Сивково, Преображенская церковь

Дата публикации или обновления 12.12.2021

Храмы Московской области

  • К оглавлению - Подробные истории храмов Московской области.
  • Создано с использованием книг протоиерея Олега Пэнежко.
  • Церковь Преображения Господня

    Село Сивково.

    В начале XVII в. в дворцовой Борисовской волости была пустошь Сивково, по челобитью рейтара Ивана Петровича Савелова (1652), отмеренная ему в поместье. Защищая Можайск в 1618 г., погибли его братья Акиндин и Тихон. Он построил для себя дом и поселил дворовых людей. После его смерти селом владел его брат Тимофей Петрович, думный дворянин, брат Патриарха Иоакима, который в 1685 г. по дороге в Колоцкий монастырь побывал в Сивкове и благословил Тимофея Петровича создать каменную церковь. Особенностью конструкции было устройство ложи для патриарха в толще западной стены и патриаршей палатки над западной частью придела. Т.П. Савелов (ум. 1699) был патриаршим боярином. Святейший Патриарх Иоаким заботился о возводимой по его благословению церкви Преображения Господня с приделом Великомученицы Екатерины, патриаршие мастера делали престол и киоты к иконам местного ряда.

    20 мая 1687 г. Патриарх освятил храм, слушал всенощную и служил Божественную литургию в новопостроенной церкви. Патриарх Иоаким (в миру Иоанн) происходил из известной дворянской фамилии Савеловых. Он родился в 1621 г. Как дворянин он в молодости был военным, служил на южных рубежах. Был женат, имел четырех детей, но, овдовев в возрасте около 35 лет и потеряв детей, Иоанн Савелов принял монашеский постриг с именем Иоаким в Межигорском монастыре под Киевом. Знакомство с жизнью малороссийских монастырей сделало его искренним поборником реформ Патриарха Никона: Иоаким видел в них действенное средство для грядущего воссоединения двух половин Русской Церкви - Московского Патриархата и Киевской митрополии.

    В 1657 г. Иоаким по приглашению Патриарха Никона покинул Малороссию и перебрался в патриарший Иверский монастырь. Затем стал строителем Новоиерусалимского Воскресенского монастыря. Властный и жесткий характер Никона был Иоакиму не по душе, и он отпросился у Патриарха в Межигорский монастырь. Но в Киев Иоаким так и не вернулся, встретившись в Москве с Феодором Михайловичем Ртищевым, с которым впоследствии был очень близок - обоих объединяла любовь к школьному делу и симпатия к киевской учености. Иоаким перешел в братию Московского Новоспасского монастыря, где подвизался и отец Ртищева Михаил.

    В 1663 г. Иоаким переходит в Чудов монастырь и вскоре становится его архимандритом. Начинается его стремительное возвышение.

    В 1672 г., после избрания на патриаршество Питирима, Иоаким поставлен митрополитом Новгородским. В Новгород он, однако, так и не смог уехать. В связи с болезнью Патриарха Питирима, Иоаким вынужден был остаться в Москве.

    В это же время раскол уже полностью оформился и стал трагической реальностью жизни русского общества. Попытки примирить старообрядцев с Церковью были тщетны.

    При преемнике царя Алексея Михайловича Патриарх Иоаким добился также отмены ограничений, наложенных государством, на рост церковного землевладения. Эта мера, безусловно, имела не какой-то корыстный характер, а была результатом того, что патриарх и епископат Русской Церкви видели в имущественно-земельном богатстве единственное средство противодействия все возрастающему давлению государства на Церковь и достичь их реальной симфонии.

    Еще одной попыткой такого рода нажима властей на священноначалие стало предложение царя Феодора Алексеевича провести в 1682 г. Собор с целью принятия решения об увеличении числа епархий Московского Патриархата.

    Династический кризис 1682 г., несмотря на достигнутый между сторонниками Нарышкиных и приверженцами Милославских компромисс и установление совместного правления царей Петра и Иоанна, привел к стрелецкому мятежу. Этим незамедлительно воспользовались лидеры старообрядчества, сеявшие смуту среди стрельцов и московского люда. Патриарху Иоакиму в условиях бунта пришлось дать согласие на проведение 5 июля 1682 г. в Грановитой палате Московского Кремля диспута с ревнителями «старой веры». Последних возглавил Никита Добрынин, по прозвищу Пустосвят. Но никакого диспута о вере не получилось. Старообрядцы не слушали увещевавшего их Патриарха Иоакима.

    Чтобы ослабить пагубное западное влияние на состояние православного богословия, Патриарх Иоаким много заботился об устроении в Москве высшей богословской школы. Но опасаясь, что здесь могут утвердиться латино-мудрствующие, Предстоятель Русской Церкви очень осторожно реализует свой школьный проект, стремясь не допустить к нему влиятельных сторонников Симеона (последний был воспитателем царя Феодора, а Сильвестр Медведев был близок к царевне Софье и ее фавориту князю В.В. Голицыну). Наконец, с прибытием в Москву ученых греков - Иоанникия и Софрония Лихудов - в столице была открыта высшая школа при Заиконоспасском монастыре.

    В 1828 г., согласно завещанию владельца села, князя Петра Николаевича Кропоткина, по проекту архитектора Афанасия Григорьевича Григорьева (1782-1868), бывшего крепостного, ученика Д. Жилярди, была сооружена колокольня.

    В 1877 г., на средства г-жи Савеловой, в церкви с. Сивково был устроен придел во имя иконы Божией Матери Казанская, отделявшийся от трапезной деревянным иконостасом.

    2 июня 1961 г. Исполнительный комитет Мособлсовета принял решение о переоборудовании церковных зданий в селениях Сивково и Холм под сельские клубы.

    В приход с. Сивково входили д. Юдинки, Авксентьево и Маланьино. В д. Юдинках церковно-приходская школа была преобразована в одноклассную из существовавшей здесь школы грамоты в 1898 г.

    Конец ознакомительного фрагмента.

    В начало ,


    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос