Кафедральный собор Рождества Христова в Рязани

Дата публикации или обновления 04.11.2017
  • Храмы Рязанской области

  • Христорождественский собор, согласно исследованиям ученых, первая каменная постройка кремля, сооруженная на рубеже XIV - XV веков. О времени его строительства свидетельствует древняя кладка нижней части стен храма, и, в первую очередь, алтарная апсида из крупногабаритного белого камня, характерная для этого периода.

    Начало возведения этого храма относится к периоду правления великого рязанского князя Олега Ивановича (1350-1402 гг.). При нем Рязанское княжество достигло наивысшего расцвета. До середины XIV столетия рязанские князья уже пребывали Переяславле Рязанском (современная Рязань). Но только при Олеге Рязанском город стал окончаельно столицей княжества.

    В городе началось обширное строительство. В конце XIV века после заключения мира со святым благоверным князем Димитрием Донским Олег Иванович приступил к возведению в кремле первого каменного обора в честь Успения Пресвятой Богородицы (ныне Христорождественский). Собор возводился как усыпальница рязанских князей. «Замышлялся» он о образцу московского, постройки 1326 года, не только названии, но и в общей композиции: в плане квадратным, «по шести сажен в длину и ширину»; в нем было три притвора и три апсиды, одна глава, купол эпирался на четыре столба. Его, вероятно, можно считать как бы упрощенным воспроизведением знаменитого в свое время Спасского храма древней столицы Рязанского княжества Рязани (Старой). Олег Рязанский преставился в 1402 году, не успев закончить строительство Успенского собора.

    Завершил дело отца великий рязанский князь Феодор Ольгович. Собор был освящен епископом Рязанским и Муромским Сергием (Азаковым). В храме существовал придел в честь великомученика Феодора Тирона - небесного покровителя великого князя Феодора Ольговича. Князь Феодор месте с супругой Софией Димитриевной, дочерью святого благоверного князя Димитрия Донского, были первыми князьями, захороненными под сводами этого храма-усыпальницы. В соборе нашли упокоение все пять рязанских князей и три княгини, бывшие на Рязанском престоле в XV веке, в том числе и великая рязанская княгиня Анна Васильевна, дочь Василия Темного, сестра Ивана III. Ныне места княжеских захоронений в кафедральном соборе обозначены мраморными надгробиями: князей у южной стены, княгинь - у северной. Среди архипастырей, вошедших в сонм святых, в земле Российской просиявших, которые когда-то окормляли рязанскую паству, нельзя не назвать имя великого светильника - святителя Ионы чудотворца, митрополита Московского и всея Руси. С 1431 по 1448 год он возглавлял Рязанскую епархию и особенно прославился миссионерской деятельностью, обратив ко Христу многих из неславянских народов, населяющих Мещеру. Успенский собор Рязанского кремля - храм, в котором святитель Иона совершал богослужения в бытность свою на Рязанской кафедре.

    В 1521 году Рязанское княжество прекратило свое существование и вошло в состав молодой, набирающей силу Московской Руси. Бывший великокняжеский кремль Переяславля Рязанского стал резиденцией рязанских архипастырей: епископ Иона II перенес архиерейскую кафедру из Борисо-Глебского собора (из Владычной слободы) в Успенский собор Рязанского кремля.

    В 1753 году при епископе Рязанском и Муромском Димитрии (Сеченове) храм был переименован в Христорождественский, так как в конце XVII века рядом был сооружен летний Успенский собор.

    В Христорождественском кафедральном соборе похоронены два архипастыря Рязанской епархии: скончавшийся в 1804 году архиепископ Симон (Лагов) на правой стороне от входной двери под третьей колонной; в 1809 году здесь же упокоился на левой стороне, напротив архиепископ Амвросий (Яковлев-Орлин).

    Собор неоднократно перестраивался (на рубеже XVI-XVII веков), он дошел до нашего времени в стиле архитектуры XIX века и имеет четко выраженные русско-византийские формы. Иконостас и стены расписаны в последней четверти XIX века талантливым рязанским художником, академиком живописи, основателем Рязанской мастерской иконописи Шумовым Н. В.

    В 1895 году, к празднованию 800-летия основания Рязани, в соборе были расширены окна в первом ярусе. Последний раз поновление собора проводилось в 1913 году. Тогда же пол его был уложен новой плиткой (он сохранился до наших дней).

    Большевики, пришедшие к власти в 1917 году, планировали уничтожить Русскую Православную Церковь. Весной 1922 года начали действовать комиссии по изъятию церковных ценностей в храмах и монастырях Рязани. Первая из них в соборе кафедральном. Все встречающиеся художественные вещи музейного значения должны были по декрету выделять в губернский музей. 30 марта 1922 года в Христорождественском соборе отобрали для музея святыни, которые были вкладами в собор и хранились в «Древлехранилище». Но не все святыни попали в местный музей. Что-то отправили в Гохран; многое было передано в Оружейную палату, в другие центральные музеи (упоминает историк Яхонтов С. Д.). В 1929 году в соборе обосновался Окружной архив.

    30 июня 2002 года, в первую неделю по Пятидесятнице, Христорождественский собор был вновь открыт для православного богослужения. Чин освящения при небывалом стечении верующих совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Храм вновь стал кафедральным. Ежедневно в соборе совершается богослужение.

    С 10 июня (23 июня н. с.) 1609 года в соборе находятся мощи самого почитаемого святого рязанской земли святителя Василия Рязанского. Он жил в XIII веке и был епископом в городе Муроме. Но жители Мурома по наущению врага рода человеческого - диавола - изгнали святого из города. Святитель Василий перед тем, как покинуть Муром, всю ночь молился, затем, отслужив литургию, взял икону Божией Матери, подошел к реке Оке, разостлал свою мантию на поверхности реки, взошел на нее и чудесным образом, движимый силой Божией, поплыл по Оке против течения. Увидев такое чудо, жители Мурома раскаялись и стали просить святого вернуться, но святитель оставил город Муром навсегда. Святой приплыл сначала в столицу Рязанского княжества (Старую) Рязань, а в 1288 году, после очередного опустошительного набега ордынцев, также на мантии приплыл в Переяславль Рязанский - современную Рязань. Василий Рязанский поселился в Борисо-Глебовом городке, где стал служить в Борисо-Глебском соборе, где после своей кончины в 1295 году и был похоронен. В Смутное время мощи святителя Василия Рязанского были обретены святителем Феодоритом Рязанским нетленными и перенесены в кремль в Успенский собор, где они и находятся до сих пор под спудом на левом клиросе.

    В советское безвременье, вплоть до 2002 года, когда храм был возвращен Русской Православной Церкви, в самый трудный для Церкви период православные шли к северной стене Христорождественского храма, ближе к апсиде, чтобы поклониться Первосвятителю Переяславля Рязанского святому Василию, Рязанскому чудотворцу.

    Из поколения в поколение в православных семьях рязанцев передавали из уст в уста, что за этой стеной под спудом покоятся его святые нетленные мощи.

    Муромская икона Божией Матери («Моление святителя Василия»), - с нею святитель Василий, Рязанский чудотворец, приплыл на мантии по реке Оке из Мурома в Рязанские земли. Ныне близ раки святителя Василия Рязанского находится чтимый список с чудотворного образа конца XVII века, Божиим Промыслом возвратившийся 12/25 апреля, в день празднования иконе в Рязанскую епархию.

    В кафедральном соборе слева и справа от амвона пребывают раки с мощами двух святителей Рязанских - Гавриила и Мелетия. Они были перенесены в собор крестным ходом из Свято-Троицкого монастыря города Рязани 11 сентября 2004 года, в праздник Усекновения главы Иоанна Крестителя. В этот день в своем слове архиепископ Рязанский и Касимовский Павел отметил, что святители «возвращаются в свой кафедральный собор, где совершали много лет свое архипастырское служение», что в этот день они сами всегда совершали богослужение в своем домовом храме в Архиерейских палатах, храме «в честь Усекновения главы Иоанна Крестителя. И решением нашего Епархиального Совета было именно в этот день совершить перенесение святых мощей святителей Рязанских».

    Святитель Гавриил (1785-1862 гг.) родился в Рязанской губернии, окончил Рязанскую духовную семинарию, затем Петербургскую духовную академию. В 1828 году был возведен в сан епископа. Святитель особенно прославился в Могилевской кафедре, возврата в Православие около 60 000 униатов. Жители города Могилева почитали святителя Гавриила как «олицетворение простоты»; его благообразное лицо с большими голубыми глазами, худощавость, тихая походка всех располагали к нему. В общении с людьми, особенно другого вероисповедания, он избегал укоренил, говоря:«Укорять - значит раздражать, а раздражать - значит уменьшить способность к принятию истины». С 1837 года на протяжении двадцати лет владыка Гавриил возглавлял Рязанскую епархию. При нем было завершено строительство колокольни и отреставрирован Успенский собор, построены и благоукрашены многие храмы.

    Во время неурожая 1840 года святитель Гавриил жертвовал на помощь голодающим свои средства, также при Архиерейском доме постоянно пекли хлеб, который раздавали нуждающимся.

    Святитель Гавриил был большим любителем истории. Именно он обнаружил среди документов Духовной консистории древние записи, свидетельствующие об основании Переяславля Рязанского (Рязани) в 1095 году.

    При нем был открыт Церковно-исторический комитет, который собирал материалы по истории Рязанского края. 7 апреля 1862 года, накануне Светлого Христова Воскресения, святитель Гавриил тихо отошел в обители вечные в Ольговом мужском монастыре, где он пребывал на покое.

    13/26 октября 1999 года были обретены его святые мощи. 3 января 2000 года состоялось прославление мощей святителя Гавриила. Святитель Гавриил прославлен в Соборах Рязанских и Белорусских святых.

    Святитель Мелетий (1835-1900 гг.) родился в Вятской губернии. Из Казанской духовной академии он был направлен в Сибирь для миссионерской работы. Тысячи местных жителей были им обращены в православие - 35 лет святитель подвизался в миссионерских трудах, ему порой приходилось за одну поездку проезжать более десяти тысяч верст, и это в тяжелейших природных условиях Сибири. Многолетняя подвижническая деятельность сказалась на его здоровье. В 1896 году святитель был переведен на Рязанскую кафедру. Не долгим было правление епископа Мелетия Рязанской епархией, но эти годы были насыщены неусыпными трудами. Во всех делах владыка старался соответствовать своему имени, ведь Мелетий переводится с греческого как «заботливый, пекущийся». 14 января 1900 года последовала безболезненная и мирная кончина святителя Мелетия.

    18 июня 1998 года были обретены его нетленные мощи. 31 мая 1999 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II состоялось прославление святых мощей святителя Мелетия. После обретения мощей святого стали происходить чудеса исцелений, связанные с ними. Святитель Мелетий прославлен в Соборах Рязанских и Сибирских святых.

    «Феодотьевская» икона была принесена в Рязанские земли в начале XIII века со Святой горы Афон епископом Евфросином Святогорцем. Икона исчезла после разорения столицы Рязанского княжества войсками хана Батыя, а в 1487 году чудным образом явилась в деревне Торчино близ села Федотьева Спасского уезда. Явленный образ Богоматери был торжественно перенесен в том же году в собор. Божия Матерь через свою чудотворную икону подавала помощь всем, с верой притекающим к Ней. Во время нашествий, голода, эпидемий жители города молитвенно прибегали к «Феодотьевской» иконе Божией Матери. В 1838-1840 годы Богоматерь по молитвам к этой иконе помогла рязанцам избавиться от эпидемии холеры. В 1920-е годы «Феодотьевская» икона была изъята из собора и передана в Рязанский губернский исторический музей, где поныне и находится. В кафедральном Христорождественском соборе пребывает ее чтимый список-копия.

    Икона «Собор святых, в земле Рязанской просиявших» в соборе пребывает с 2006 года. Она помещена в особый киот. Перед ней расположен большой мощевик с частицами святых мощей Рязанских святых: святителя Феодорита, священномученика Мисаила, архиепископа Рязанского, святителя Феофана, Затворника Вышенского, святой праведной Иулиании Лазаревской, блаженных Василия и Любови Рязанских, преподобного Илариона Троекуровского, святого праведного Софрония Ибердского и других. В Соборе Рязанских святых ныне прославлено 105 угодников Божиих, 77 из них в лике новомучеников и исповедников XX века.

    Икона «Собор Киево-Печерских преподобных отцов» - напротив, у южной стены собора, в таком же киоте, а перед ней большой мощевик, в котором частицы святых мощей 84 Киево-Печерских святых, среди которых и почитаемые в Соборе Рязанских святых святитель Филарет, митрополит Киевский, преподобные Илия Муромец, Кукша просветитель вятичей.

    Еще одной важной святыней храма является икона святой мученицы Людмилы Чешской с частицей ее святых мощей.

    Эта икона была пожертвована рабой Божией Людмилой из города Москвы. Она написана искусным иконописцем в палехском стиле. Частицу мощей передал Его Высокопреосвященство Владыка Павел. Это большая редкость, и, поскольку немалое число женщин в России носят имя святой, то это большое утешение для всех.

    Чудотворный образ XVI века «Иоанн Предтеча» находился в Христорождественском соборе до 1923 года, затем он был изъят из собора и передан в Рязанский губернский исторический музей. В музее образ поныне и находится. В Христорождественском соборе находится список с древнего чтимого образа. Особенности его иконографии предполагают близкое знакомство художника с балканскими образцами, стиль письма которых распространился с начала II тысячелетия также в Западную Европу.

    В последние семь лет стало традиционным принесение православных святынь для почитания в собор: как рязанских чудотворных образов и святых мощей из храмов и монастырей Рязанской епархии и российских святынь из храмов других епархий Русской Православной Церкви, так и прибывающих в Россию из-за рубежа.


    Издательский отдел Рязанской епархии. Телефон для справок: (4912) 27-54-14, по вопросам пожертвований: (4912) 25-92-78. Рязань. Кремль, 14.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос