Красноармейск, Вознесенская церковь

Дата публикации или обновления 29.04.2021

Храмы Московской области

  • К оглавлению - Подробные истории храмов Московской области.
  • Создано с использованием книг протоиерея Олега Пэнежко.
  • Церковь Вознесения Господня

    Г. Красноармейск.

    Старинный центр крупной текстильной промышленности - ныне Красноармейск - сложился вокруг бумагопрядильной фабрики. В начале 1830-х гг. купцом Н.Д. Манухиным при с. Муромцеве было основано хлопчатобумажное заведение.

    В 1834 г. его приобрёл купец Ложечников, с этой поры оно известно как Вознесенская бумагопрядильная мануфактура. Со следующего года она принадлежала компании, возглавлявшейся землевладельцем С.Е. Жадовским. Занято на ней было 2000 рабочих, которые производили 70 тыс. пудов пряжи в год. Всё оснащение составляли три паровые машины мощностью 85 л.с, был построен механический корпус. На промышленной выставке 1839 г. мануфактура получила медаль за отличное качество продукции. Её ткани пользовались большим спросом, их сбывали в Москве, а также на Нижегородской, Макарьевской и Владимирской ярмарках, отправляли через Кяхту в Китай.

    С 1842 по 1855 г. Вознесенской мануфактурой (бумаготкацкой, набивной и бумагопрядильной фабриками) владел купец, коммерции советник Семён Логгинович Лепёшкин (1787-1855). Он поставил дело на широкую ногу: построил новые кирпичные корпуса, приобрёл 200 самоткацких станков. В августе 1844 г. на мануфактуре произошло одно из первых в России выступлений рабочих.

    Основываясь на посессионном праве, фабрикант взял в аренду в Калужской губернии у помещика Дубровина 500 крепостных крестьян сроком на восемь лет без всякой платы им за работу (деньги были отданы вперёд помещику).

    Жилось на новом месте ткачам несладко: оставшиеся вдали семьи притеснялись помещиком, с рабочих незаконно взыскивали казённые подати, заставляли выполнять различные господские работы сверх фабричной барщины. 500 рабочих под руководством ткача Тита Дмитриева двинулись с жалобой в Москву. Путь им преградил московский губернатор с 25 казаками и ротой пехоты. После тщетных переговоров крестьяне вынуждены были вернуться на фабрику.

    Дмитриева и пятерых других активных участников похода арестовали и сослали в Сибирь, ещё 19 человек отправили в Московский смирительный дом. Но фабриканту пришлось отпустить крестьян обратно к помещику

    В 1845 г новое волнение охватило Вознесенских рабочих: они требовали отмены ночной работы детей. На этот раз уступил не только фабрикант, но и правительство.

    Оно издало 7 августа 1845 г. указ о запрещении ночной работы малолетним до двенадцатилетнего возраста (но фактически указ не получил силы закона, так как его нарушение ничем не каралось).

    В 1850-е гг. были построены рабочий корпус и прядильный (старая и средняя фабрики). Здания освещались газом от специальной установки. Число рабочих увеличилось почти до 2400.

    В 1847 г. у Московских ворот мануфактуры Семён Логгинович построил деревянную оштукатуренную церковь Вознесения Господня с приделами святителя Николая и священномученика Симеона Персидского.

    В 1848 г. храм освящал митрополит Московский Филарет, питавший особенное уважение к Семёну Логгиновичу С.Л. Лепёшкин в 1846 г. был избран московским городским головой. На свои средства он отстроил Троице-Одигитриеву Зосимову пустынь.

    А.Л. Кноп - также лютеранин, один из крупнейших предпринимателей России, коммерции советник, статский советник, кавалер ордена Святого Владимира, старшина Московского биржевого комитета, директор правления Вознесенской, Кренгольмской, Екатерингофской мануфактур, Товарищества "Э. Циндель", член Московского центрального комитета "Союза 17 октября" (выступал за введение новых законов о рабочих и за наделение фабрикантов большими правами в урегулировании трудовых конфликтов), член комиссий по рабочему законодательству и страхованию рабочих. Известный благотворитель, он с 1880-х гг. состоял попечителем Дома сирот убитых воинов Императорского человеколюбивого общества, сотрудничал в Московском попечительном комитете о бедных, был попечителем Набилковской богадельни и членом попечительского совета Московского коммерческого института. После революции эмигрировал.

    В 1889 г. граф Л.Н. Толстой, посетив Вознесенскую фабрику, записал в дневнике: "Пьяный дикий народ в трактире, 3000 женщин, вставая в 4 и сходя с работы в 8, и развращаясь, и сокращая жизнь, и уродуя свое поколение, бедствует (среди соблазнов) в этом заводе для того, чтобы никому не нужный миткаль был дешев, и Кноп имел бы ещё деньги, когда он озабочен тем, что не знает, куда деть те, которые есть. Устраивают управление, улучшают его. Для чего? Для того, чтобы эта гибель людей и гибель в других видах могли бы успешно и беспрепятственно продолжаться".

    Вскоре, в связи с тяжёлой ситуацией в Калужской епархии, его назначили временно управлять ею. Не успев по-настоящему вступить в управление, владыка Стефан (Никитин), чьё здоровье было расшатано годами заключения, у него было слабое сердце и диабет, умер в праздник Святых жен-мироносиц.

    К началу 1917 г на Вознесенской мануфактуре работали около 3000 человек. В фабричном посёлке проживали 8 тыс. человек. Здесь были церковь, лавка, школа на 250 мест с пятилетним сроком обучения, библиотека, небольшая больница.

    В 1992 г. общине верующих передано здание бывшего магазина, в котором устроен временный храм Вознесения Господня. Готовится проектная документация для построения каменного храма.

    Конец ознакомительного фрагмента.

    В начало ,


    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос