Можайский район, ч. 10

Дата публикации или обновления 27.05.2017
  • Храмы Можайского района Московской области.

  • Страницы:   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12

    Можайский район Московской области - продолжение, часть 10

    В 1908 г. в д. Бельково, входившей в приход церкви с. Милятино, была открыта школа грамоты. Она помещалась в наёмном здании, за которое, равно как за прислугу и отопление, платило сельское общество. К 1 января 1909 г. в ней состояло учащихся 36 человек. Заведующим школой был священник с. Милятино К.П. Зверинский, попечителя не было.

    В 1960-х гг. окончательно разрушен Знаменский храм в с. Ельня. 20 ноября 1729 г. Дарье Григорьевне Камыниной дозволено было построить в Ельне церковь Знамения Богородицы с приделом Пророка Илии. Во время болезни в 1730 г. Дарья Камынина обещалась построить вновь приделы: в трапезе, ради теплоты, во имя Всех святых, наверху Алексия митрополита, Преподобного Василия Парийского и Иоанна Воина, при этих приделах обязалась содержать особых священника и диакона на своей руге. 9 февраля и 29 сентября 1731 г. она подала об этом прошение, и 3 марта 1732 г. разрешено устроить эти четыре придела.

    В 1742 г., 15 февраля, в Синодальную Контору подано челобитье от прокурора Судного Приказа Михаила Дмитриевича Камынина: «По челобитью матери моей, вдовы Дарьи Григорьевны Камыниной, 20 ноября 1729 г. дозволено построить в отчине нашей в Можайском уезде в Колоцком стану в сельце Ельне церковь Знамения Богородицы с пятью приделами на пустовой старой церковной Ильинской земле, которая построена, и все шесть престолов освящены, а в приходе к той церкви велено быть сельцу Ельне, деревне Рукачеву, Оладьину, Буркову, только беглый безместный поп, который посвящен в село Вешки и живёт в Колоцком монастыре без перехожей грамоты и всякие требы исправляет, моего попа с требами не пущает». Камынин просил означенные деревни приписать в приход к сельцу Ельне.

    В 1793 г. в с. Ельня была построена каменная церковь Знамения Богородицы с приделом Пророка Илии.

    В 1861 г. в с. Ельня служил священник Василий Иванович Соколов, благочинный 19 церквей, 38 лет. Духовного звания, окончил Спасо-Вифанскую семинарию. По окончании в 1846 г. с аттестатом 2-го разряда произведён во священника на настоящее место к церкви Знаменской.

    В 1860 г. определён в благочинного.

    В 1861 г. утверждён благочинным. Женат, дочь Любовь 11 лет.

    В 1873 г. в семье диакона Знаменской церкви Александра Соколова родился сын Дмитрий.

    В 1889 г. он окончил Звенигородское Духовное училище и в 1895 г. Вифанскую семинарию. Во время обучения Дмитрия Соколова в семинарии его отец диакон Александр Соколов ушёл за штат.

    В 1890 г. законоучителем начального училища в с. Ельня был священник Ф.Ф. Патокин. Учительница из с. Ельня Л.А. Недумова содержала в Донском Духовном училище (окончил в 1908 г.) и в Вифанской семинарии (окончил в 1914 г.) мальчика, а потом уже юношу Ксенофонта Никитского (вероятно, сирота).

    В 1918 г. в Гжатском и других уездах Смоленской губернии, Верейском уезде Московской и сопредельных землях началось крестьянское восстание против советской власти. При подавлении восстания совершались многие беззакония и жестокости. О жертвах карателей в советское время говорить было невозможно, но даже в наше время сохранилась память о том, что священника церкви в с. Ельня закопали живым в землю.

    В советское время был разрушен храм в с. Некрасово (до революции село было в Гжатском уезде Смоленской губернии).

    С 1931 г. в храме с. Некрасове Уваровского района Московской области стал служить будущий священномученик Николай (Заболотский). Он родился 24 апреля 1876 г. в г. Вязьме Смоленской губернии в семье протоиерея Николая Заболотского, служившего в городе в Воскресенской церкви.

    В 1895 г. Николай окончил Вяземское Духовное училище и поступил в Московскую Духовную семинарию.

    В 1899 г. перешёл в Вифанскую, которую окончил в 1902 г. По окончании семинарии поступил в Юрьевский университет, но тяжело заболел, и ему пришлось оставить учёбу.

    В 1905 г. он поступил преподавателем в мужскую гимназию в г. Вязьме.

    В 1910 г. Николай Николаевич был рукоположен во священника ко храму в с. Будаево Гжатского уезда, в 1913 г. переведён служить в храм в с. Федотково Юхновского уезда.

    С 1917 по 1926 г. он служил в храме в с. Марьинское Рославльского уезда, затем в храме в с. Коробкино Гжатского уезда. С 1931 г. о. Николай служил в с. Некрасово, он был возведён в сан протоиерея и назначен благочинным. Весной 1937 г. в связи с усилением гонений на Русскую Православную Церковь представители местных властей стали писать жалобы в НКВД, что отец Николай совершает таинства и требы в домах прихожан, не только не спрашивая на это разрешения сельсовета, но и, будучи спрошен, почему он делает это, не даёт ответа, считая, что не дело властей спрашивать о том, что касается церкви и его священнической деятельности.

    28 июня 1937 г. заведующий отделом политучёбы Уваровского райкома комсомола направил начальнику Уваровского НКВД докладную записку, в которой утверждал, что священник ведёт в приходе агитацию, чтобы верующие не работали в первый день Пасхи и в религиозные праздники, а также что он лечит людей и домашнюю скотину. «Я считаю, - писал заведующий, - Заболотский никакого права не имеет на лечение людей и животных, за это он должен быть привлечён к ответственности». Работник Уваровского райкома ВКП(б) написал, что «в 1935 году во время весеннего сева, на который попадала Пасха, граждане... побывши в церкви как в первый, а также и во второй день Пасхи, не работали и не выполняли план сева, заявляя: "Батюшка говорил, что урожай зависит не от того, чтобы работать в святые дни Пасхи, раньше не работали по целой неделе в дни Пасхи, а урожай собирали хороший"».

    19 ноября 1937 г. протоиерей Николай был арестован и заключён в тюрьму в городе Можайске. Через несколько дней после ареста священника на допрос был вызван председатель сельсовета, которого спросили, что он знает об антисоветской деятельности священника в селе. На это председатель ответил:

    - Об антисоветской деятельности Заболотского мне стало известно с мая 1937 г., когда он появился в деревне Жихарево и начал обходить дома колхозников с целью окрестить колхозных ребятишек и предлагая причаститься престарелым мужчинам и женщинам в деревне Жихарево.

    - Что вам лично известно об антисоветской деятельности гражданина Заболотского? - спросил следователь.

    - Мне известно, что примерно 10 мая 1937 года я лично, как председатель сельсовета, был свидетелем, что Заболотский крестил двоих детей у гражданина деревни Жихарево.

    - Как вы реагировали на факт крещения детей?

    - Когда я зашёл в избу колхозника, то, увидев священника Заболотского, я спросил: «Что вы тут делаете без ведома сельского совета?»

    А он, Заболотский, ответил: «А вам какое дело? И что тебе от меня нужно?» Тогда я ему ответил: «Я являюсь председателем сельского совета на данной территории, и для того, чтобы сделать то и иное дело, вы должны были меня поставить в известность прежде всего». Тогда Заболотский ответил: «Дело не ваше, мы с вами не связаны». На это я ему сказал: «Вы, совершая обряд крещения детей в неприспособленной посуде, можете заразить детей какой-либо болезнью». Тогда он закричал: «А, это Андреев! Мне про него говорили!» И в заключение добавил: «Вы сами разносите коммунистическую заразу». Я спросил: «Что значит коммунистическую заразу?» Он ответил: «Вы в клубе собираете по пятьсот человек населения и прививаете этому населению коммунистическую заразу».

    В тот же день была допрошена некая колхозница, которая показала, что «в мае 1937 г. священник Заболотский пришёл в д. Жихарево без ведома сельсовета и стал ходить по домам колхозников, предлагая населению свои услуги, чтобы отслужить в доме молебен. Здесь пришёл председатель сельсовета к священнику Заболотскому и сказал: "Вы без ведома сельсовета ходите из дома в дом и разносите заразу, так как у нас в домах имеются больные сыпным тифом". Священник Заболотский начал высказывать недовольство коммунистической партией, говоря: "Вы больше разносите коммунистическую заразу, у вас бывает кино, а люди на постановку приходят всякие"».

    2 декабря следователь допросил священника:

    - Вы в мае 1937 г. были в деревне Жихарево?

    - Да, был. Я был приглашён в д. Жихарево для крещения ребёнка.

    - Следствие располагает проверенными материалами, что вы, находясь в д. Жихарево, распространяли контрреволюционную клевету против советской власти и партии ВКП(б). Вы признаёте себя в этом виновным?

    - Это ложь...

    - Следствием установлено, что вы среди населения ведёте активную антисоветскую агитацию, направленную против существующего строя. Вы признаёте себя в этом виновным?

    - Антисоветской агитации я среди населения не вёл. Я живу изолированно, на погосте, в церковной сторожке. В селения хожу только по приглашению.

    На этом допросы были закончены. 5 декабря 1937 г. «тройка» НКВД приговорила о. Николая к расстрелу.

    Протоиерей Николай Заболотский расстрелян 15 декабря 1937 г. на полигоне Бутово под Москвой.

    На дороге из Старого Села в Никольское остатки кладбища указывают место, где до 1960-х гг. стояла Преображенская церковь с. Горячкино, построенная в 1782 г. В 1980-х гг. место храма можно было определить только по нескольким поваленным надгробным памятникам.

    22 февраля 1781 г. в Крутицкую Духовную Консисторию подано прапорщиком лейб-гвардии Василием Дмитриевым Камыниным прошение, в котором он представлял, что в селе его Горячкине деревянная церковь Преображения Господня пришла в ветхость и к священнослужению неспособна; что он имеет желание по усердию вместо ветхой деревянной построить на том же месте вновь каменную церковь в прежнее именование, приготовил материал, и просил дозволения на постройку новой церкви. По присланным из Можайского Духовного Правления в 1778 г. формулярным ведомостям, церковь показана деревянной в ветхости, при ней приходских 77 дворов, церковной земли усадебной одна, пашенной и сенокосной 33 десятины, на лицо «священник, дьячок и пономарь. Так как указами Святейшего Синода 1742 г. от 9 октября и 1770 г. от 10 декабря дозволено вновь строить церкви там, где прежде они были, но обветшали или сгорели, то Крутицкая Консистория представила прошение Камынина на рассмотрение Синодальной Конторы, и последняя 5 марта 1781 г. дала разрешение на постройку в с. Горячкине вновь каменной церкви. По указу Синодальной Конторы, присланному в Крутицкую Духовную Консисторию 9 марта 1781 г., дозволено в с. Горячкине Можайского уезда, по прошению вотчинника лейб-гвардии прапорщика Василия Дмитриева Камынина, разобрать ветхую деревянную церковь Преображения Господня и построить вновь каменную. 26 января 1782 г. Крутицкая Духовная Консистория донесла Синодальной Конторе, что церковь новая каменная построена и снабжена иконостасом, святыми иконами, сосудами сребропозлащёнными, напрестольными и священноцерковнослужительными облачениями шёлковыми, книгами церковного круга, в церковной утвари недостатка нет. При новопостроенной церкви приходских дворов было 77, усадебной земли 1 десятина, пашенной и сенокосной 33 десятины, из причта священник, дьячок и пономарь. 28 января 1782 г. Синодальная Контора дала дозволение освятить церковь архимандриту Можайского Лужецкого монастыря Венедикту на вновь отпущенном из Крутицкого собора атласном антиминсе.

    В начале XVII в. в с. Горячкине были две церкви: одна Великомученика Георгия, другая Преображения Господня; обе стояли исстари и обе были уничтожены в нашествие литовское в Смутное время. Церковь Великомученика Георгия стояла на половине, принадлежавшей Ивану Никитичу Стрешневу; при ней было 32 десятины земли. На другой половине, которою владела вдова Филиппа Стрешнева, Христина с детьми, стояла Преображенская церковь; при ней было также 32 десятины земли, к ней же принадлежала пустошь Пахомово-Горшкова на р. Мхине - в 33 десятины.

    С 1679 г. земля Преображенской церкви в Горячкине, равно как и земля Георгиевской церкви в 1690-1720 гг., была в аренде у князя Григория Семёновича Шеховского. Сын его, князь Иван, на пустовой Преображенской земле построил новую де-ревянную церковь Преображения Господня, которая была освящена в 1705 г., а церковь Великомученика Георгия не восстановлена, и земля этой церкви, как и половина земли Преображенской церкви - пустошь Пахомово-Горшково, перешла в частное владение. По смерти князя Ивана Шеховского, с. Горячкино в 1729 г. досталось его родной сестре Дарье Григорьевне, бывшей замужем за Дмитрием Артемьевичем Камыниным, в 1730 г. селом владел их сын Алексей, а в 1773 г. Василий. Он построил в 1782 г. каменную церковь Преображения Господня. Деревянная ограда вокруг кладбища при церкви на каменных столбах была устроена помещиком Петром Мефодиевичем Катковым. Иконостас перекрашен, и живопись поновлена в 1884 г.

    В 1890 г., 27 августа, прихожанка, помещица сельца Грязей Александра Андреевна Орловская, пожертвовала в храм издавна хранившийся в семействе дворян Ямщиковых деревянный ларец (вышиною в 4 вершка, шириною 3 вершка), в котором под серебряной ризою находились часть ризы Господней, часть древа Креста Господня, риза Богоматери, вервь с кровию Иисуса Христа, камень Гроба Господня, камень - стопа Господня и части святых мощей: Иоанна Предтечи, евангелиста Матвея, евангелиста Марка, евангелиста Луки, апостола Андрея, апостола Иакова, святых Симеона, Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Петра митрополита, Алексия митрополита, Ионы митрополита, Филиппа митрополита, Николая Чудотворца, Сергия Чудотворца, Кирилла Новоезерского; преподобных Зосимы и Савватия, святого Александра, Варлаама Хутынского, великомученика Георгия, великомученика Димитрия, мученика Артемия, мученика Никиты, святых мучеников Иоанна, Феодора Стратилата, Андрея Стратилата; Анны пророчицы, Анны матери Богоматери, великомученицы Варвары, мученицы Ирины, Марии Египетской, первомученицы Феклы и мученицы Пелагеи. Время и место приобретения этой святыни Ямщиковыми остались, за смертью их, неизвестными.

    Земли при храме было 36 десятин 456 кв. сажен. Причт состоял из священника, диакона и псаломщика, казённого жалованья с 1902 г. они получали 550 рублей, процентов от церковного капитала - 119 р. 25 к.

    В 1882 г. в семье священника Преображенского храма с. Горячкино Иоанна Лебедева родился сын Пётр, по окончании Звенигородского училища, поступивший в Вифанскую семинарию, которую и окончил в 1903 г. А в 1890 г. в семье диакона того же храма Христофора Никольского родился сын Александр.

    В 1906 г. он окончил Звенигородское Духовное училище и в 1913 г. Вифанскую семинарию.

    Приход составляли с. Горячкино (40 дворов), деревни Преоб-раженское (22 двора) в 3 верстах, Сычи (15 дворов) в 5, Прасолово (17 дворов) в 5, Ершово (34 двора) в 3, Вельяшево (15 дворов) в 7, Рагозники (11 дворов) в 6, Тиунцево (17 дворов) в 6, Каменки (селом владела княгиня Евдокия Михайловна Одоевская, в 1773 г. с. Каменки переведено по просьбе крестьян из прихода храма Рождества Христова в с. Вешки Гжатского уезда Смоленской губернии), Рогачёво, Лыкшево, сельцо Грязи (33 двора) в 3-х, сельцо Псарьки (2 двора) в 4-х верстах, переведённое в Горячкинский приход по просьбе помещиц девиц Евдокии, Феодосии и Мавры Васильевых Коноплёвых.

    В Горячкине в 1890-х гг. было имение великого князя Сергея Александровича.

    В 1896 г. заботами священника с. Горячкино о. И.П. Лебедева (умершего к 1909 г.) была открыта церковноприходская школа в д. Каменках, Горячкинского прихода. Она помещалась в собственном здании, построенном на средства благотворителей, местных землевладельцев, в том числе великого князя Сергея Александровича (1857-1905), владельца имения в Горячкине, при пособии в 500 рублей от Кирилло-Мефодиевского братства. Учащихся к 1909 г. было 31 человек. С 1898 г. школой заведовал священник А.И. Лебедев, попечителем с 1907 г. был крестьянин П.И. Сарапаев.

    В 1911 г. при с. Горячкино Бородинской волости были имения Е.А. Горовик, М.А. Коробейникова, И.В. Крымова, Е.И. Кубарева-Горелова, К.П. Ламакина, ОМ. Липилина, А.Ф. Морозова, Е.Н. Нечай, СВ. Образцова, Я.С. Степанова.

    Продолжение: Можайский район Московской области, часть 11
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос