Филаретовская эпоха

Дата публикации или обновления 04.11.2021

Храмы Московской области

Церковь апостола Иоанна Богослова в Коломне

Филаретовская эпоха

К сожалению, жизнь прихода не всегда была идеальной. В 1770 году настоятель Иоанновской церкви, отец Иаков Тимофеев, оказался замешан в неприглядной истории. Священник Иаков отличался строптивым характером. До времени его причуды терпели. Но когда он написал ложный донос на дьячка собственной церкви, Степана Прокопьева, человека порядочного и честного, терпение священноначалия истощилось. Иаков Тимофеев обвинял дьячка Степана в... колдовстве. Коломенский владыка Феодосии (Михайловский) назначил следствие. Выяснилось, что священник хотел убрать неугодного церковнослужителя из корыстных побуждений.

Кара была суровой. Иерея Иакова, за недостойное поведение, извергли из сана и отправили на поселение.

Для оздоровления приходской жизни требовалась строгая священническая семья с крепкой православной верой и молитвенным настроем. В селе Кормовом Тульской губернии, которая входила тогда в Коломенскую епархию, служил священником Феодор Игнатьевич Дроздов, человек аскетического склада и твёрдой православной веры.

У него было два сына. Михаил, отец святителя Филарета, стал священником храма Троицы на Репне, а затем протоиереем Успенского собора. А Иоанн, его брат и родной дядя святителя, был определён к храму апостола Иоанна. Эта церковь показана на известном казаковском плане Коломны 1778 года.

Братья служили совсем недалеко друг от друга. Троицкая церковь располагается минутах в пяти ходьбы — в соседней Ямской слободе.

Прилежное служение отца Иоанна способствовало укреплению прихода и благоукрашению храма.

Ему наследовал сын, Симеон Иванович, который принял родительский приход в 1797 году. Это был двоюродный брат будущего святителя. И отрок Василий Дроздов, конечно, не раз заходил в церковь, с которой был связан крепкими родственными узами.

В настоятельство отца Симеона продолжается обустройство храма. В это же время меняется и храмовое окружение.

С запада от церкви, через Астраханскую улицу, находилась старинная заброшенная усадьба, некогда роскошный дом с каменным низом и деревянным верхом. Строения пришли в упадок после пожара. Но в конце XVIII века усадьбу приобрёл запрудский купец Иван Иванович Ложечников. Всё было переделано в духе классицизма. Второй этаж дома отстроили в камне; появились два флигеля, красивая ограда, фруктовый сад.

Здесь прошли детские годы Ивана Ивановича Лажечникова (знаменитый литератор, создатель русского исторического романа придал своей фамилии более изящное звучание). Вообще-то семья писателя состояла в приходе Бориса и Глеба в Запрудной слободе (там И.И. Лажечников и был крещён в 1790 году). Но, конечно же, юный коломенец не мог оставаться равнодушным к храму, который он видел каждый день из окна отчего дома и который был близок ему по имени.

Удивительно, как плотно переплетается в этом месте церковная, литературная и художественная история! Позднее И.И. Лажечников напишет, что гордится Коломной, ибо в ней родился его знаменитый земляк — митрополит Московский и Коломенский Филарет. И как трогательно вспоминать, что детство и юность обоих проходили в этом месте!

Василий Дроздов, воспитанник Коломенской семинарии, каждый день пробегал здесь, когда отправлялся из родительского дома в Ямской слободе в кремль, где на Архиерейском подворье находилась тогда духовная школа.

«Я помню старые Ивановские ворота и узкий пролаз в стене (с южной стороны), — с умилением вспоминал святитель в одном из своих поздних писем. — В детстве, учась в коломенской семинарии, я не мог равнодушно пройти мимо этой стены и, если никто не следит за мной... непременно через этот пролаз».

Величественные руины Ивановских ворот были зарисованы М.Ф. Казаковым в 1778 году. Именно эту картину видели будущий владыка Филарет и будущий знаменитый писатель И.И. Лажечников... Степенные барыни, идущие за покупками, мужики в овчинных тулупах, возчик сена, хлопочущий у своих стогов, оборванцы, коновязь, лавки и обывательские дома...

К сожалению, до нас не дошло изображение внешнего облика тогдашнего Богословского храма. Но вряд ли он сильно отличался от других приходских церквей эпохи пышного барокко.

Но уже надвигалась пора, когда пришлось измениться не только церкви Иоанна Богослова, но и всей округе. Под барабанную дробь и пушечную пальбу вступал в свои права XIX век. Незадолго перед великими событиями отец Симеон с прихожанами задумал расширить трапезную. В 1811 году учреждается престол в честь знаменитой иконы Богоматери «Всех скорбящих Радость». Позднее обновится и придел Иоанна Воина. Но это строительство было прервано внезапными и устрашающими событиями. К границам России приближался Наполеон.

Осень 1812 года сковала Коломну ужасом. Толпы беженцев, караваны раненых, госпитали, развёрнутые в здешних домах, и тревожные известия о приближении противника исполнили трепетом сердца мирных граждан. Все, кто мог, бежали в соседнюю Рязань, остальным оставалось лишь ждать и молиться.

Страшнее любых рассказов и даже свидетельств очевидцев был московский пожар... Его жуткое зарево просматривалось на много вёрст. И едва только наступала ночь, люди с ужасом видели багровый свет на западе — за руинами Коломенского кремля и высокими зубцами Ивановских ворот.

Именно в эти дни юный Иван Лажечников бежал из родительского дома на войну с французами. Ночью он спустился с балкона по ветвям могучей ели, перемахнул через ограду и бросился в сторону Ивановских ворот, к Брусенскому монастырю, на квартиру ветерана-офицера, который обещал ему помочь попасть в действующую армию. Путь юноши пролегал через Житную площадь, и стены храма Иоанна Богослова стали свидетелями этого героического порыва.

Прошло несколько месяцев.

Гонимые гневом Божиим, наполеоновские полчища сгинули в полях России, и лишь малая часть их вырвалась, избегнув немедленного уничтожения. Чудесная и ошеломляющая победа породила необыкновенный патриотический подъём. По всей России воздвигаются памятники Отечественной войны. И в нашем городе есть такой официальный памятник победы — Покровская церковь.

Но сохранилось предание, что грандиозная перестройка ансамбля церкви Иоанна Богослова в первой половине XIX века тоже была предпринята ради увековечения побед русского оружия в 1812 — 1814 гг. Освящение обновлённого придела Иоанна Воина (1814), воспринималось, вне всякого сомнения, как молитвенное поминовение русских воинов 1812 года.

Однако перед тем как начать повествование о многолетнем строительстве, нужно сказать несколько слов о судьбе Ивановских ворот, славного свидетельства коломенской древности.

Далее: Разрушение башни

В начало



Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос