Заозерье, Христорождественская церковь

Дата публикации или обновления 04.02.2021

Храмы Московской области

  • К оглавлению - Подробные истории храмов Московской области.
  • Создано с использованием книг протоиерея Олега Пэнежко.
  • Церковь Рождества Христова

    Село Заозерье.

    У озера в дворцовой Куньевской волости, на погосте Данилищево исстари, вероятно, с XIII в., стояли деревянные церкви; по преданию первый храм на Данилищевом озере был построен московским князем Даниилом Александровичем (1261-1303). В завещании сына князя Даниила, московского князя Ивана Данииловича Калиты (1339) после Вохны упоминается Данилищева слободка. Первое документальное упоминание об одной из церквей относится к 1631 г. (погост, на нем церковь Рождества Христова).

    В 1717 г. стояли уже две деревянные церкви: та же и еще Святителя Тихона Амафунтского. Расположение престолов деревянных храмов указывают две часовенки, поднимающиеся среди могил на юго-запад от ныне существующего храма. К XIX в. местонахождение храма стали указывать иначе -церковь Рождества Христова не на погосте Данилищеве, а на Святом озере. Рядом с ней возникло с.Заозерье.

    Ныне существующий храм построен в 1809 г. на средства Гавриила Васильевича Рюмина (1751-1827), именитого гражданина в Рязани.

    Центральный иконостас создан в то же время, что и храм, иконостасы приделов - в 1894 г. Роспись храма - 2-й половины XIX в.

    Строитель храма в Заозерье Гавриил Васильевич Рюмин - статский советник, откупщик, благотворитель; сын мещанина г. Рязани, он родился здесь в 1752 г. Бедность постигла его в самых молодых летах и приучила к трудолюбию; лишась от пожара, по кончине отца, последнего своего имущества, он отправился во Владимир, где определился к содержателям винных откупов

    В 1854 г. была построена трапезная часть храма с двумя престолами на средства старшего сына Гавриила Васильевича Рюмина, тайного советника и президента Российского общества любителей садоводства Николая Гаврииловича Рюмина (1793-1870). Николай Рюмин родился 6 ноября 1793 г.; в службе числился с 15 февраля 1806 г., в 1820 г. награжден был орденом Св. Владимира 4-й степени, в 1822 г. служил в Экспедиции Государственных доходов и в 1831 г. получил бриллиантовый перстень с вензелем императора Николая I; затем, 5 августа 1839 г., будучи коллежским советником и почетным попечителем Рязанской губернской гимназии, Рюмин был 25 августа 1840 г. пожалован в звание камергера Высочайшего Двора.

    Продолжая быть попечителем Рязанской губернской гимназии, Николай Гавриилович Рюмин в 1847 г. был статским советником и затем последовательно получил чины действительного статского советника и тайного советника. Скончался 15 января 1870 г. и погребен в Троицко-Сергиевой Лавре, вместе с женою, Еленой Федоровной, рожденной Кандалинцевой (род. 14 июня 1800 г., ум. 9 июня 1874 г.), дочерью чистопольского именитого гражданина, пожалованного дворянским достоинством и произведенного в надворные советники «за усердие, в течение винных откупов оказанное».

    Рюмины жили в Москве, были очень верующей семьей, у них было 12 человек детей, из коих выжили: сын Федор, бывший паж и Царскосельский гусар, а затем камер-юнкер и в 1875-1878 гг. Рязанский губернский предводитель дворянства (женат был на княжне О.С. Голициной).

    Клировая ведомость церкви Рождества Христова за 1887 г.: «Построена в 1803 г. тщанием помещика, коллежского советника Гавриила Васильева Рюмина. Зданием каменная, с такой же колокольней и оградой (святые врата перестроены позднее), крепка.

    В 1884 г. с разрешения Епархиального начальства вновь построенная каменная часовня при деревне Большой Двор, усердием того же прихожанина Баранова в память мученической кончины императора Александра II.

    В 1907 г. назначен второй священник. С его назначением содержание причта стало недостаточным. Священник Василий Петров Остроумов, 35 лет, из Московской губернии, сын священника, обучался в Московской духовной семинарии. По окончании в 1892 г. уволен в Епархиальное ведомство, в том же году советом Кирилло-Мефодиевского братства определен учителем и законоучителем в школу грамоты при Перервинском Московского уезда монастыре, в 1894 г. переведен в Ягунинскую Звенигородского уезда церковно-приходскую школу, в 1896 г. инспектором народных школ, согласно прошению, был назначен учителем в Алмазовскую Московского попечительного комитета Императорского человеколюбивого общества Богородского уезда начальную школу, в 1897 г. определен к Флоро-Лаврской, г. Москвы, церкви во псаломщика, за успешные труды по преподаванию в Алмазовской школе назначены ему из сумм Министерства народного просвещения наградные деньги в количестве двадцати рублей, в 1903 г. утвержден в должности учителя пения Николо-Мясницкой 2-классной г. Москвы церковно-приходской школы, должность проходил по 1907 г. В1904 г. допущен окружным инспектором Московского учебного округа к преподаванию Закона Божия в частном учебном заведении 3 разряда госпожи Дорн в Москве и проходил должность по 1907 г.

    В 1971 г. о. Виктор отметил 50-летие своего служения в священном сане. За ревностное служение Святой Церкви Христовой отец Виктор был удостоен высоких церковных наград. В 1963 г. Святейшим Патриархом Алексием I был награжден митрой, а в 1973 г. Святейшим Патриархом Пименом был удостоен права служения Божественной литургии при открытых Царских вратах до «Отче наш».

    31 января 1951 г. семья о. Виктора Шиповальникова прибыла в Псков, жить было негде, и пришлось поселиться в колокольне храма. Под жилье был приспособлен один из ярусов колокольни. Условия проживания для семьи с детьми были тяжелые. Узнав о трудном положении семьи о. Виктора, владыка Николай (Чуфаровский), архиепископ Рязанский и Касимовский, устроил осенью 1951 г. перевод о. Виктора в Рязанскую епархию. Местом служения ему был назначен Космодамианскии храм с. Летово недалеко от Рязани.

    С 1980 г. Промыслом Божиим о. Виктор Шиповальников стал хранителем дивеевских святынь: иконы Божией Матери «Умиление», перед которой молился преподобный Серафим Саровский, обгоревшей скамеечки, некоторых личных вещей батюшки Серафима. Перед разорением Серафимо-Дивеевского монастыря монахини сумели вывезти и спрятать эти святыни.

    До 1980 г. они хранились в Муроме у монахини Марии (Бариновой). Когда она стала совсем немощная, по благословению Патриарха Пимена святыни передали на хранение о. Виктору Шиповальникову. При этом Святейший сказал ему: «Бог даст, еще возвратишь по назначению».

    Учитывая преклонный возраст о. Виктора, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий распорядился в 1998 г. считать храм Святой Троицы в поселке Удельная подворьем Старо-Голутвина монастыря. В этом качестве храм оставался до 16 ноября 2005 г.

    За ревностное служение Церкви Христовой о. Виктор удостоился многих церковных наград, в том числе: митры, права служения литургии с отверстыми Царскими вратами до Херувимской песни, а потом и до «Отче наш», трех крестов с украшениями, Патриаршего креста, четырех церковных орденов и нескольких грамот.

    Ее отец Василий батрачил, мать Мария занималась хозяйством. Семья была большой - семеро детей, Евфросинья самая младшая. Родилась она инвалидом - быть может, потому, что мать во время беременности упала с воза. В 9 лет она ушла в с. Богородское (оно было у современной д. Илейкино, церковь разрушена в советское время), где при церкви Успения Пресвятой Богородицы была богадельня.

    Там Евфросинья пробыла три года, очень сдружилась с детьми священника, много времени проводила у него дома. Батюшка видел, что отроковице скучно в богадельне, где живут одни старушки, и что ей нужно серьезное духовное руководство, и посоветовал Евфросинье поехать в Сергиев Посад, найти старца, духовного отца, чтобы потом с его помощью определиться в какой-нибудь монастырь. В Сергиев Посад попадали по железной дороге с пересадкой в Александрове. Путь был нелегкий, но юная паломница с больными ножками все же одолела его.

    Умерла монахиня Евфросинья 16 июля 1968 г. Через два месяца ей исполнилось бы 95 лет. На заупокойную службу в храм Рождества Христова в Заозерье съехалась вся округа. Отпевать матушку приехало несколько священников. В Заозерье на кладбище сохранились старинные белокаменные надгробия. На запад от храма, напротив святых врат стоят старинные деревянные дома.

    Конец ознакомительного фрагмента.

    В начало ,


    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос