Бывалино, Никитская церковь

Дата публикации или обновления 05.02.2021

Храмы Московской области

  • К оглавлению - Подробные истории храмов Московской области.
  • Создано с использованием книг протоиерея Олега Пэнежко.
  • Церковь Великомученика Никиты

    Село Бывалино.

    В вотчине Троице-Сергиева монастыря, на погосте Никитском у р. Дрозны, в 1577 г. стояла деревянная церковь Пророка Божия Илии, построенная «клецки». В книге братьев Холмогоровых «Исторические материалы о церквях и селах XVI-XVIII столетий. Вохонская десятина» значится - церковь Великомученика Никиты на погосте Никитском, на речке Дрозне, в 1577 г. находилась Московскаго уезда, в Вохонской волости, в вотчине Троицко-Сергиева монастыря, «а в церкви образы, и книги, и ризы, и колокола все строенье мирское».

    В летописи Никитской церкви записано: «До начала семнадцатого столетия по преданию, в сем приходе существовал храм во имя Пророка Илии, на месте престола которого находится каменный столп. Что церковь была Ильинская - это подтверждается сохранившимся благочестивым обычаем совершать молебствия сему святому в день его памяти одним селением Бывальнею, и еще подтвердилось всеобщим желанием прихожан устроить престол в новом каменном храме в честь Илии Пророка, дабы навсегда сохранить в потомстве память о существовавшем Ильинском храме».

    В писцовых книгах 131-132 (1623-1624) гг. о погосте Никитском, на речке Дрозне, записано: «...у церкви на церковной земле во дворе поп Игнатий, во дворе церковный дьячек Парфенка Васильевич, во дворе просфорница Марьица, пашни середние земли 4 четверти, лесом поросла 12 четвертей в поле, а в дву потомуж, сена по речке Дрозне и на Бывальне 30 копен».

    В царствование Петра I на берегах р. Дрезенки троекратно являлась икона Великомученика Никиты. В местах ее явления происходили чудеса: стали бить ключи, исцелялись больные. По благочестивой традиции здесь построили храм в честь святого мученика.

    В 1717 г. была возведена новая деревянная Никитская церковь в Бывалине (сожжена в 1980-х гг.). Она была освящена, по благословению преосвященного Стефана, митрополита Рязанского и Муромского, архимандритом Троице-Сергиева монастыря Георгием (Дашковым) и архимандритом Новоспасского монастыря в Москве Моисеем (Протопоповым).

    Эта надпись удостоверяет, что сей приход находился в ведении Троице-Сергиевского монастыря. Первоначально храм существовал отдельно от колокольни, имел террасу с северной и западной стороны, вход в настоящую церковь с северной стороны и покрыт тесом. В тридцатых годах нынешнего столетия терраса отломана, вход в настоящую церковь уничтожен с северной стороны, храм обшит тесом, подведен фундамент под него, между ним и колокольнею устроена паперть и покрыта железом. За то же время складена каменная ограда вокруг кладбища».

    В сем храме находятся следующие замечательные иконы: - Особенно чтимая не только своим приходом, но и другими как Православными, так даже и раскольниками храмовая, по преданию явленная икона Великомученика Никиты, от которой многим, с верою прибегающим изливались исцеления, но достоверных сказаниях о чудотворениях от нея не имеется. Рядом с нею к южной стороне икона Илии Пророка, которая, как можно с достоверностью предполагать по месту данному ей в иконостасе при устроении Никитского храма, есть храмовая из упраздненной Ильинской церкви. Икона Трех Святителей Московских: Петра, Алексия и Ионы.

    На деньги, пожертвованные Московским купцом Алексеем Дмитриевичем Расторгуевым в количестве 300 рублей устроен крест на колокольню и куплено луженое железо на крышу колокольни. Кроме того, купцом же Расторгуевым пожертвовано 60 пудов связного железа.

    На устройство шатра на колокольне, дерева пожертвованы были Беззубовской волости д. Беззубовской крестьянином Семеном Петровым Патрешевым, д. Федоровской крестьянином Трифоном Ефремовым и д. Демиховой крестьянином Алексеем Семеновым. Доски для устройства подмостей, в количестве 600 штук, отпущены были без ограничения срока платежа Покровским купцом Иваном Филипповым Костинским, лес же на подмостки был пожертвован прихожанами-крестьянами всех селений, с прихожанами Параскевиевского прихода, крестьянами деревень: Юркина, Большого и Малого Кишнева и Севастьянова. Великая помощь при этой постройке была оказана здешними прихожанами в доставке всех материалов, как-то: белого камня, песку, извести и особенно кирпича, так как доставка этих материалов и по количеству и по расстоянию представляла много труда и расходов. Материалы возили из Павловского Посада расстоянием около десяти верст и от дрездненской станции Нижегородской железной дороги - около 7 верст.

    В 1882 г. прежний колокол в 116 пудов перелит на новый в 323 пуда.

    Приходская летопись за 1893 г.: «Июля месяца 10-го дня сего года посетил не только здешний храм, но и некоторые селения прихода как-то: Ефимово и Теренино Преосвященнейший Тихон Епископ Можайский, который обращался не только в храм, но и в селения со словом назидания к предстоящим, что особенно было утешительно для прихожан и оставил в сердцах их умилительные воспоминания о Преосвященнейшем Владыке как добром Архипастыре. В том же месяце была обносима в приходе икона Иерусалимской Божией Матери из города Бронниц.

    В октябре месяце был обносимы в приходе иконы Тихвинская Божией Матери и преподобного Стефана Махрищского из Махрищской пустыни, Александровского уезда, Владимирской губернии.

    Священник Тихон Александров. Диакон Михаил Лебедев. Псаломщик Александр Соколов. Смотрено декабря 7 дня 1893 г. благочинный протоиерей Павел Доброкпонский.

    В 1895 г. крестьянином Теренинской волости, д. Ефимовой Иоакимом Ивановым Чуварзиным и крестьянкой д. Бельковой той же волости, Ириной Евсевиевой Родиной вновь сделана и позлащена риза на икону Трех Святителей Московских: Петра, Алексия и Ионы и сделана с одного угла этой иконы серебряная, позлащенная риза на икону Усекновение главы Иоанна Предтечи, а также подсвечник медный посеребрянный и серебряная, вызолоченная лампа. Ими же устроен иконостас на сию икону.

    Существующая до сего времени в д. Логиновой школа грамоты 26 октября сего года преобразована в церковно-приходскую школу. Учительницей назначена Анна Николаевна Гараздина, а законоучителем диакон Иоанн Алексеевич Троицкий. Священик Алексей Виноградов. Диакон Иоанн Троицкий.

    1923 г. Народ стал оправляться от голода, государственная жизнь понемногу налаживается. Антирелигиозная пропаганда ведется с особою настойчивостью. Церковь подавлена и молчит и со скорбию смотрит на безумия человеческие. В сем году, к великому прискорбию верующих, правящая церковь разделилась на два враждующих лагеря - на обновленцев и «тихоновцев».

    В ночь на 3 октября злоумышленники, выпилив входную дверь, проникли в храм и похитили следующее: дарохранительницу, крест напрестольный и ризы с икон - Св. Николая, Воскресения Христова и иконы Божия Матери Ахтырской - все вещи серебряные

    До закрытия монастыря Гуслицкого Спасо-Преображенского монастыря (г. Куровское Орехово-Зуевского района) в нем пребывали преподобномученики игумен Иоасаф (Крымзин) и иеромонах Петр (Мамонтов).

    Церковь восстанавливается. Построены в 2000-2002 гг. по проекту архитектора Андрея Казначеева ограда со святыми вратами, крестильный храм преподобного Серафима Саровского, часовня иконы Божией Матери "Живоносный Источник", дом причта, хозяйственные корпуса. А напротив храма - церковный детский лагерь «Никита». Неподалеку от храма, над святым источником, который забил на месте обретения чудотворной иконы Великомученика Никиты, была установлена сень.

    Соседняя с Логиновым очень большая д. Данилово была населена как православными, так и раскольниками. В Данилово была каменная православная часовня, сломанная в советское время, и деревянный Никольский и Казанской иконы Божией Матери старообрядческий храм, уничтоженный в 1930-х гг. Данилово входило в земельное владение помещиков Никольского, Загарья тож. Уже в 1794 г. д. Данилово была населенней всех окрестных деревень и сел, тогда в ней было 44 двора с населением 381 человек. В 1876 г. в Данилово было 21 заведение по обработке металлов (в основном бронзы - литьё и последующая обработка) со 160 работниками, выпускавшими товара на 81 050 руб. в год.

    Стремянниково тоже принадлежало к приходу Никитской церкви в Бывалино. В Стремянниково сохранилась каменная часовня, построенная в конце XIX - начале XX в. Эта дерев ня известна по писцовым книгам конца XVI в.

    Конец ознакомительного фрагмента.

    В начало ,


    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос