Росписи XII столетия

в лестничной башне

Дата публикации или обновления 04.11.2021
  • К оглавлению: Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря в Новгороде.
  • Росписи XII столетия в лестничной башне Рождественского собора Антониева монастыря в Новгороде.

    Древние росписи сохранились также и в объеме северо-западной башни собора, которая представляет собой винтовую лестницу, ведущую сначала на хоры, а затем в купол, где еще в древности был устроен придел святых отшельников Онуфрия Великого и Петра Афонского. Стены и своды лестницы покрыты древним штукатурным грунтом, который не был специально рассчитан на фресковую живопись, и обнаруженные здесь рисунки нельзя в полном смысле назвать фресковой декорацией. Они выполнены красной охрой, которая изредка дополнена рефтью или желтой охрой. К сожалению, красочный слой сохранился очень плохо, хотя, учитывая активное утилитарное использование башни на протяжении веков, наличие здесь даже слабых следов живописи само по себе удивительно.

    Сюжеты рисунков навеяны самыми различными темами и источниками, многие из которых имеют апокрифическое происхождение. Расположение рисунков на стенах башни носит достаточно произвольный характер, а содержание не составляет целостной программы. Все это делает чрезвычайно сложной их расшифровку, тем более что большинство из них было раскрыто лишь в 1999-2000 годах. Тем не менее эти рисунки представляют огромный интерес для исследователей, поскольку в них отразились личная вера и молитва первых насельников Антониева монастыря, а возможно — и самого преподобного Антония Римлянина, который, согласно житию, последние годы жизни провел именно в башне собора, в одной из небольших ниш-келий, устроенных в толще стены.

    Рисунки как бы сопровождают молящегося по мере его подъема в купол, где в приделе преподобного Онуфрия и Петра совершались закрытые монашеские богослужения. Таким образом, они были рассчитаны прежде всего на обитателей монастыря — монахов, послушников, членов клира. Этому соответствует и манера их исполнения — строгая, аскетичная, чуждая внешней красоты, порой даже акцентированно неумелая. Изображенные здесь сюжеты, насколько позволяет судить о них нынешняя сохранность, имели в основном символико-аллегорическую и дидактическую направленность, призывая молящегося к смирению и покаянию. Так, на столбе башни раскрыто несколько звериных фигур, из которых выделяется изображение льва с человеческим лицом. Его фигура написана схематично, даже примитивно, но лицо необычайно выразительно и исполнено скорби и печали. Образ льва в средневековой христианской культуре обладает многоплановой символикой. В данном случае на первый план, несомненно, выведена тема покаяния и смирения, которая выражена и скорбным обликом льва, и даже узлом на конце его хвоста — своеобразным символом усмирения страстей.

    Чуть выше на стене башни, среди нескольких сюжетных изображений, читается фигура фантастического животного со звериным телом и человеческой головой, которое напоминает сфинкса или Китовраса. Последний — персонаж апокрифического сказания о библейском царе Соломоне — фантастическое существо, напоминающее античного кентавра и отличающееся необычайной силой и мудростью.

    Согласно сказанию, Соломон насильственно привлек его к строительству иерусалимского храма, но Китоврас, предпочтя свободу мирской славе, хитростью освободился и вернулся в пустыню. Образ этого полузверя, обладающего сверхчеловеческими способностями, был популярен в русском и особенно в новгородском искусстве: в частности, он присутствует на Магдебургских вратах Новгородской Софии, а также на Васильевских вратах 1336 года, также происходящих из Софийского собора (ныне в г. Александрове). Вероятно, его образ понимался как символ отказа от мира ради обретения высшей мудрости, постигаемой в уединении, что было созвучно идеям монашеской аскезы.

    На площадке перед хорами в толще стены расположена небольшая ниша-келья, в которой, вероятно, и жил преподобный Антоний. На это указывает расположенная рядом с ней фреска с изображением монаха-столпника.

    Из жития святого известно, что еще в юности, в Италии, он имел опыт столпничества, проведя более года в уединенной молитве на прибрежной скале. Вероятно, за этим преданием скрывалась реальная история из жизни Антония. На склоне лет он повторил этот опыт, уединившись в молитвенном предстоянии в крошечной келье, устроенной в стене столпа — а именно столпами называли подобные пристроенные к соборам башни, которые были распространены в русском зодчестве XI—XII веков.

    Далее: Иконы Рождественского собора Антониева монастыря в Новгороде.
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос