Особенности архитектуры

Рождественского собора.

Дата публикации или обновления 04.11.2021
  • К оглавлению: Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря в Новгороде.
  • Особенности древней архитектуры Рождественского собора Антониева монастыря в Новгороде.

    Уже на первом этапе строительства храм имел своеобразную плановую структуру, весьма отличную от планов памятников княжеского круга. Так, примечательной особенностью конструкции собора является пара мощных западных опор, уже изначально имевших восьмигранное сечение. Центрическая, замкнутая в себе, форма столбов зрительно объединяет все части наоса (основного пространства храма), лишая его пространство ощущения разделенного на ячейки. Нужно полагать, что такие свойства, как малая расчлененность пространственного объема наоса, однородность составляющих его частей, сохранившаяся и после достройки 1119-1125 годов, на момент завершения первого строительного периода были выражены в еще более ясной форме.

    Отличительной особенностью плановой структуры подкупольного креста собора, сложившейся в первый период строительства и оставшейся неизменной впоследствии, является соотношение ширины центрального и боковых нефов. Здесь зодчими было выдержано то же соотношение, что и в больших княжеских соборах — Благовещенском, Николо-Дворищенском и Георгиевском. Однако поскольку общие параметры собора Антониева монастыря значительно уступали размерам названных храмов, боковые нефы утратили выразительность автономных архитектурных объемов и стали похожи на проходы. Столбы приблизились к стенам, в результате чего своды в рукавах подкупольного креста, предназначенные для размещения главных сюжетов росписи, значительно сузились (это особенно заметно при сравнении с широкими люнетами, величина которых соответствовала размерам центрального нефа и трансепта).

    Эффект единства и цельности объема наоса, несомненно, усиливался и благодаря тому, что на первом этапе существования храма в нем отсутствовали хоры. Все пространство собора, вплоть до сводов, было полностью открыто для взгляда. Эта однородность пространства наоса, по мнению А.И.Комеча, имела не только художественный смысл, но определялась характером заказа — не княжеского, а монастырского, когда молящиеся уже не делились на различные иерархические группы.

    Следует учитывать и тот факт, что высокий, но небольшой в плане собор был буквально наполнен светом, который проникал через многочисленные окна. Северная и южная стены, помимо трех центральных окон, имели, вероятно, еще по два окна в западных пряслах, которые располагались одно над другим. Аналогичную композицию окон — три в центральном прясле и по два в боковых — мог иметь и западный фасад. На втором этапе строительства почти все эти окна были уничтожены — сохранились лишь верхние окна боковых прясел первоначального западного фасада, которые в настоящее время выполняют роль просветных арок между хорами и наосом. Сюда же следует добавить восемь окон просторного барабана, четыре из которых, в заложенном виде сохранились до наших дней, тогда как остальные были растесаны при поздних перестройках.

    От других новгородских храмов этого времени Рождественский собор отличает и пространственная ориентация наоса — с самого начала он был заметно вытянут по оси север-юг. Эта особенность хорошо видна на плане первого строительного периода. Обращает на себя внимание необычайная узость всех трех западных ячеек, которые по ширине почти вдвое меньше северного и южного рукавов подкупольного креста и как бы примыкают к ним. Все эти элементы пространственной структуры храма не только объединяются, но и отчетливо противопоставляются объему алтарной части. Такое четкое разделение интерьера на объем наоса и алтаря является одной из важнейших особенностей структуры внутреннего пространства храма.

    Поперечная ориентация наоса акцентирована и тем, что восточные предалтарные пилоны имеют уникальную Т-образную форму — западные лопатки у них отсутствуют, и в подкупольное пространство храма они открываются широкими плоскими гранями. «Отсутствие лопаток,- пишет А.И.Комеч, - приводит к образованию широких, стенных по характеру плоскостей, за которыми теряется вертикальная столпообразная природа восточных опор.

    Возникает ощущение единой стены, отделяющей алтарь от наоса и прорезанной высокими арками примыкающих к ней апсид». Архитектурная идея подчеркнутого противопоставления наоса и алтаря получила свое логическое завершение в устройстве высокой алтарной преграды, которая перегораживала все восточное пространство собора от северной до южной стены.

    Алтарная преграда была установлена в соборе сразу по завершении первого этапа строительства в 1119 году, и фресковый грунт 1125 года примазывался к ее конструкциям. От этих конструкций на стенах сохранились выразительные отпечатки, позволяющие воссоздать первоначальное устройство преграды, состоявшей из двух основных элементов. Первым из них был невысокий барьер, который располагался в проеме алтарной арки, вплотную к ее западной плоскости. От столбцов его сохранились отпечатки на внутренних гранях прохода в центральную апсиду, ныне скрытые под поздним полом. Вторым и наиболее характерным элементом алтарной преграды являлась мощная балка (по-гречески — темплон), которая лежала на воздушных связях нижнего уровня, проходивших по западным граням алтарных столбов. Балка пересекала собор по всей ширине и примыкала вплотную к поверхности алтарных столбов. В местах прохождения балки темплона и ее прилегания к стене оставалась незаштукатуренная полоса (штроба). Высота, на которой она располагалась, весьма велика — 3,7-3,8 м от уровня нынешнего или около 5 м от уровня древнего пола. Балка имела большую толщину, мощное сечение, аналогичное сечению воздушных связей, т.е. около 25 см.

    Поверхности западных граней предалтарных столбов, от темплона и до нижней границы фресковой росписи, расположенной более чем на 2 м выше темплона, были покрыты слоем штукатурки, но оставлены нерасписанными. Это пространство должны были занимать две огромные иконы — Спасителя и Богоматери. Они стояли на брусе темплона, а сверху прижимались деревянным карнизом, который, впрочем, не играл серьезной конструктивной роли. По центру столба над каждой иконой в стену были вбиты кронштейны для лампад, от крепления которых сохранились гнезда. В пространстве же арочных проемов ни на этом уровне, ни ниже икон не было.

    Традиционная алтарная преграда византийских храмов представляла собой низкий барьер, через который священник причащал верующих. В центре барьера располагались царские врата, а сверху на него опирались четыре или шесть столбцов, на которых лежал темплон, иногда украшавшийся небольшими иконами - Деи-сусом или праздниками. Однако алтарная преграда собора Антони-ева монастыря не имела привычного облика византийской преграды. Барьер и темплон крепились здесь автономно, никаких столбцов или других конструкций между ними не было, а разделявшее их расстояние значительно (примерно на 2 м) превышало обычные параметры, в результате чего проемы арок, ведущих в алтарь, оставались практически полностью открытыми.

    Весьма вероятно, что пространство между барьером и темплоном, включая и западные грани столбов, покрытые нерасписанной штукатуркой, закрывалось завесами, крепившимися к темплону и перегораживавшими весь алтарь. Примечательно, что аналогичные по типологии преграды открытого типа, отличающиеся заметно большей высотой по сравнению с принятыми византийскими стандартами, были устроены и в других новгородских храмах XII века, являясь своего рода прообразами высокого русского иконостаса, получившего развитие лишь с конца XIV века.

    В ходе второго строительного периода 1119-1125 годов, при растеске западной стены первоначального объема, центральный проход был полностью разобран до свода. Таким образом, были уничтожены портал и окна центрального прясла, что существенно изменило степень освещенности храма, поскольку свет с запада мог теперь проникать в наос либо через низкие окна нартек-са, заслоненные столбами, либо через оконные проемы хор, пространство которых полностью открывалось в основной объем собора только в центральной части. Нартекс освещался тремя окнами, два из которых находились в боковых частях западной стены, по сторонам от нового портала, а третье располагалось в южной стене нартекса. Напротив, в северной стене, окно отсутствовало по причине примыкания к этой части храма лестничной башни. Все три окна сохранились под позднейшими закладками, причем два из них частично раскрыты, и на их откосах обнаружены первоначальные орнаменты 1125 года.

    Пристройка нартекса существенно уменьшила эффект цельности наоса, поскольку пара крещатых в плане столбов, растесанных из западной стены первого строительного периода, усилила обособленность и регулярность образовавшихся в западной части пространственных ячеек. Но даже и в перестроенном виде облик интерьера, и в первую очередь наоса, в значительной степени сохранил изначально заложенную в него объемно-пространственную структуру, ориентированную на создание зального храма.

    Хоры, возникшие при перестройке 1119-1125 годов, некогда опирались на сводчатое перекрытие нартекса, которое было разобрано во время одной из поздних перестроек и заменено деревянным настилом.

    Примечательно, что хоры перекрывают пространство только над нартексом и тем существенно отличаются от П-образных хор Николо-Дворищенского и Георгиевского соборов. Они представляют собой довольно замкнутое пространство, открывающееся в основной объем собора только в центральном проеме, тогда как боковые части полностью перекрыты стенками, оставленными здесь от первого строительного периода 1117-1119 годов. Все ныне существующие четыре широких окна хор приобрели свою форму в результате растесок при переделках собора в XVIII столетии, но, вероятнее всего, их нынешнее месторасположение соответствует древнему.

    К северо-западному углу собора пристроена круглая в плане башня. Внутри нее находится винтовая лестница, по которой осуществляется подъем на хоры, а затем и в главу башни, где с древности существовал придел преподобных Онуфрия Великого и Петра Афонского, освященный, по монастырскому преданию, в 1122 году. Согласно Житию Антония, в одной из молельных ниш, расположенных в толще стены башни, преподобный провел свои последние годы, предаваясь уединенным молитвам и, уподобив, таким образом, свое молитвенное служение подвигу столпников.

    Важно отметить, что изначально башня мыслилась и как колокольня, на что указывают обнаруженные при последней архитектурной реставрации три заложенных проема для колоколов, расположенных в основании главы, один за другим, по ходу винтообразной лестницы. Многочисленные голосники, открывающиеся в пространство главы башни, должны были играть роль резонаторов, многократно усиливая звон небольших колоколов. Таким образом, башня собора Антониева монастыря оказывается первым известным примером колокольни в русской архитектуре.

    Далее: Этапы постройки Рождественского собора Антониева монастыря.
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос