Резная икона Богородицы

Дата публикации или обновления 04.11.2021

Храмы Московской области

Церковь апостола Иоанна Богослова в Коломне

Резная икона Богородицы

Ивановские ворота располагались на участке, имеющем ключевое значение — в юго-западной части огромной торговой площади, на пересечении двух дорог: Владимирской и Астраханской.

Приближаясь к стенам цитадели с этой стороны, прохожий, осенив себя крестным знамением, обращался к воротам кремля. И очам его представало дивное видение: алая стена, зубчатые островерхие башни, венцы Божиих церквей...

24 коломенских престола, словно мистическое число престолов Апокалипсиса, незримою силой стягивались к главному — соборному Успенскому. И, вглядываясь в образ Коломны молитвенным зрением, православный человек видел не только дерево и камень построек. Сквозь клети посадских церквей, сквозь алую плоть крепости и белый камень кремлёвских святынь — проступал Небесный Иерусалим, свидетелем которого был Иоанн Богослов...

Вот и сам апостол — на иконе, осеняющей врата...

Сохранилось изображение Ивановской башни, сделанное архитектором М.Ф. Казаковым 10 января 1778 года. Однако по этому рисунку трудно определить иконографию надвратного образа. Пожалуй, это всё же не каменная икона Богородицы и апостола, а иконописное изображение Иоанна Богослова, диктующего Евангелие. Хотелось бы думать, что и этот образ был белокаменным. Но, к сожалению, никаких следов его не сохранилось.

Теперь скажем о резной иконе Богородицы, которая составляла, по-видимому, единый молитвенный комплекс с храмом апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Сохранилась фотография, которая может дать некоторое представление о том, как прежде выглядела икона.

Присмотримся к ней... Она необычна. Здесь изображён не столько сам апостол, сколько его предстояние пред ликом Пречистой Девы.

Коломна, Плащаница с образом Божией Матери. Храм апостола Иоанна Богослова. Резная икона XVI в. Современный вид.
Резная икона XVI в. Современный вид.

Любимый ученик Христа, юный Иоанн, видел Учителя в расцвете сил, но никак не Младенцем. После крестной смерти Спасителя он покоил старость Его Матери. А здесь, на иконе, мы видим Деву с Младенцем на руках и стоящего перед Ней старца Иоанна. Значит, это не реальная картина земной жизни, ото — молитвенное видение апостола, которым написаны самые таинственные книги Нового Завета. И книга, которую он прижимает к себе — это, несомненно, Апокалипсис.

Если смотреть на священный образ глазами неверующего человека, то может сбить с толку сходство иконы с западным каноном Святого Семейства. При этом незаметной окажется духовная мощь древней святыни и её ошеломляющая уникальность и новизна.

Западные мастера или их русские ученики могли, конечно, иметь в виду некую традиционную композицию. Но как здесь не похож старец Иоанн на благочестивого Иосифа! Старец вглядывается не в лики Богородицы и Младенца, а как бы внутрь себя. Он предстоит Богородице, но видит Её не внешним взором, а очами души.

Как поразительно и неожиданно сочетается всё это! Прекрасная высокая башня, отводная «стрельня», выдвинутая вперёд и прикрывающая основной корпус, выше — два боевых яруса с зубцами, а над ними — изящная восьмигранная вышка. Здесь же, наверху, — «пушка сороковая на собаке» (на замке), обитые железными полосами полотнища ворот, опускные решётки-катаракты, и тут же «в городе» — храм. И в честь него — каменная икона как раз над аркой выездных врат, в глубоком киоте — старец, созерцающий «в духе» — Царицу Небесную. Удивительный образ, посвященный, прежде всего, Богородице, а уж потом — евангелисту Иоанну.

Так и царили веками над всей жизнью Коломны: молитвенное молчание старца, суровое величие Богомладенца и сдержанное спокойствие Матери...

Далее: Древний деревянный храм

В начало



Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос