Реставрация росписей Рождественского собора

Дата публикации или обновления 04.11.2021
  • К оглавлению: Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря в Новгороде.
  • История открытия и реставрации росписей Рождественского собора Антониева монастыря в Новгороде.

    Фрески собора Рождества Богородицы разделили драматичную судьбу практически всех памятников древнерусской монументальной живописи. Многочисленные ремонты и перестройки собора, замена древней алтарной преграды иконостасом, установка новых иконостасных рам и другие работы по приспособлению интерьера для изменяющихся нужд богослужения наносили фрескам постоянные повреждения и утраты.

    В ходе последних реставрационных работ были выявлены следы трех поновлений стенописи только XVIII века, которые выполнялись уже после глобального ее обновления в 1671 году. Нужно полагать, что к началу XIX столетия облик древней стенописи был полностью искажен: фрески были уже несколько раз полностью переписаны, а многочисленные перестройки храма лишали стенопись композиционной целостности. Все это привело к глобальному поновлению стенописи собора в 1837 году, в ходе которого основная часть древних фресок была безжалостно сбита со стен и заменена новой живописью.

    Еще в начале 1833 года новгородский митрополит Серафим послал донесение в Синод, испрашивая значительную сумму на капитальный ремонт Богородице-Рождественского собора. В перечне основных ветхостей назывались крупные кладочные трещины в северной части собора, башне и приделе Иоанна Богослова, требовавшие инженерного укрепления. Указывалось также на крайне бедственное состояние кровель, которые сгнили и проржавели, а в приделах и на паперти отошли от стен собора, так что на сводах пристроек образовались постоянные протечки. Но в качестве главного предмета требуемого ремонта называлось неблагоприятное состояние внутри собора: «Штукатурка в алтаре, также внутри соборной церкви, а равно и в паперти,- говорилось в донесении митрополита Серафима,- от ветхости крайне повреждена, отстала от стен и требует совершенного возобновления».

    В самом конце строительного сезона 1837 года монастырское начальство заключило договор с новгородским живописцем Герасимом Веригиным, который подрядился своими силами расписать весь собор с папертями «живописным искусством монументальным альфреско», что и было исполнено его артелью за сезон 1838 года. Фрески собора Антониева монастыря постигла участь росписей Николо-Дворищенского собора, где артель Г. Веригина выполняла поновление в 1836 году и где практически вся древняя живопись была безжалостно уничтожена.

    Остатки фресок XII века, сохранявшиеся под наметами новой штукатурки, были преданы полному забвению. Из монастырского предания исчезает память о древних росписях и даже о времени их недавнего поновления. В своем описании новгородских древностей, вышедшем в свет в 1862 году, граф М.В. Толстой уже не упоминает о еще недавно существовавших в соборе древних фресках. И лишь в материалах Дмитрия (Сперовского), епископа Рязанского, короткое время бывшего архимандритом Антониева монастыря и оказавшегося первым его историографом, сообщается о том, что «древняя роспись заменена в 30-е годы XIX века новою стенною живописью в итальянском стиле, весьма неподходящем для древнего храма».

    С именем епископа Дмитрия связано первое открытие фрагментов древних фресок. В 1 898 году, через несколько лет после ремонта, проводившегося в интерьере собора «в главном алтаре,- как писал позже епископ Дмитрий,- открыто нами несколько обрывков древних фресок, о которых мы считаем необходимым составить особый доклад». Намерение опубликовать открытые им фрески так и не было осуществлено. Накануне XV Археологического съезда, который должен был проводиться в Новгороде в 1911 году, Дмитрий писал председателю Новгородского общества любителей древностей М.В. Муравьеву: «Если Бог благословит попасть в Новгород на съезд, то я во время оного могу сделать маленький докладец об открытии этих фресок, о мерах, мною употребленных к их сохранению и пр.». Однако участие епископа Дмитрия в работе Съезда ограничилось большой публикацией Описи Антониева монастыря 1696 года и комментарием к ней. Открытие фресок 1125 года в со боре Антониева монастыря так и не стало предметом обсуждения на XV Археологическом съезде. Возможно, это произошло потому, что при раскрытии они сразу были грубо поновлены мастерами из артели Н.М. Сафонова — палехского иконописца, печально знаменитого варварским поновлением многих памятников древнерусской живописи, и, в частности, стенописи Софийского собора и Георгиевского собора Юрьева монастыря, которые он осуществлял в Новгороде на рубеже XIX-XX веков.

    Реставрационные работы по фрескам собора Антониева монастыря начались лишь в 1919 году, когда в ходе развернувшейся в стране кампании по раскрытию памятников древнерусской живописи Новгород оказался в центре деятельности Центральных Государственных реставрационных мастерских (ЦГРМ). В декабре 1918 года собор был осмотрен специальной комиссией ЦГРМ для определения дальнейших планов реставрационных работ. Уже тогда в Новгороде работала группа реставраторов под руководством А.И. Анисимова, занимавшаяся в основном раскрытием икон, в том числе и из иконостаса Рождественского собора. Именно в это время были сделаны первые пробные раскрытия стенописи XII века. Работы по раскрытию древних фресок были продолжены в 1920, 1927-1928, а также 1930-1932 годах, хотя ни разу они не носили комплексного характера.

    Новый этап в раскрытии фресок собора связан с работой реставрационной экспедиции, занимавшейся вопросами восстановления памятников, разрушенных в период немецкой оккупации Новгорода. В июне 1944 года, вскоре после освобождения, в Новгород прибыла группа реставраторов, которую возглавлял А.В. Виннер, являвшийся уполномоченным Главного управления охраны памятников Комитета по делам архитектуры СНК СССР. Собор Антониева монастыря был одним из немногих новгородских памятников, почти не пострадавших за годы войны, и именно здесь реставраторами были сделаны наиболее яркие открытия. За иконостасом, иконы из которого были вывезены отступающими немецкими войсками в Германию, были обнаружены наиболее сохранные фрески 1125 года, не пострадавшие при поновлениях XVIII—XIX веков — сцена «Благовещения» и две пары изображений святых целителей. В нижней зоне северной и южной стены реставратор П.И. Юкин раскрыл фрагменты «Успения» и «Рождества Христова», а пробные расчистки, выполненные в башне собора, показали наличие здесь большого количества рисунков раннего XII века. Уже через год А.В. Виннер опубликовал довольно полный отчет по результатам сделанных в соборе Антониева монастыря открытий.

    В 1971 году бригадой художников-реставраторов под руководством Г.С. Батхеля было осуществлено частичное раскрытие фресок на предалтарных столбах. В ходе работ были расчищены полуфигуры четырех целителей — Кира и Иоанна, Флора и Лавра, обе половины сцены «Благовещение», а также несколько епископских фигур из ряда святительского чина в алтарной апсиде.

    Последний этап реставрации собора и его фресок приходится на 1980-1990-е годы. В 1981 году бригада под руководством Г.С. Батхеля приступила к комплексной реставрации стенописи собора. Однако реставрация живописи вскоре была прервана в связи с одновременно начатыми архитектурно-реставрационными работами, которые выявили аварийное состояние собора. Как и комплексная реставрация икон, комплексная реставрация столь сложного по своей разновременной структуре памятника выявила множество проблем, важнейшей из которых было инженерное укрепление собора и приделов, находившихся в угрожающем состоянии. Эти работы, возглавлявшиеся Л.Е. Красноречьевым, а затем Г.М. Штендером, были завершены в конце 1980-х годов. Археологическими исследованиями памятника руководил В.А. Булкин. Тогда же новгородскими художниками-реставраторами под руководством Т.И. Анисимовой была отреставрирована клеевая стенопись 1838 года в основном объеме собора и его приделах, а также демонтирован иконостас XVIII века и отреставрирована его резьба.

    Лишь в 1987 году, после длительного перерыва, возобновилась реставрация фресок XII века. За период 1987-1992 и 1996-1999 годов все росписи предалтарного пространства и алтаря были полностью раскрыты, укреплены и приведены в экспозиционный вид. На северной и южной стенах, в местах примыкания иконостасных стоек и креплений, практически до уровня сводов, были обнаружены остатки фресок, заслоненных иконостасной конструкцией и потому не сбитых при поновлении 1838 года. Кроме того, на откосах лопаток боковых апсид сохранились разнообразные орнаменты, в том числе популярные в византийской среде псевдокуфические, имитирующие арабскую вязь.

    В алтарной части собора обнаружились остатки сводов двух световых проемов между центральным алтарем и боковыми апсидами, которые были почти полностью уничтожены при растеске арок в конце XVII — начале XVIII века. Их внутренняя поверхность покрыта монохромным темно-синим растительным орнаментом, аналогичным декорации алтарных окон. На стенах апсид были сделаны большие зондажи, открывшие первоначальную поверхность кладки, на которой читаются фрагменты фресок, в том числе часть лика Иоанна Предтечи в конхе диаконника, а также эскизные рисунки на откосах алтарной арки, близкие рисункам, открытым экспедицией 1944 года в северо-западной башне собора.

    Комплексная реставрация фресок восточной части собора была завершена в 1999 году, и в настоящее время реставрационные работы сосредоточены в северо-западной башне, где открываются рисунки XII века.

    Далее: Система росписи Рождественского собора Антониева монастыря.
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос