Вероятное известие

Дата публикации или обновления 04.11.2021

Храмы Московской области

  • Книга «О Дубровицком храме и не только о нем».
  • К оглавлению: Вероятное известие о знаменитом храме Московской губернии.
  • Знаменская церковь, село Дубровицы в разделе Храмы Московской области.
  • Вероятное известие

    Вероятное известие о знаменитом храме Московской губернии, Подольской округи, в селе Дубровицах, расстоянием от Москвы на полдень в 33х верстах, состоящем во владении высокопревосходительного господина генерала-фельдмаршала, Государственной военной коллегии президента, ее императорского величества генерал-адъютанта и разных орденов кавалера светлейшего князя Григория Александровича Потемкина, с показанием, когда оный храм и кем заложен, сооружен и освящен, и с некоторым притом красоты оного описанием, учиненное того села Дубровиц священником Сергием Ивановым (Романовским).

    При державе благочестивейшего государя царя и великого князя Алексия Михайловича, в 1662-м году, в селе Дубровицах сооружен был и декабря 18 дня освящен небольшой деревянный во имя святого пророка Божия Илии храм, и отправляемо было в нем священнослужение 28 лет, то есть до 1690 года.

    Был в то время реченного села вотчинником болярин князь Борис Алексеевич Голицын, муж ревности ко благочестию исполненный, который единственным увеселением почитал как посещать храмы Господни, так и украшать оные. Силою того благочестия движим будучи, восхотел вместо оного деревянного здания храма воздвигнуть каменный такового великолепия, какового требует и величество поклоняемого в нем Божества, и ревностнейший к славе Того дух. И как высочайшей милости и благоволения знаки от лица его царского величества благочестивейшего государя Петра Алексиевича отменно к нему были простираемы, то и возымел смелость открыться ему в мысли сей.

    Государю ж, о деле, до богопочитания касающемся, толь попечительному, а притом, по особенному к тому Голицыну благоволению, многократно село Дубровицы посещающему, угодно было слышать сие предложение. Почему не токмо высочайшее свое объявил соизволение, но и монаршею своею особою соучаствовать в том и прямо на собственную опеку принять созидание обещать благоволил, и в непродолжительном времени употреблено им всевозможное тщание о произведении в действо благонамеренного обета своего. А именно: доставив самого в знании превосходнейшего архитектора, родом итальянца, вышеозначенный Илиинский храм повелел перенести в деревню, расстоянием от Дубровиц в версте, Лемешево называемую (где ныне с 1753 года стоит уже каменный), для кладбища. По снесении ж на том же месте в Дубровицах в 1690м году, июля 22 дня, во вторник сей знаменитый и редкой архитектуры каменный во имя Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии Пречестного Знамения образа Ее храм торжественно основал. А дабы и плану, и воле созидателя соответствовать могло строение, то самые в деле сем искуснейшие, до ста и более, нарочно выписаны были из Италии же мастера, при всяком тщании коих23 сооружение продолжалось чрез 14 лет.

    Как уже по совершении строения начато писание святых образов, в незабвенную память такового случая великий государь сам соизволил повелеть подле южных дверей алтаря во иконостасе написать местный образ во имя своего царского Ангела, святого апостола Петра с апостолом Павлом, а подле северных - во имя Ангела того вотчинника Голицына, святого благоверного князя Бориса с Глебом.

    Таким образом, к концу приведенный и от толь именитого созидателя всяким благолепием и утварию снабденный, 1704 года, февраля 11 дня, в пятницу при высочайшем присутствии того благочестивейшего государя царя Петра Алексиевича и любезнейшего сына его, благоверного государя царевича и великого князя Алексия Петровича, знатнейших такожде духовных и светских особ освящен преосвященнейшим Стефаном (Яворским). На сие священное позорище, по высочайшему его величества изволению, все как окрестные всякого чина и состояния, так и на 50 верст расстоянием от Дубровиц находящиеся жители приглашены были для соторжествования, и со удовольствием в продолжение чрез семь дней торжества делано было угощение.

    После сего великий Петр, сей рукою своею воздвигнутый храм имея, чтобы залогом любви и благоволения к вотчиннику, не редко село Дубровицы удостаивал посещением.

    Что ж касается до утвари церковной, то была она, яко царской вклады, наидрагоценнейшая, но как помянутый князь Голицын на конец жизни во Фролищевской пустыни монашеский принял чин, то и взята им в ту пустыню. Здесь же малое нечто из числа той оставлено.

    А что не примечается в храме сем на иконостасе и святых образах злата или сребра, в том созидателя таковое было намерение: «Как одна сама собою архитектура сильна усладить и удовольствовать зрение каждого, почему и зрите лева мысль одною б здания занималась красотою; ибо столь она превосходна, что ежели живо и подробно описать и в существенном виде на хартии представить здание очам любопытствующего, то потребны к тому Архимедова трость и Апеллесова кисть». Вообще ж, что о нем знать подлежит, то сие: основан он как в длину, так и в ширину, и с папертию, на 14 саженях и 7ми вершках, диаметр его от горнего места до западных дверей - 11 сажень и 2х аршин с 3 вершками, высота ж всему зданию с куполом - 19 сажень, 2 аршин и 10 вершков. Сооружен из одного белого камня, расположением с фундамента до средины высоты крестообразный, каждая выпуклая на восток, запад, север и юг часть делает полуциркуль, и каждый из сих свой имеет свод, и в каждом - по четыре окна.

    От сводов оных начавшаяся и до самого верху простираемая половина высоты представляет осьмиугольный столб, который занимается четырьмя ярусами окон, в каждом ярусе по семи. Наверху купол вышиною в 6 аршин и 4 вершка, где вся сей величайшей громады сокровенная связь приведена.

    Над ним хитростно устроен вид короны, которая позлащена, и, наконец, резной крест вышиною в 6 аршин и 12 вершков. На верхнем конце оного вырезаны слова «STЪ», на поперешних - те же «STЪ, STЪ», в средине - «ХС», а внизу - «НИКА». Окружен храм вокруг резною из камня папертию с четырьмя парадными для входу крыльцами. По сторонам папертей стоят евангелисты, из камня высеченные, при входе в западные двери - святители Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, один - с благословляющею рукою и книгою, другой - с книгою. Над алтарем и тремя входными дверьми имеется по одному окну, да между ими в окружности сей фальшивых двенадцать, над каждым из них наилучшим искусством устроены фигуры, наверху коих по четыре Херувима живо высечены из камня. Около помянутых четырех окон обстоят по две небольшие резные колонны, на них поставлены Херувимы, и как сии, так и на всей окружности таковой храма стоящие Херувимы же держат - иной орудия, коими Спаситель наш биен был, иной лестницу, на которой прибиваем был ко Кресту, и проч. Сверх сих над сводом полуциркуля на западной стороне к числу вышеупомянутых святителей - Василий Великий, над ним кругом всего столпообразия - двунадесятый лик апостолов. Впрочем, вся наружность стен до одного камня украшена с наблюдением надлежащей пропорции резьбою, превосходною работою высеченными разными фигурами, а при дверях и окнах поставленными резными колоннами. Внутри как иконостас, так и двои деревянные над западными дверями хоры по причине превосходной резьбы достойны удивления. Сии иконостас и хоры резьбою, также и высота, вверх от них простираемая, стен по подобию всего низа белые, но по приличным местам покрыты краскою палевою.

    Кроме других на стенах положенных капителей, лепного художества изображения суть следующие: пред правым крилосом на горней стене - праведный Иосиф Обручник, в соответствие сему на запад - святая Анна пророчица. Пред левым - Богоматерь, принесшая в храм младенствующего Христа, напротив - праведный Симеон, держащий в объятиях чаяние и утеху Израилеву - Спасителя Господа. Подле иконостаса и хор - 4 евангелиста в виде сидящих на облацех и пишущих, поддержимы Ангелами. Над иконостасом - «Распятие Господа Иисуса» с ликом бывших при том Его последователей. приличным местам покрыты краскою палевою.

    При нем надпись, держимая руками трех Ангелов, на латинском диалекте, стихотворческая, в таком разуме:

    Нога попа Jesus quum omnia consummauit,

    Forte clamans Spiritum Patri commendauit.

    Latus ejus lancea miles perforauit,

    Turba tunc contremuit et Sol obscurauit.

    To есть:

    Христос, когда в девятый час

    Уже спасение соделал,

    К Отцу простерши велий глас,

    Свой дух в Его Он руце предал.

    Един от воин копием

    Его тут ребра прободает,

    Мятется сонм и содрогает,

    Свой солнце зрак скрывает днем.


    На южную страну - «Положение во гроб» с надписью:

    Нога completa redditur Sepulturae

    Corpus Christi nobile, spes vitae futurae.

    Conditur aromate, complentur Scripturae:

    Ingens sit memoria mortis suae durae.

    To есть:

    Час времени минув, как смерть подъял Господь,

    Скрывается во гроб Его святейша плоть,

    Та вечной жизни всех надежда несумненна,

    Се ароматными вонями умащенна:

    Сбывается о Нем, что словом Дух предрек;

    Да чтит всяк смерти сей жестокой память в век.


    На западную - «Возложение тернового венца» на главу облеченного хламидою и трость держащего Христа. Надпись таковая:

    Purpurea chlamide induitur Jesus,

    Cum Spinea datur coronide et arundo.

    Hoc punitur ludibrio ejus

    Vetitus hominis et prospicitur mundo.

    To есть:

    На главу одеянного багряною хламидою Иисуса

    Надевают терновый венец и дают трость;

    Сие ругательство есть наказание

    За вкушение человеком в раю от заповеданного

    И во благоустроение миру.


    На северную - «Несение Креста», при чем надпись:

    Viribus absumptis vix sustinet ultra

    Pondera crucis et ceditur Jesus ab Judaeis;

    Ad assedasque ait: non vicem meam plorate,

    Posteritatis sed tristia, mulierculae! Fata.

    To есть:

    Когда изнемог Иисус

    В несении Креста Его тяжелого,

    То иудеи биют Его;

    И Он последствующим за Ним

    Женам говорит:

    Не плачите о Мне, но о чадех ваших,

    Паче за скорбь грядущую.

    Над клеймами, в коих все таковые изображения, - чин пророков, а на горней стене от «Распятия» вверх - «Восстание из гроба Господне», потом - «Отечество» и, наконец, вверху - «Господь Саваоф», седяй на Херувимех, с благословящею рукою. Против «Отечества» над третьим ярусом окон в меру возраста человеческого лепным художеством соделаны Ангелы, держащие Христовых страстей спасительные орудия, сила коих пониже каждого объясняется стихами.

    И во-первых, на северо-восточную страну стоящий Ангел держит копие, стихи такова содержания:

    Beata coeli ostia

    Aperta militis lancea:

    Нас itur in coelum via.

    To есть:

    Небесных врат блаженны входы

    Отверзлись нам воинским копием:

    На небо сим-то смертных роды

    Восходят днесь единственно путем.


    На юго-восточную - с губою, вонзенною на трость, стихи:

    Intincta aceto Spongia

    Delentur mundi crimina,

    Coeli panduntur limina.

    To есть:

    Губой, оцтом напоенной,

    Грех сотерт вселенной,

    Дверь отверзлась к небесам.


    На северную - с столбом, стихи в таком разуме:

    Jesus columnae adstringitur,

    Homo vinculis absoluitur,

    Pro morte vita reficitur.

    To есть:

    К столбу от иудей привязан Иисус,

    Свободу человек приемлет тем от уз,

    И вместо смерти жизнь восставлена се паки!


    К южной - с млатом, действие коего объясняется сим:

    Ut duritiem cordis mei

    Emolliat, ictus mallei

    Fert libenter Filius Dei.

    To есть:

    Да сердца моего жестокость умягчит,

    Охотно Божий Сын млатной удар терпит.


    К северо-западной - с клещами, а стихи:

    Наес dolorum instrumenta,

    Animarum sunt fomenta

    Et coeli emolumenta.

    То есть:

    Сии орудия болезни

    Спасительны душам,

    Для неба нам полезны.


    К юго-западной - с гвоздьми, внизу стихи:

    Membra clavis perforantur,

    Vulnera animae saluantur,

    Sic plagae plagis curantur.

    To есть:

    Гвоздьми, что члены сокрушенны,

    Целятся раны сим душевны.

    И так болезнь болезни врачевство.


    К западной - с терновым венцом, стихи таковы:

    Christus Corona spinea

    Coronatur, ut nos Aurea

    Ornemur inter sidera.

    To есть:

    Венцом, от терния сплетенным,

    Венчается Спаситель всех,

    Дабы чрез то златым нетленным

    Украсить няс ня небесех.

    Не неприлично здесь упомянуть и о тех преимуществах, каковыми сама натура потщилась особенно украсить то место, на котором стоит Знаменский храм. Ибо положение оного наипрекраснейшее, на круглой горе с трех сторон - восточной, южной и северной, которую две реки, Пахра и Десна, окружая и при подошве соединяясь, делают полуостровом. С южной стороны - каменная колокольня, довольным снабденная звоном от того же самого церкви основателя Петра Первого.

    С западной - его светлости великолепный дом и селение, из каменного строения состоящее, с знаменитою оранжереею и садами.

    Трехъярусная колокольня, располагавшаяся к юго-западу от церкви, вероятно, была построена в первой половине XVIII в. Несмотря на то что колокольня, как и храм, была выполнена в стиле барокко, характер ее архитектуры был иной, менее вычурный.

    Колокольня имела девять кампанов, самый большой из которых весил чуть более двух тонн. Колокола размещались в расчлененном пилястрами арочном восьмерике здания. В куполе колокольни были сделаны слуховые окна, предназначенные для усиления звука. В метрике церкви, составленной ее настоятелем священником Петром Скворцовым в 1887 г., сказано, что время изготовления колоколов неизвестно.

    В 1781 г. по прошению князя Сергея Алексеевича Голицына архиепископ Московский Платон (Левшин) благословил устройство под колокольней теплой церкви во имя мучеников Адриана и Наталии, т. к. сам Дубровицкий храм в зимнее время не отапливался. Также под колокольней, по свидетельству Вл. Д. Цветаева, посетившего Дубровицы в начале XX в., находился музей-кладовая. Там была установлена статуя неизвестного святого. Она сохранилась (к сожалению, в очень плохом состоянии) до наших дней.

    В 1930 г. колокольня была взорвана, а позже ее остатки разобраны до основания.

    Далее: Биографический указатель.
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос