Остафьево, Троицкая церковь

Храмы Московской области

  • К оглавлению - Подробные истории храмов Московской области.
  • Создано с использованием книг протоиерея Олега Пэнежко.
  • Церковь Святой Троицы

    С. Остафьево.

    Н.М. Карамзин, писавший в Остафьево свою «Историю государства Российского», считал, что Остафьево уже в XIV в. упомянуто в грамоте Ивана Калиты, по которой переходило к старшему сыну Семёну. Появившееся в завещании великого князя Семёна (1354) уточнение свидетельствует, что речь шла о другом селе, Остафьеве-на-Клязьме, ныне не существующем. Как и пустошь Климова, Остафьево впервые упоминается в документах начала XVII в. Это было небольшое селение на левом берегу р. Любучи при впадении её в Десну, «на враге» (овраге), и называлось «Львово, Остафьево то ж». Можно предположить, что среди первых владельцев были люди с такой фамилией. Представители дворянского рода Остафьевых встречаются в документах XV-XVII вв. Еще в 1678 г. владельцем соседнего с. Резанова был полуголова Родион Григорьевич Остафьев, в XVI в. среди дворцовых дьяков упоминается Угрим Львов сын Пивов, имевший под Москвой поместья. Он принимал непосредственное участие в проведении земской реформы Иоанна Грозного, одно время был печатником - хранителем государственной печати. Возможно, ему Остафьево обязано своим вторым названием Львове Его потомку Пивову в начале XVII в. принадлежало соседнее Климово.

    Он неприязненно относился к царю Борису Годунову, не хотел служить его сыну и под Кромами (1605) в числе первых согласился с Басмановым перейти на сторону Лжедимитрия, увлёк за собой рязанцев и дворян других южных городов. В начале 1606 г. во главе рати рязанских дворян участвовал в крестьянском восстании под предводительством И.И. Болотникова. 15 ноября 1606 г., после месячного стояния под Москвой рядом с собравшимися под знамёна Болотникова крестьянами и холопами, Ляпунов с рязанцами «от тех воров отъехаша и приехаша к Москве», где царь Василий Шуйский с радостью «отдал им вину их». Потом Ляпунов был царским воеводой в Рязани, пожалован в думные дворяне (1608), неустанно боролся с «ворами».

    Летом 1611 г. стал фактически главой земского правительства. Боевые действия ополчения были удачны, но в нём было много недавних тушинцев и казаков. Ляпунов старался обуздать их насилия и разбои, не останавливаясь перед суровыми мерами. Поляки подослали в казачьи таборы поддельную грамоту, написанную от имени Ляпунова, с планом истребления казаков. Вызванный в казачий круг для объяснения Прокопий Ляпунов был убит. Второй владелец Остафьева, Иван Чулок Бартенев, в 1607-1609 гг. служил стрелецким головой в полках боярина Ф.И. Шереметева, в 1610 г. был дьяком в Великом Новгороде, а три года спустя «сидел» судьёй в Пушкарском Приказе.

    При наследниках П. Ляпунова и И. Бартенева обе половины Остафьева приобрели черты помещичьей усадьбы. По писцовым книгам 1627 г. Львово, Остафьево то ж, числится за Владимиром Прокопьевичем Ляпуновым и Грязным Чулком Бартеневым, у каждого из них помещичий двор, несколько крестьянских дворов и равное количество земли. В.П. Ляпунов был воеводой в Михайлове, Валуйках, Белгороде, Крапивне и Пскове. Его сын Лука, будущий владелец Остафьева и Климова, - судья в Приказе большой казны при царе Алексее Михайловиче. Пимен Иванович Грязной Чулок Бартенев в 1623 г. был воеводой в Великих Луках, Тюмени, а с 1628 г. состоял московским дворянином.

    В 1754 г. за заслуги перед правительством, по указу императрицы Елизаветы Петровны, он был пожалован в коллежские асессоры.

    Сверху лежат восемь написанных ; в Остафьеве томов «Истории государства Российского» и свиток , начатого здесь девятого. На открытии памятника присутствовали владелец Остафьева граф С.П. Шереметев, графиня Е.П. Шереметева, московский губернатор В.Ф. Джунковский, Самарин, поэт граф Голенищев-Кутузов, внучка поэта А.С. Пушкина Анна Александровна Пушкина, профессор С.Ф. Платонов и Б.С. Иконников.

    В конце 1881 г. Александром III уволен в отставку, якобы за упущения по службе в бытность министром государственных имуществ, однако оставался членом Государственного совета. В 1880-е гг. обратился к проблемам богословия и истории Церкви (статья «Религиозные смуты и гонения от V до XVII в.»). Составил «Сборник кратких благоговейных чтений на все дни года» (1884), куда наряду с текстами из Священного Писания и извлечениями из сочинений русских и иностранных богословов включил собственные стихи духовного характера. В последние годы жизни Валуев занялся литературной деятельностью; сблизился с И.А. Гончаровым, А.Ф. Кони.

    В 1877 г. Вяземский основал Общество любителей древней письменности, в котором оставался до смерти почётным председателем и основную задачу которого видел в издании древнерусских произведений. Благодаря его усилиям были изданы «Святославов Изборник 1073 г.», «Русский Лицевой Апокалипсис» и другие памятники. Павел Петрович - автор ряда работ по зарубежной истории. Музею Общества любителей древней письменности он оставил ценную коллекцию русских древностей: икон, картин, тканей, оружия и др. Используя богатый архив своего отца, Вяземский опубликовал материалы «А.С.Пушкин. 1816-1825 гг. По документам остафьевского архива» (1880), «А.С. Пушкин. 1826-1837 гг. По документам остафьевского архива и личным воспоминаниям» (1880) и «Семь автографов А.С. Пушкина (1816-1837) из собрания князя П.П. Вяземского» (1880). При его участии было подготовлено полное собрание сочинений П.А. Вяземского (12 томов).

    В 1840-х гг. князь П.А. Вяземский давал 214 рублей ассигнациями. В клировой ведомости за тот период отмечено, что священник и церковнослужители «содержанием довольны». Причт положен издавна: священник, дьячок и пономарь. Священником в это время служил Алексей Яковлев Консидентов, ему ещё не было 30 лет. В остафьевском храме были иконы, связанные с трагическими для князя П.А. Вяземского и его близких событиями, под иконой преподобного Сергия была надпись: «Сей образ, списанный с образа, находящегося в Казанском соборе и перед которым изливал я мои молитвы и слезы. Заказан был в болезнь княжны Надежды Петровны Вяземской и дописан по кончине её, последовавшей в Баден-Бадене 28 ноября 1840 г., на 19 году от рождения. Ныне посвящаю его церкви Живоначальной Троицы, на память и молитвы о незабвенной дочери».

    В 1937 г. храм был закрыт, репрессированы священник и псаломщик. Были сбиты главки храма и колокольни с куполами и крестами.

    Конец ознакомительного фрагмента.

    В начало ,


    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос