Ленинский район

Дата публикации или обновления 04.11.2015
  • Храмы Ленинского района Московской области.
  • Ленинский район Московской области

    Родина - это духовная реальность. Чтобы найти её и узнать, человеку нужна личная духовность. Родина есть только у того, кто её любит. Любовь же есть дело добровольного духовного самоопределения, внутренней духовной свободы (заставить любить нельзя). Истинному патриотизму свойственна не простая приверженность к красотам родной земли и архитектурным памятникам, но любовь к духу, который проступает в них, который их создал, выработал, наложил на них свою печать.

    Сколько ни изучаешь старые храмы, никогда не почувствуешь усталости и пресыщенности. В них нет однообразия, нет повторений. Они - память о том, что были в России времена, когда жили ярко и чувствовали так разнообразно, так многосторонне.

    О месте храма в душе русского человека хорошо написал православный педагог С.А. Рачинский: «Церкви - единственные здания, говорящие нам о прошлом и обещающие уцелеть в будущем (написано во 2-й половине XIX в.), носящие на себе печать прочности и стремления к красоте. В изобилии около них растет красная верба, дерево в северной России не дикорастущее, но издавна разводимое для употребления церковного, ради темно-багрового лака его ветвей и крупных, серебристых сережек. По мере приближения к церкви учащаются деревни, радующие взор высокими купами вековых лип и берез.

    И эта внешняя красота - лишь символ красоты внутренней. Господствующее положение дома Божия над жилищами человеческими говорит нам о великой собирательной силе, объединяющей разбросанное по безмерным пространствам население. Его прочность и стройность и блеск его крестов, и приветная белизна его высокой колокольни среди серой бедноты, его окружающей, гласят о первенстве потребностей духа над нуждами житейскими.

    Зовущий голос его колоколов - голос иного, лучшего мира... Русский народ - народ глубоко верующий, и первая из его практических потребностей, наряду с удовлетворением нужд телесных, есть общение с Богом. Эта потребность, источник и условие всякого человеческого искусства, прежде всего должна быть удовлетворена, прежде всего ему нужна церковь, достойная своего высокого назначения, и школа, раскрывающая перед ним сокровища церкви... Следует вспомнить, что наши приходы сложились веками в силу географических условий и духовных нужд населения, что их вековое существование установило между входящими в их состав деревнями преемственную и нравственную связь, поддерживаемую общением в молитве, в заботах о благолепии храма, обычаем родственных союзов, что, наконец, приход есть единственная у нас мелкая единица всесословная, включающая в себя людей всех степеней богатства и образования».

    Ленинский район был составлен из земель Московского, Звенигородского и Подольского уездов, в которых располагалось наибольшее количество «подмосковных», то есть усадеб, начиная с царских (Остров, Царицыно, Булатниково) и принадлежавших первым сановникам государства: Знаменское-Садки, Валуево, Суханово, Богородское, Остров (когда-то им владел А.Г. Орлов-Чесменский), Горки. Парки усадеб переходили один в другой: Коньково-Троицкое, Узкое, Ясенево, Знаменское, Троицкое-Измайлово, Булатниково, Суханово, Тарычево, Таболово и т.д. Со временем усадебные церкви превратились в приходские.

    Часть района в недавнем прошлом вошла в черту Москвы, это земли, на которых стоят церковь Благовещения с. Федосьино (старинная вотчина Вознесенского монастыря в Московском Кремле), усадьба Лукино у станции Переделкино, древний Пятницкий погост у с. Киова (Качалово), церковь Рождества Христова с. Чернево. Страшные следы оставил террор 1930-1950-х гг. - рвы, наполненные телами расстрелянных на Бутовском полигоне.

    На 24-м километре Калужского шоссе - другая зона смерти: на даче наркома НКВД Ягоды, на спецобъекте "Коммунарка" в 1937-1938 гг. расстреляны до 14000 человек. В 1984 г. на землях района и землях, отошедших к Москве, богослужения совершались только в трёх храмах, остальные были разорены и многие разрушены. В советское время полностью уничтожены храмы: Покровский в с. Валуево, Тихвинский в с. Саларьево, Никольский в с. Изварино, Рождества Богородицы в с. Суханово, Скорбященский при д. Яковлево, Покровский в Горках, Рождества Богородицы в с. Яковлево, Рождества Богородицы в с. Булатниково, Троицкий с. Воскресенского, Георгиевская с. Переделец, Знаменский с. Знаменское-Садки.

    В конце 1980-хх и в 1990-х гг. началось возрождение церковной жизни на землях Ленинского района. Восстанавливаются старые и строятся новые храмы (Покрова Пресвятой Богородицы на 34-м километре Калужского шоссе, Митрополита Иннокентия Московского на кладбище в Ракитках (на 14-м километре Калужского шоссе), Великомученика Георгия в Мамоново и другие. В 1994 г. из родственников тех, кто расстрелян на Бутовском полигоне, составилась церковная община. В 1995 г. западная часть полигона, где находятся основные захоронения, передана Русской Православной Церкви, и осенью 1995 г. возведён храм во имя Святых Новомучеников и Исповедников Российских, строится храм во имя Святых Новомучеников и Исповедников Российских (подворье Екатерининского монастыря) на территории спецобъекта «Коммунарка». 25 января 1995 г. в пос. Московском открыт храм в честь новомученика Святителя Тихона Патриарха Московского и всея Руси, построенный по просьбе верующих главой местной администрации.

    10 июля 1999 г. совершена хиротония архимандрита Тихона (Недосекина) во епископа Видновского, викария Московской епархии.


    Источник материала: книга «Храмы г. Видное и окрестностей». Протоиерей Олег Пэнэжко, г. Ликино-Дулево, 2002 г. См. Книги протоиерея Олега Пэнежко.

    В начало

    336x280
    Православный интернет-магазин
     
    Rambler's Top100