История и архитектура
Рождественского собора
История и архитектура Рождественского собора Антониева монастыря в Новгороде.
Древний монастырский собор во имя Рождества Богородицы, частично перестроенный и окруженный поздними пристройками, тем не менее практически полностью сохранился до наших дней. Его основной объем XII века представляет собой высокий шестистолпный храм с тремя равновысокими апсидами, поднимающимися до уровня сводов, а также с хорами и нартексом.
Cобор увенчан центральной главой и двумя главами меньшего размера, расположенными в западных углах.
Одна из глав возвышается над юго-западным углом хор, другая венчает северо-западную башню, через которую осуществляется подъем на хоры. Новгородская Первая летопись дает исчерпывающие данные о закладке собора в 1117, завершении строительства в 1119 и украшении его росписями в 1125 году.
От древних летописных источников несколько отличаются сведения позднейшей Новгородской Третьей летописи, которая говорит о начале строительства собора в 1116 году и его завершении в 1122.
Архитектурный тип собора Антониева монастыря (илл. 5) обнаруживает ближайшее сходство с другими памятниками новгородского зодчества княжеского периода, т.е. первой четверти XII века,- такими как собор Благовещения на Городище (1103 г.), церковь Николы на Ярославовом Дворище (1113 г.), и Георгиевский собор Юрьева монастыря (1119 г.). Все названные постройки являются большими шестистолпными храмами с нартексом и тремя равновеликими апсидами.
Кроме того, соборы Юрьева и Антониева монастырей, как, вероятно, и погибшую церковь Благовещения на Городище, отличало асимметричное трехглавие, когда центральная глава была дополнена двумя главами меньших размеров, расположенными в юго-западном углу на хорах и над северо-западной башней, служившей также для подъема на хоры. Единственным отличием собора Антониева монастыря являются размеры, существенно уступающие перечисленным княжеским постройкам Новгорода.
Очевидные черты сходства с княжескими соборами раннего Xll века были столь значимым фактором в оценке памятника, что долгое время собор Антониева монастыря рассматривался в контексте программы княжеского строительства, и его авторство упорно приписывалось мастеру Петру, который, согласно летописным свидетельствам, являлся зодчим Георгиевского собора Юрьева монастыря и, видимо, возглавлял великокняжескую артель.
Лишь относительно недавно исследователи древнерусского зодчества Г.М. Штендер и А.И. Комеч показали, как много в архитектуре этого храма принципиально иных черт, важных для последующей эволюции новгородского зодчества и формирования нового типа церковного здания, в большей мере отвечавшего демократическим настроениям новгородского общества середины - второй половины XII столетия.
Кроме того, натурные и археологические исследования памятника, выполненные в разные годы В.М. Ковалевой и Г.М. Штендером, а также В.А. Булкиным, позволили установить, что строительство храма осуществлялось в два этапа, на протяжении которых происходило формирование его облика.
Далее: Первый строительный период (1117-1119 гг.) Рождественского собора Антониева монастыря.