Бородино, Смоленская церковь

Дата публикации или обновления 19.04.2021

Храмы Московской области

  • К оглавлению - Подробные истории храмов Московской области.
  • Создано с использованием книг протоиерея Олега Пэнежко.
  • Церковь Смоленской иконы Пресвятой Богородицы (Рождества Христова)

    Село Бородино.

    В начале XVII в. в Колоцком стане Можайского уезда на церковной земле на р. Вейне находился Воздвиженский погост, здесь стояла приходская церковь Воздвижения Честного Креста Господня с приделом Николая Чудотворца, сожженная в 1612 г. литовцами. Около этого погоста расположено было сельцо Бородино, принадлежавшее Коноплевым. Коноплёвы - старые можайские дворяне, в документах их фамилия встречается в конце XVI в.

    В 1626 г. в вотчине за Богданом Васильевичем Коноплёвым - полсельца Бородина, и другая половина за его двоюродным братом Дмитрием Михайловичем Коноплевым. Сельцо им дал Федор Васильевич Коноплев, можайский городовой дворянин, в обмен на вклад, данный его братом Богданом при пострижении Фёдора, во иноках Федосея, в Пафнутьев монастырь. Богдан Васильевич Коноплев на своей половине сельца имел господский двор и 4 двора крестьян. Такое же число крестьянских дворов было и на половине Дмитрия Михайловича.

    В 1666 г. полсельца Бородина принадлежало Тимофею Петровичу Савелову, «что дал ему в приданное тесть его Дмитрий Анофриев Коноплев», как сказано в документах того времени. В этот год Тимофей Петрович взял в жены дочь Дмитрия Коноплева, Евфимию. Тимофей Петрович служил в рейтарах в полку Змеева, в 1659 г. под Конотопом ранен в ноги.

    В 1671 г. Тимофей Петрович Савелов в отряде князя Юрия Алексеевича Долгорукого, участвовал в подавлении разинского бунта, в 1672 г. он - полковник рейтарского строя, в 1675 г. воевода в Суздале, в 1677-1679 гг. патриарший боярин. Дело в том, что Тимофей Петрович Савелов - родной брат Патриарха Иоакима (в миру Иван Петрович Савелов).

    В 1678 г. он - думный дворянин, в 1683 г. участвовал, как придворный, в Троицком походе, а в 1684 г. - уже как воин в Чигиринском, оборонял город оттурков и их союзников. Тимофей Петрович Савелов умер 15 марта 1699 г., похоронен в Лужецком монастыре. Если одну половину сельца Бородина Тимофей Петрович получил в приданое от тестя Дмитрия Онуфриевича Коноплева, то другую половину приобрел в 1672 г. у Онуфрия Михайловича Коноплева. Землей Воздвиженской церкви в 1676 г. владел, на правах арендатора, тот же Тимофей Петрович Савелов.

    В 1698 г. он подал прошение о строительстве церкви Рождества Христова с приделом Преподобного Сергия Радонежского (нижняя церковь). Сын его и наследник, стольник Петр Тимофеевич Савелов, достроил в сельце Бородине каменную двухэтажную церковь Рождества Христова с приделом (внизу) Преподобного Сергия. К этой церкви была приписана земля сгоревшей Воздвиженской церкви в количестве 31 десятины. Церковь освящена в 1701 г. Священником церкви с. Бородино в это время был Семен Яковлев. Он и получил в феврале 1701 г., к освящению церкви, антиминс. Село было во владении окольничего Петра Тимофеевича Савелова (1672-1737).

    С 1701 по 1704 г. Петр Тимофеевич - воевода в Можайске, адъютант фельдмаршала Б.П. Шереметева, 1718 г. П.Т. Савелов - член суда над царевичем Алексеем.

    Николай Петрович Савелов умер в 1808 г. и похоронен в Лужецком монастыре.

    Губернские города при Щербинине значительно украсились: в Воронеже выстроены были каменные, красивой архитектуры, городская школа, почтовый дом, приют общественного призрения, соляной магазин и большая линия лавок. В Харькове сооружены были: губернское правление, городская полиция, хлебные магазины, дома для дворянского собрания и для воспитательного отделения.

    В 1812 г. церковь с. Бородино пострадала: в ней сожжены иконостасы, глава храма пробита пушечным ядром (пробитый ядром лист железа церковной главы хранился в церкви). С колокольни храма перед боем наблюдали за французским лагерем, а русские, думая, что сюда забрался сам Наполеон, стреляли в своих же. Впоследствии, по приказанию императора Николая Павловича, места пробоин были обозначены черной краской.

    Когда неприятель был выгнан из России, то, по преданию, местные прихожане, возвратившись из лесов, где скрывались, прожили зиму в церкви.

    С ноября 1812 по май 1813 г. принимались энергичные меры по захоронению погибших. На Бородинском поле было погребено около 50 000 трупов погибших воинов и 36 000 - лошадей. Хоронили в овинных ямах сгоревших деревень - Шевардина, Утицы, Семеновской, погребали во рвах укреплений.

    Благочинный просил дать иконостас из разграбленных неприятелем Церквей Москвы для храма с. Бородино. Преосвященный Августин (управлявший Московской епархией) 14 июня 1816 г. велел отдать иконостас из Спасской церкви в Копье; богослужебные книги - из Спасской же церкви, из Воскресенской, что у Кузнецкого моста и из Сергиевской в Крапивках; храмовый образ Преподобного Сергия в серебряной ризе - из Сергиевской в Крапивках; паникадила, лампады и два медных подсвечника - из Спасской на Копье, одежды на престол и жертвенник - из церкви Святого Григория Богослова на Дмитровке.

    В церкви с. Бородино ее усердием был восстановлен нижний храм во имя Сергия Радонежского. Нижняя церковь Преподобного Сергия возобновлена в 1816 г., в нее возвратились из Лужецкого монастыря сохранявшиеся там с 1812 г. церковные вещи. Наиболее ценная церковная утварь и антиминс Бородинского храма были сохранены (зарыты в сундуке в землю) священником Иоанном Иоанновым (ум. 1813).

    В 1837 г., по распоряжению митрополита Филарета, был доставлен и установлен в верхней церкви древний пятиярусный иконостас конца XVII в. из Преображенской церкви Московского Алексеевского монастыря, занимавшего то место, где ныне сооружен храм Христа Спасителя.

    Так как Бородинская церковь оказалась слишком тесной для помещения в ней присланного иконостаса, то его пришлось убавить и часть икон разместить в алтаре и по стенам церкви и трапезной. Наиболее замечательными иконами из этого иконостаса были: икона Пресвятой Троицы, за подмен которой старообрядцы предлагали покойному бородинскому священнику о. Глебу Смирнову 12 000 руб., и икона Божией Матери Смоленская, украшенная драгоценным убрусом, унизанным жемчугом стоимостью более 1500 руб. Затем весьма интересна находившаяся на западной стене церкви, на месте заложенной двери на хоры, икона Св. Иоанна Предтечи, изображенного в короне. Некоторые объясняют это тем, что икона более древнего происхождения, времени Иоанна Грозного, тезоименитого Св. Иоанну Предтече, перенесшего после пожара Москвы в 1547 г. Алексеевский монастырь на то место, где он находился до 1837 г., но это сомнительно, так как по характеру письма этой иконы можно сказать почти уверенно, что она написана одновременно с прочими иконами иконостаса, из которого она была выделена за теснотой помещения.

    В 1837 г. Спасо-Бородинский монастырь посетил цесаревич Александр Николаевич. После панихиды он положил камень в основание памятника на батарее Раевского, вернулся в Бородино и пожаловал в церковь села 500 руб. ассигнациями.

    С 1839 г., по освящении Бородинского памятника, установлен местный крестный ход к сему памятнику ежегодно, в 26 день августа из сельской Бородинской церкви.

    По выбору цесаревича, верхний храм был освящен 22 июля 1839 г. митрополитом Филаретом, в честь Смоленской иконы Пресвятой Богородицы, причем его высочеством наследником, цесаревичем были пожертвованы в храм священные сосуды, а 24 июля того же года была передана в Бородинскую церковь икона Божией Матери Смоленская, принадлежавшая прежде герою 1812 г. генералу от инфантерии князю П.И. Багратиону и сопровождавшая его во всех его походах. Икона эта небольшая, вделана в другую большую и помещена была сначала в киот на восточной стене алтаря верхней церкви; позднее была положена на аналое в самой церкви, чтобы сделать ее доступной для богомольцев. Как известно, князь П.И. Багратион был смертельно ранен в Бородинском бою и скончался 12 сентября 1812 г. в с. Сима Юрьевского уезда, Владимирской губернии, где и был первоначально погребен.

    В 1839 г. по высочайшему повелению останки этого незабвенного героя 1812 г. были торжественно перевезены на Бородинское поле и погребены 24 июля у подножия Бородинского памятника.

    После 1839 г. Бородинская церковь неоднократно получала ценные дары от своих высоких покровителей, а именно, в 1842 г. серебряный вызолоченный запрестольный крест XIII в. с финифтяными изображениями Богоматери и двух мироносиц, украшенный 38 шариками из горного хрусталя. Крест этот, несомненно, западного происхождения, о чем свидетельствуют пригвождение ног Христа одним гвоздем и изображение агнца на задней стороне его. По преданию крест этот, подаренный наследнику цесаревичу Иерусалимским патриархом, был в крестовых походах.

    В 1838 г. по проекту архитектора В.Б. Мейера в имении начались новые постройки и перестройка бывшего господского дома. Во дворце были размещены многочисленные реликвии 1812 г. Кроме того, ввиду ожидавшегося в 1839 г. приезда императорской фамилии (с многочисленной свитой и приглашенными гостями) на открытие Бородинского памятника, назначенное на 26 августа 1839 г., было приступлено к возведению разных временных построек для помещения высочайше приглашенных на торжество гостей (3 кавалерских дома) и особой обширной ротонды -столовой, где император Николай I давал обед всем своим гостям и начальникам, участвовавшим в параде и на маневрах войск. Тогда же пред дворцом был разбит сад в голландском вкусе.

    В 1861-1862 гг. был произведен необходимый неотложный ремонт всех вышеуказанных построек, а затем, спустя четыре года, - в феврале 1866 г. последовало высочайшее повеление о капитальном ремонте Бородинского дворца, с постройкой новых хозяйственных строений; кроме того, повелено было расширить парк, устроенный в 1839 г. Около того же времени (1867-1869) известная тогда Санкт-Петербургская столярная мастерская Фельдмана произвела во дворце и кавалерских корпусах исправление всей старинной мебели красного дерева с перебивкой ее новой материей, а для четырех комнат: кабинета государя императора, спальни и 2-х уборных их императорских величеств сделала новую ореховую мебель. Мебель для гостиной, также орехового дерева, была прислана в 1870 г. частью из Тверского дворца, а частью куплена в Санкт-Петербурге. При последующих ремонтах было прилагаемо старание не изменять, по возможности, стиля отделки и меблировки дворца, который не имел обычной дворцовой роскоши и представлял собой хороший помещичий дом прежнего времени, уютный, с низенькими веселыми комнатами верхнего этажа, обставленный весь старинной мебелью.

    В 1861 г. в храме с. Бородино был император Александр II с императрицей Марией Александровной.

    В 1898 г. храм посетил будущий священномученик митрополит Московский Владимир (Богоявленский).

    В 1892 г. в Бородинском дворце останавливались великий князь Сергей Александрович с супругой Елизаветой Феодоровной.

    Но в 1950-е гг. храм подвергся значительным разрушениям. «Еще перед войной в нем находились станки цеха местной промышленности, для крепления которых были изуродованы стены нижнего яруса. После войны и в начале 1950-х гг. уничтожение храмов на Бородинском поле приняло целенаправленный характер. Осуществлял его председатель бородинского колхоза Епифан Гаврилович Яковин. Им были стерты с лица земли два исторических храма на окраинах Бородинского поля - Успения Божией Матери в с. Криушине, на востоке, и иконы Божией Матери «Знамение» в с. Ельня, на юге нынешней территории заповедника. Из стен верхнего храма в Бородине при Яковине добывался кирпич, верхний храм был разобран наполовину, а колокольня была уничтожена полностью.

    Наконец, в 1989 г., после почти шестидесяти лет запустения, было совершено первое Богослужение в нижнем Сергиевском храме. Храм был передан Московской епархии по инициативе Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника.

    Конец ознакомительного фрагмента.

    В начало ,


    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос