Константиново, Сретенская церковь

Дата публикации или обновления 20.03.2021

Храмы Московской области

  • К оглавлению - Подробные истории храмов Московской области.
  • Создано с использованием книг протоиерея Олега Пэнежко.
  • С. Константиново. Церковь Сретения

    Константиново

    С. Константиново расположено на р. Алфимовке, левом притоке Дубны. Впервые оно упомянуто в духовной грамоте великого князя Московского Ивана Даниловича Калиты: уезжая в Орду в 1328 г., он поделил свои владения между княгиней и сыновьями, Константинове досталось старшему сыну Семиону. Село было дворцовым промысловым угодьем, его жители занимались охотой и рыбной ловлей для московских князей.

    В 1620 г. в селе стояли деревянная церковь Святителей Афанасия и Кирилла Александрийских и полуразрушенный храм Михаила Архангела.

    В 1629 г. село - в вотчине матери царя Михаила Фёдоровича, великой государыни, инокини Марфы Ивановны (ум. 1631). В миру она звалась Ксенией Ивановной (урождённая Шестова), в 1585 г. вышла замуж за Фёдора Никитича Романова, племянника царицы Анастасии Романовны, первой жены Иоанна Грозного. Из нескольких рождённых детей выжили только Татьяна и Михаил (будущий царь).

    В 1601 г. царь Борис Годунов воздвиг гонения на семью Романовых, Ксения и её муж были насильно пострижены в монашество, монахиню Марфу разлучили с детьми и отправили в ссылку. Победа Самозванца (Лжедимитрия I) дала им свободу. Марфа следовала за бывшим мужем, который стал митрополитом Ростовским Филаретом. Захваченный сторонниками Лжедимитрия II при разорении Ростова, он был отвезён в Тушино. Отбитый правительственными войсками, он вместе с инокиней Марфой и сыном пережил сожжение Москвы поляками во время восстания 1611 г.

    В 1612 г. Марфа, выпущенная поляками из Кремля при осаде его войсками Второго ополчения, уехала с сыном в свою костромскую вотчину Домнино.

    14 марта 1613 г. она принимала в Костромском Ипатьевском монастыре соборное посольство и, сначала несколько раз отказавшись, всё-таки благословила сына на царство. Вследствие её влияния на юного царя её родственники Салтыковы заняли крупные посты в правительстве и раздавали другим родственникам дворцовые земли. В её покоях в Вознесенском монастыре в Кремле допрашивали обвинённого в порче книг (он был справщиком на печатном дворе) Троицкого архимандрита, своими воззваниями поднявшего народ на освобождение Москвы в 1612 г., Дионисия (Зобниновского). Напуганная обвинением его в ереси, она дала согласие на жестокое наказание безвинного человека. Влияние инокини Марфы упало после возвращения из плена митрополита Филарета, вскоре избранного патриархом.

    В 1650 г. царь Алексей Михайлович отдал село Троице-Сергиеву монастырю.

    26 сентября 1746 г. умер бездетным священник Сретенской церкви с. Константинове Сергий Иванов, а по смерти другого священника Степана Григорьева, его тестя, остались две малолетние дочери. Прихожане Сретенской церкви просили учрежденный Собор Троице-Сергиевой Лавры перевести к ним для священнослужения из с. Иудино (тогда Александровского уезда) вдового священника Ивана Иванова, уступившего место родному брату, бывшему дьячку Василию, с тем чтобы он половину церковного дохода отдавал на пропитание поповым дочерям до их совершеннолетия. Челобитье прихожан было подкреплено прошением, поданным 17 марта 1747 г. женой бывшего диакона Сретенской церкви Алексея Алексеева, вдовой Акилиной Григорьевой и поповыми детьми-сиротами.

    В 1810 г. возведена высокая четырёхъярусная колокольня Сретенского храма (разрушена в советское время).

    В 1852 г. стены над северным приделом надстроены и подведены под общую кровлю со Сретенской церковью. К ограде с юга были пристроены лавки для торговли во время ярмарок. К северной стороне колокольни пристроен каменный двухэтажный дом, в котором помещались начальное приходское училище и богадельня.

    В 1825 г. вместо второго деревянного храма (Михаила Архангела) был построен каменный храм Михаила Архангела с приделом Владимирской иконы Божией Матери и с колокольней.

    22 февраля 1938 г. была вновь арестована по обвинению «в распространении провокационных слухов о скором падении советской власти» и заключена в тюрьму г. Загорска (ныне Сергиев Посад). На допросах виновной себя не признала.

    19 декабря 1927 г. Особое Совещание постановило освободить её, предоставив право жить, где пожелает. О том, что она освобождена, сотрудники ОГПУ в Туркестане сообщили ей только 10 марта 1928 г., и 16 марта Татьяна Николаевна выехала в Москву. Она поселилась неподалеку от храма святителя Николая в Пыжах, в котором служил хорошо ей знакомый священник архимандрит Гавриил (Игошкин). Татьяна стала постоянной прихожанкой храма Николы в Пыжах, где пела на клиросе.

    В начале 1930-х гг. поднялась новая волна гонений на Русскую Православную Церковь. Сотни священнослужителей и мирян были арестованы в Москве, среди них 14 апреля 1931 г. и Татьяна. Через несколько дней следователь допросил её. Она рассказала, что действительно помогала ссыльным и заключённым, помогая всем, вовсе не интересуясь, церковные это люди или нет, и даже по политическим ли они осуждены статьям или по уголовным, для неё было важно только то, что они нуждались и не имели того, кто бы им помогал.

    В 1932 г. она была освобождена с запретом жить в двенадцати городах на оставшийся срок. Местом жительства она избрала г. Юрьев-Польский Владимирской области. После окончания срока в 1933 г. поселилась в г. Александрове Владимирской области и устроилась фельдшером в больнице.

    Вечером в тот день, когда Татьяна писала письмо, она была арестована. Уходя в тюрьму, она оставила записку подруге, чтобы та обо всём происшедшем уведомила её мать.

    Конец ознакомительного фрагмента.

    В начало ,


    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос