Храм в Дубровицах. Реставрация

Дата публикации или обновления 04.11.2021

Храмы Московской области

  • Книга «Вероятное известие о знаменитом храме Московской губернии».
  • К оглавлению: «О Дубровицком храме и не только о нем».
  • Знаменская церковь, село Дубровицы в разделе Храмы Московской области.
  • От реставрации до реставрации

    Безо всяких поновлений и ремонта церковь стояла почти полтора века. Но уже в сороковые годы XIX столетия священник дубровицкий Иоанн Булкин подал памятную записку-прошение московскому генерал-губернатору графу А. А. Закревскому и одновременно митрополиту Московскому Филарету о необходимости ремонта храма: «...В Знаменской церкви в окнах, коих имеется 48, рамы все погнили и почти все вывалились, отчего изображения Страстей Господних, внутри по стенам храма устроенныя лепною работою, в летнее время от косвеннаго дождя, зимою от снега размокая, обваливаются и падают на пол...» (К. А. Семенов, кн. «Преславное Знамение», Дубровицы, 2004, с. 4б). Обращение возымело действие. Только не просто ремонт, а полное понов-ление храма с целью «оправославить» его и «одревнерусить». Даже рельефное Распятие хотели заменить плоским изображением, писанным вапами, т. е. красным мергелем...

    Дело сие (реставрацию храма) поручено было знаменитому тогда архитектору, знатоку древнерусского зодчества Федору Федоровичу Рихтеру. Только убежденность и эрудиция настоятеля Дубровицкого храма Иоанна Булкина позволили ему доказать высшей власти, светской и духовной, что храм имеет огромную историческую ценность как единственный в своем роде памятник Петра и зодчества Петровской эпохи.

    Но деньги, и немалые, были уже выделены. Тогда позолотили резьбу хоров и иконостаса, которые до этого были белого цвета и в некоторых местах палевого. А свободные от лепнины поверхности интерьера выкрасили в нежно-голубой цвет. Голубым стал также фон хоров и иконостаса. Одновременно выполняли строительные работы: перекрыли крышу белым железом, изготовили и вставили новые рамы, изготовили необходимые шкафы и комоды, поновляли хоругви, паникадило, церковную утварь. Заменили латинские тексты на картушах церковнославянскими... Вся реставрация длилась около двух лет. Работало до 300 мастеров. Было израсходовано всего 200 000 рублей ассигнациями да 17 000 рублей серебром, в том числе 5 000 руб. серебром на праздничную трапезу. 27 августа 1850 года поновленную церковь освятил митрополит Московский и Коломенский замечательный проповедник, русский святой Филарет (Дроздов). Во время освящения храма он произнес «Слово по обновлении храма Знамения Пресвятыя Богородицы в селе Дубровицах».

    Шли годы, сменялись батюшки. Последний из них, отец Михаил Порецкий, служил в Дубровицкой церкви с 1913 по 1930 гг. В храме тогда работала приходская школа, была богадельня для малоимущих...

    После революции церковные школы закрыли, но сельчане продолжали посещать церковные службы, ведь новая власть торжественно провозгласила «Свободу совести». Но... с 1930 года некому стало служить (арестовали батюшку) и вскоре церковь закрыли. В начале тридцатых лет в Дубровицах взорвали колокольню. Покушались и на сам храм. Но уж очень был красив. Остался стоять. Но даже и красота не уберегла его от участи громадного большинства - расцерковления. В храмах помещали фабрики, клубы, скот... Но чаще всего использовали под склад. Складом стройматериалов была в те годы и Дубровицкая церковь. Зарешеченные оконные проемы, щелястые двери... Сквозь них свободно летали вороны и другие птицы, пролезали дети. Их, воспитанных в безбожии, влекла сюда непонятная красота и жуть заброшенного храма. На стенах церкви они во множественном числе оставляли известные надписи, а на полу, рядом с просыпанным цементом и пометом птичьим - свои нерукотворные отметины... Словом, ужасное безобразие творилось на полу и всюду. Но там, куда не могла достать рука подростка-варвара, часто вооруженная рогаткой или палкой, там по-прежнему царила Благодать Божия - красота несказанная. И это - несмотря на то, что по внутренним стенам башни-восьмерика, расплывались многочисленные ржаво-серые подтеки от попадавшей в здание дождевой воды...

    И однажды все это увидел и запечатлел на фотопленку человек совершенно посторонний, более того, иностранец, да не ближний, а из самих Соединенных Штатов Америки. А в Дубровицах находился он в составе делегации ученых-генетиков на очередном международном симпозиуме. Не уследили за любознательным американцем. Неизвестно какими путями, фотография Дубровицкой церкви (возможно и не одна) попала... Рокфеллеру. Тот обратился в советское посольство в Америке с просьбой продать ему чудо-храм. Предлагал любые деньги. Наши ответили отказом: памятники искусства не продаем. Тогда предложил миллиардер, что восстановит он этот памятник за свои средства. И снова ему не позволили: сами сможем! Вон даже реки назад поворачиваем!.. Тогда как раз мы «Америку догоняли»...

    Разумеется, не было у самих, в частности, у министерства культуры, больших средств. Но уже не могли больше и под склад использовать церковь. И тогда решили ее реставрировать.

    И действительно, вскоре после слухов о рокфеллеровских долларах, какие-то рублики на ремонт нашей церкви были, наверное, выделены, потому что везли и везли мимо института (ВНИИ животноводства) уложенные на машины с прицепами отличные доски. Засуетилось начальство, застучали молотками рабочие: обнесли церковь лесами. А доски все привозили... Днем укладывали в штабеля, а как стемнеет, на машины грузили, увозили незнамо куда. Потом уж не стеснялись, и днем тащили. Заодно и камни, плиты парапета со старинным орнаментом... Стали исчезать даже Ангелы, и фрагменты огромных скульптур святых... Кто? Какую дачу решил окультурить? Василию Савельевичу, многолетнему сторожу института, велено было строго-настрого ничего не видеть, ничего не слышать и ничего никому...

    В лесах простояла церковь более пятнадцати лет.

    За это время позолотили крест и корону анодировали. К сожалению, до сих пор не ясно чем: сперва она как и крест позолоченный, сверкала на солнце, радуя глаз. К сожалению, не долго... А еще вывезли «на реставрацию» часть плит парапета с орнаментом, (которые так и не вернулись)... Еще, правда, и «обновляли» иконостас, чудный, будто кружевной, из дерева... Соскребали позолоту с него. А рабочие-реставраторы, изредка наезжавшие в храм, жаловались на нехватку времени (для работ на храме): возводили, облагораживали, украшали дачи... Не свои, конечно. И вот итог: в местах, куда затекала вода, между досками и стенами здания, камень покрывался мхом.

    И даже березки стали расти на храме. И ступени всех четырех всходов травой обросли. Г. В. Шмаков, тогда уже отец Геннадий, настоятель церкви в Калитниках, не мог спокойно смотреть, как тихо и у всех на глазах разрушается дубровицкая белокаменная жемчужина. Он даже и спать не мог. Но и бессилен был что-либо изменить: за реставрацию с целью последующего, в необозримо далеком будущем, открытия музея в Дубровицах, стояли партийные высокопоставленные. Его боль полностью разделяла супруга, матушка Тамара, интеллигентная, кандидат наук, душевная и деятельная.

    Сначала она, как и отец Геннадий, обращалась к институту животноводства, ведь на его именно балансе «висел» Дубровицкий храм. Однако вскоре поняла, что институт - это ширма и никакого реального к нему отношения не имеет. Более того, многие сотрудники ВИЖа искренно переживали за чудо-храм, сокрытый прочернелыми лесами, сквозь которые буйно топырилась зеленая поросль. А на куполе корона царская, анодированная золотом, как тогда говорили, покрылась пятнами темными, которые затем издырились. А у одной из ветвей креста «истаяла» серединка... (Ура, снова можно реставрировать!)

    Все это видели, однако под давлением того же «рулевого» должны были решать другие проблемы, «самые насущные»: разрабатывать рекомендации как поднять в стране производство молока и мяса. Молока и мяса, однако, больше не становилось, а храм дичал. А те, кому доверили его реставрацию, практически не директору института подчинялись, а куда более высокому начальству. А храм уже не реставрировать - спасать надо было. И для этого - как можно скорее убрать леса.

    Написала Тамара Ивановна Шмакова в «Литературную газету». Криком души честного, верящего в добро человека, было это письмо. И оно возымело действие: леса наружные наконец-то сняли и сколотили из досок плотный забор вокруг всей территории церкви, покрасив его в зеленый цвет. И ключ от ворот передали вахтеру института с наказом: ни в коем случае не Давать его верующим и особенно тем, кто уже тогда боролся за возрождения Церкви.

    Далее: Застыть музеем иль ожить церковью.
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос