г. Тула
  • Храм во имя Донской иконы Божией Матери, г. Тула
  • Свято-Покровский храм (храм во имя Феодосия Черниговского), г. Тула
  • Домовый храм во имя иконы Божией Матери «Целительница»
    при Тульской областной больнице
  • Домовый храм во имя святителя Луки при детской областной больнице, г. Тула
  • Храм во имя святителя Иоанна Златоуста, г. Тула
  • Богородичный Щегловский мужской монастырь
  • Богородице-Рождественский женский монастырь

  • В начало

     
    Rambler's Top100