История создания Знаменского храма в Дубровицах

Дата публикации или обновления 04.11.2021

Храмы Московской области

  • Книга «Вероятное известие о знаменитом храме Московской губернии».
  • К оглавлению: «О Дубровицком храме и не только о нем».
  • Знаменская церковь, село Дубровицы в разделе Храмы Московской области.
  • История создания храма

    Дубровицы - село старинное, его история уходит во времена Ивана Калиты, однако лишь легенды сохранились о тех временах. А первая запись о Дубровицах, найденная в церковных переписных книгах, была сделана в 1627 году. А в 1662 году освятили построенную в селении церковь Илии пророка. Деревянная, приземистая, стояла она почти на том самом месте, где ныне храм Знамения высится. А владели Дубровицами в те времена, сперва бояре Морозовы да потомки их.

    А в 1687 году купил имение богатый да именитый князь Борис Алексеевич Голицын (тоже родня потомкам Морозова). Был он в ту пору воспитателем или дядькой царевича Петра I. Бытует легенда, что навестивший своего дядьку юный Петр был восхищен природой Дубровиц: две реки, Десна и Пахра, сливаются за холмом, за лежащим под ним лугом, под острым углом, образуя как бы нос корабля.

    Стоя на холме, что круто над лугом высится, который меж двух рек залегает, Петр, вдохновленный виденным, сказал своему воспитателю: «Этому бы кораблю, да мачту сих мест достойную! Церковь бы такую здесь поставить, чтоб и немцы ахнули. Чтобы столь красивой и в мире бы другой не было...»

    А вскоре, в 1689 году, Петр стал царем. А князь Борис Алексеевич Голицын в опалу царскую попал, велено было ему с глаз долой убираться в Дубровицы, да не сметь и появляться в столице. Бориса Алексеевича, именитого потомка литовских князей Гедеминовичей, оговорили завистники, кои во все времена роились при властителях... А оговорить его было в ту пору нетрудно: Борис был двоюродным братом Василию Голицыну, который старался царевну Софью посадить на русский престол. Именно по ходатайству Бориса смертная казнь Василию, фавориту поверженной царевны, заменена была ссылкой... Борис все сделал для того, чтобы не было на их Голицынском роду пятна предателя...

    Вскоре Петр I уверился в полной невиновности верного своего дядьки и сам протянул руку примирения - вызвал Голицына в Москву для пожалования ему боярства. После этого князь, уже боярин, Б.А. Голицын и решил построить такой храм в Дубровицах, о котором когда-то говорил ему юный Петр.

    О решении своем сказал царю, а тот одобрил.

    «Славное дело задумал ты...» Должно быть, еще будучи в опале Борис Алексеевич занимался подготовкой плана строительства храма. Не зря же царь, видимо пораженный грандиозностью проекта, сказал: «Хоть человек ты богатый, а казной и я помогу». И вскоре после этого, уже 22 июля по старому стилю 1690 года был заложен первый камень фундамента новой церкви во имя «Честнаго образа Знамения Пресвятыя Богородицы» и в угоду царю Петру, который, по всей видимости, при этом присутствовал.

    А прежнюю, деревянную, Илии пророка Церковь, велел князь Голицын перевезти в Лемешово, село своего же имения.

    Для строительства решено было использовать белый камень - известняк, что по берегам Пахры залегал богато. Местными были и каменотесы, а также, по видимому, и мастера-древодели, резчики по дереву. А вот резчиков по камню и скульпторов, всего около ста человек, из-за границы выписали, в частности из Италии. Хотя сейчас признают специалисты, что и скульптуры некоторые, например, евангелистов, расположенных во входящих углах цоколя, тоже свои мастера исполняли.

    Строили споро. Строительные работы, кладку вели в теплое время года. Но и в холода не бездействовали: в специально сооруженных казармах «...заготовляли резьбу, толкли алебастр и стекла, которые избив мелко мешали в летнее время при кладке для крепости в известку» (С. Маковский, «Две подмосковные князя...», М. 1910, с.20).

    И уже через восемь лет стояла церковь во всей красе, о чем есть письменные свидетельства восхищенных современников, в частности австрийского посланника Иоганна Корба, побывавшего в Дубровицах в 1698 году в гостях у князя Голицына. С восторгом описал он поразивший его белокаменный храм, восхищаясь при этом и гармонией его с дивной природой Дубровиц. Однако долгое время церковь не освящали. Бывший тогда патриарх Адриан отказывался наотрез освящать Дубровицкий храм. Причину можно понять при первом же взгляде на это строение. Хоть и по православным канонам возводили здание: восьмерик (восьмигранная башня или столп) на четверике (равноконечный крест с закруглениями), вся пластика, то есть резные узоры по камню, горельефы и скульптура - католические. А завершение храма - корона царская над куполом - противоречило вообще всем правилам строительства церквей православных. Храм поражал своею красотой и необычностью. Он и через столетия не перестает изумлять. Когда смотришь снизу на этот будто в небо летящий четырехъярусный восьмерик, богато украшенный барочными скульптурами и фантастическими резными гирляндам, то дух от восторга захватывает. Построенный еще в семнадцатом веке, храм и сейчас поражает дивной гармонией, переполняющей сердце радостью бытия. И, может быть, поэтому кажется очень современным: истинная красота не стареет. «Здесь пышная благоговейно-затейливая архитектура, в которой католическая пластика так неожиданно сплетается с традицией византийского храмоздательства, услаждает зрение каждого...» (С. Маковский, там же, 1910). Не из-за этого ли храм, уже построенный, долгое время стоял не освященным?

    По смерти патриарха Адриана (1700 год), Петр отменил патриаршество. Церковью в России стал управлять Синод во главе с местоблюстителем патриаршим. Тогда им стал митрополит Стефан (Яворский). И когда Петр I вернулся в Москву из походов северных после победы над шведами, утвержденный местоблюстителем вместо почившего патриарха Адриана первосвященнейший митрополит Стефан (Яворский) согласился освятить необычную церковь. И Петр I со всею свитой отправился в Дубровицы. Освящали 11 февраля (по старому стилю) 1704 года в честь иконы Знамения Пресвятой Богородицы, чудесным образом спасшей в 1170 году осажденный суздальцами Новгород. Икона с тех самых пор и до сего дня на Руси весьма почитаема.

    Икона Пресвятой Богородицы типа Платитера, что по гречески значит «вместительнее, чем небеса», ибо вмещает самого Творца (руки Богородицы, как на иконе типа Оранта, подняты от локтя кверху в молитве, а на груди - круглый медальон с изображением Иисуса Христа). Икона попала в Новгород после крещения Руси, возможно еще при великом князе Владимире Мономахе, разделившем земли русские многочисленным своим сыновьям «по всей справедливости», никого не обидев. Страшной трагедией обернулась эта справедливость: более двух столетий терзали Русь жестокие междоусобные войны. Вот ив 1170 г. Суздальский князь (Андрей Боголюбский тогда послал за себя сына) объединившись дружинами с Владимирским князем и другими князьями-соседями пошли войною на Новгород, пытаясь захватить богатый город. Новгородцы стояли насмерть, однако видели уже, что спасения нет: силы слишком неравны. Молились Богу.

    И Новгородский архиепископ Иоанн услышал голос: «иди на Ильину улицу в церковь Спаса, возьми там икону Пресвятой Богородицы и поставь ее ликом супротив врага». Он так и сделал, и сам стал рядом. И тогда тучи стрел полетели в новгородцев. И возможно туда именно метили, где рядом с иконой виднелась шапка архиепископа. Но его не задело, а попала стрела в икону. Повернулась она тогда на 180 градусов, ликом к новгородцам, и осажденные вдруг увидели, как слезы бегут по лику Божией Матери и опадают на облачение архиепископа. Тогда орхиепископ Иоанн поднял икону над головой и провозгласил: «Не слезы то суть, а Божие Знамение. Не все еще потеряно. Богородица молится за нас». - В это же самое время прекратилась атака и новгородцы вдруг увидели, что в стане врага произошло непонятное замешательство: одни, словно безумные, мечутся, убегают с поля боя, другие дерутся меж собою... Ободренные иконой и благословленные архиепископом новгородцы ринулись в атаку и победили. С тех самых пор и называется икона: Знамение Пресвятой Богородицы.

    Во время освящения церкви на самых почетных местах, центральной восмигранной террасе хоров, стоял царь Петр I с 14-летним царевичем Алексеем Петровичем и князем Борисом Алексеевичем Голицыным. И весь храм был полон гостей. «...По высочайшему его Величества соизволению, все как окрестные всякаго чина и состояния, так и на 50 верст разстоянием от Дубровиц вокруг находящиеся жители приглашены были для соторжествования...» (Вельтман А. Ф., «Обновление храма Знамения...» 1850 г.) А торжество 7 дней длилось. И 18 февраля 1704 года «государь изволил идти в Петербург прямиком из Дубровиц, минуя Москву»...

    Далее: Рядом с храмом.
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос