Стенопись 1125 года

Рождественского собора.

Дата публикации или обновления 04.11.2021
  • К оглавлению: Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря в Новгороде.
  • Стенопись 1125 года Рождественского собора Антониева монастыря в Новгороде.

    Росписи собора, созданные, согласно летописному сообщению, в 1125 году, сохранились лишь отдельными участками, но даже фрагментарное их состояние позволяет составить представление о художественных особенностях живописи и общей направленности иконографической программы, характер и специфику которой, вне сомнения, определил сам Антоний.

    В подборе сюжетов явно проявляется воля заказчика, нашедшая выражение в патрональных изображениях, а также в серии монашеских образов, расположенных в алтарном объеме собора и утверждающих дух суровой монашеской аскезы, что было новшеством для Новгорода и, несомненно, восходило к традициям Киева с его почти вековым опытом монастырского обихода.

    По сравнению с другими новгородскими памятниками первой четверти XII века, фрески которых дошли до нас лишь в незначительных фрагментах, росписи Рождественского собора сохранились в более полном составе. Несмотря на значительные утраты, они составляют достаточно целостную картину, дающую представление о принципах расположения изображений в архитектурном пространстве храма.

    Росписи 1125 года сохранились в нижней половине алтарного объема, а также в предалтарном пространстве: на западных гранях восточных столбов и в восточной части северной и южной стен.

    В алтаре находился состоявший из двух ярусов святительский чин, жертвенник занимал протоевангельский цикл (сохранилось «Введение во храм» и фрагменты сцен «Рождество Богородицы» и «Омовение новорожденной Марии»), а диаконник, согласно традиции, был посвящен житийному циклу Иоанна Предтечи, от которого до нас дошли «Пир Ирода» и «Поднесение главы Иродиаде», а также фрагменты двух «Обретений главы Иоанна Предтечи».

    Арки всех трех апсид занимают изображения преподобных, а также фигуры первосвященников Моисея и Аарона.

    Судя по сохранившимся фрагментам, росписи южной и северной стен собора состояли из пяти регистров, причем их нижняя зона была отведена, соответственно, под огромные композиции «Рождество Христово» и «Успение Богоматери», представленное в варианте «облачной» иконографии. На западных гранях алтарных столбов расположены прекрасно сохранившиеся парные изображения святых целителей — Кира и Иоанна, Флора и Лавра, над которыми представлено «Благовещение».

    В окнах собора сохранилось значительное количество древних орнаментов. Кроме того, в северо-западной башне в настоящее время открывается большое количество рисунков на разнообразные темы, истолкование которых существенно затруднено плохой сохранностью живописи и неканоническим подбором сюжетов.

    Далее: История открытия и реставрации росписей Рождественского собора Антониева монастыря.
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос