Дубровка, Крестовоздвиженская церковь

Дата публикации или обновления 10.02.2021

Храмы Московской области

  • К оглавлению - Подробные истории храмов Московской области.
  • Создано с использованием книг протоиерея Олега Пэнежко.
  • Крестовоздвиженская церковь

    С. Дубровка.

    Ещё недавно было трудно в неказистом, облепленном пристройками двухэтажном каменном здании, стоящем в г. Орехово-Зуево между Подгорной фабрикой и р. Клязьма, узнать Крестовоздвиженскую церковь в с. Дубровка.

    В 1860 г. по прошению надворного советника Константина Ильина, согласно определению епархиального начальства от 6 сентября того же года, разрешено образовать особый приход в Богородском уезде Московской губернии из деревень Зуевой и Дубровки (ранее были в приходе погоста Богородице-Рождественской церкви у р. Вырки - теперь с. Нестерово). В Указе о постройке каменной церкви при д. Дубровке сказано: «Дозволено приобрести покупкой и перенести на избранное для новой церкви место существующую при Богородицерождественской у речки Вырки церкви особым зданием Крестовоздвиженскую деревянную церковь.

    Для продовольствования причта при новообразовавшемся приходе помещик деревни Зуевой тайный советник Николай Гаврилович Рюмин и г. Ильин пожертвовали 33 десятины земли». К приходу в 1862 г. определён трёхчленный причт (то есть священник, диакон, псаломщик). В 1860-х гг. в Дубровской церкви служил священник Семён Страхов.

    В клировой ведомости за 1868 г. Крестовоздвиженской церкви д. Дубровка записано: «церковь деревянная, 1862 г. Причта положено священник, диакон, дьячок. Дома у священноцерковнослужителей собственные, деревянные, на церковной земле, подаренной г. Ильиным.

    Священник Симеон Петров Страхов, 31 год, родился в Московской епархии, из духовного звания, сын дьячка, обучался в Спасо-Вифанской семинарии наукам богословским, философским, словесности, языкам: латинскому, греческому и французскому.

    В 1858 г., по окончании семинарии с аттестатом 2 разряда, был уволен в Епархиальное ведомство. Произведён во священника к настоящей церкви в 1862 г. В семье у него жена Елизавета Сергеева, дети - Алексей 5 лет, Олимпиада, 3-х лет, Александра, 1 год.

    К концу 1870 г. монастырь стал неузнаваемым: почти всё построено вновь: корпуса для братии, гостиница, училище, богадельня, храм. В обеспечение монастыря куплено несколько сот десятин луговой и пахотной земли и пожертвовано имение, которое Давид Иванович купил для себя, по приказанию преосвященного Алексия, архиепископа Рязанского, были высчитаны, и их оказалось более 150 000 рублей. Но и после того им сделано ещё много вкладов в монастырь. Он много пожертвовал в Ольгов монастырь близ Рязани. Здесь был погребен преосвященный Гавриил, архиепископ Рязанский, которого Давид Иванович глубоко почитал. Жертвовал он и на храмы сёл Медведево, Сельцы, Окоёмово и на множество других.

    Как-то в конце 1850-х гг., проезжая из Егорьевска в Коломну, увидал он в версте от Коломны небольшой монастырь, это был Бобренёв монастырь, заехал - бедность была поразительная, одно уже было в развалинах, другое разрушалось. Давид Иванович решил помочь. Старый ветхий храм был обновлён, построен новый тёплый, ветхие монастырские здания разобраны и на их месте поставлен новый большой корпус для настоятеля и братии, а так как монастырь был приписным к Голутвину, то Давид Хлудов решил помочь сделать его самостоятельным и для этого купил два участка земли с лесом и сделал их вкладом в монастырь.

    В Московской епархии Хлудов благотворил не одному ему: в 1861 г. в Никольском Пешношском монастыре, в церкви Преподобного Сергия Радонежского, усердием Д.И. Хлудова был устроен новый вызолоченный иконостас, на местные иконы сделаны серебряные ризы, весь храм отделан заново.

    В 1862 г. Хлудовым построен и отделан новый трёхпрестольный храм в с. Никольском Московского уезда на Стромынской дороге (ныне с. Никольское-Трубецкое). Хлудовым оказана большая помощь при построении храма в с. Крестовоздвиженском Богородского уезда (ныне вошло в черту г. Орехово-Зуево). В приходском храме Святых бессребреников Космы и Дамиана, при котором он 32 года состоял церковным старостой, всё им было переделано, обновлено, украшено, чтобы и при бедном приходе храм мог существовать безбедно, Хлудовым был построен большой каменный дом, доходы от которого шли на содержание Космодемьянской церкви.

    Трижды Давид Иванович получал Высочайшие благодарности за пожертвования на военные надобности и в пользу пострадавших от неурожая финляндцев. Хлудов был награждён орденами Святого Станислава 2-й степени, Святой Анны 2-й степени, Святого Владимира 3-й степени. Отпевание Д.И. Хлудова было совершено в московской церкви Ризположения на Донской улице (в приходе этого храма Давид Иванович жил с 1885 г.), прибыли настоятели монастырей, получавших помощь от Хлудова, среди них строитель Коломенского Бобренёва монастыря иеромонах Иоасаф.

    Проект храма при д. Дубровке Богородского уезда был составлен в 1874 г. архитектором Владиславом Осиповичем Грудзиным (1824-?), а проект каменной часовни на месте деревянного храма в д. Дубровка - епархиальным архитектором Степаном Васильевичем Крыгиным (1832-1900).

    В ведомости о церкви Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня в с. Крестовоздвиженском при д. Дубровке Богородского уезда Богородского благочиния за 1897 г. записано: «...церковь строилась с весны 1872 года 15 лет усердием прихожан Богородского уезда Павловского Посада купцов братьев Николая, Лаврентия и Никиты Братниных на собственные их средства. Здание каменное, тёплое, колокольня каменная. Престолов в ней три в ряд: главный – средний во имя Святой Живоначальной Троицы; правый - во имя Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня; левый - во имя Святителя Николая Чудотворца. Церковной утварью, ризницей, святыми иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно». При церкви были приют и церковноприходская школа.

    Его отец, Пётр Васильевич Брашнин, работал ткачом на шерстяной фабрике в Москве, но среди дубровских крестьян было немало ткачей и моталок, которые работали у себя на дому. Когда сын подрос, Пётр Васильевич тоже завёл свой стан, купил шёлку, и они с Иваном Петровичем у себя в избе стали ручным способом ткать канаус. Были они люди трудолюбивые и "занималистые" (предприимчивые).

    В 1930 г., после закрытия храма в с. Крестовоздвиженском, по распоряжению священноначалия община храма, вместе с настоятелем о. Василием Никольским была переведена в Зуевский храм Рождества Пресвятой Богородицы.

    В 1904 г., после окончания университета, Павел Александрович думал принять монашество, однако его духовник епископ Антоний (М. Флоренсов) (1874-1918) не благословил его на этот шаг и посоветовал поступать в Московскую Духовную академию. Хотя Флоренский блестяще окончил университет и считался одним из самых одарённых студентов, он отверг предложение остаться при кафедре и в сентябре 1904 г. поступил в Московскую Духовную академию в Сергиевом Посаде, где поселился почти на 30 лет.

    В 1918 г. Флоренский принимал участие в работе отдела Поместного Собора Русской Православной Церкви о духовно-учебных заведениях. В октябре 1918 г. стал учёным секретарём комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры и хранителем ризницы. П.А. Флоренский выдвинул идею «живого музея», предполагавшую сохранение экспонатов в той среде, где они возникли и существовали, и выступал поэтому за сохранение музеев Троице-Сергиевой Лавры и Оптиной пустыни как действующих монастырей (его предложение осуществлено не было). После закрытия Московской Духовной академии в 1919 г. Флоренский продолжал неофициально читать философские курсы её бывшим и новым студентам в Даниловском и Петровском монастырях и на частных квартирах.

    14 июля 1928 г. Флоренский в административном порядке был сослан на три года в Нижний Новгород. В сентябре 1928 г. по ходатайству жены Максима Горького, Екатерины Павловны Пешковой, возвращён в Москву.

    Конец ознакомительного фрагмента.

    В начало ,


    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос