Церковь каменная

Дата публикации или обновления 04.11.2021

Храмы Московской области

Храм Архангела Михаила в Коломне

  • Михаило-Архангельская церковь в Коломне в разделе Храмы Московской области.
  • Рассказ о поездке в г.Коломну в 2009 году.
  • Рассказ о поездке в г.Коломну в 2011 году.
  • Церковь каменная

    В середине XVII столетия в богатой Архангельской слободе имели по несколько домов почтенные семейства Капустиных, Тулиновых, Миляевых, Гусевых, Лешевых, Скачковых, Постниковых, Хлебниковых. Имели дворы и менее родовитые граждане: Тепляевы, Подошевниковы, Ильины, Поздняковы, Ширякины, Чумичовы, Машёнкины, Колесниковы, Чекавитовы. Любопытно, что потомки некоторых из этих фамилий и до сих пор живут в Коломне, многие из них оставили глубокий след в истории города. Миляевы и Колесниковы прославились церковной благотворительностью, Хлебниковы были известны своими книжными собраниями, из рода Машёнкиных происходит мать знаменитого писателя И.И. Лажечникова - Анна. па средства богатых прихожан и начинается каменное храмовое строительство. Его история — едва ли не самая причудливая и долгая в Коломне.

    В конце XVII века возводится первая кирпичная церковь Архангела Михаила, законченная в 1700 году. К сожалению, изображений этого здания не сохранилось. Но его внешний вид можно реконструировать по аналогам; вряд ли оно сильно отличалось от сходных по времени храма Богоявления в Гончарах или храма Троицы на Репне.

    Старая церковь Архангела Михаила представляла собой, скорее всего, вытянутый к небу четверик с двумя рядами окон, резными наличниками и порталами. Она венчалась двумя или тремя рядами кокошников, на которых покоилось каноническое пятиглавие. Но световой была только центральная глава; барабаны остальных главок делали декоративными — «глухими». Золочёные кресты были особенно пышными: их украшали тонкие сквозные узоры, полумесяцы-цаты, иногда над ними помещали короны. Шатровую звонницу ставили отдельно. Как правило, позднее колокольню соединяли с четвериком трапезной, но в Михайловской слободе вряд ли успели это сделать.

    Судьба деревянной Чудовской церкви неизвестна. Возможно, её разобрали при начале строительства каменного храма. Но вполне вероятно, что она ещё какое-то время стояла рядом с каменным зданием, и в ней совершали службы во время строительства и зимой, хотя сегодня об этом можно рассуждать лишь теоретически. Да и сама каменная церковь недолго простояла в своём первоначальном виде. В 1887 году священник Феодор Розов сделал интересную запись: «По народному преданию, эти церкви по ветхости разобраны, и в конце XVII века построена одна каменная, которая, вероятно, также по ветхости и тесноте разобрана и основана настоящая».

    Во второй половине XVIII века была выстроена трёхъярусная звонница. Тогда же, думается, и весь храм был перестроен в классическом стиле. На колокольню стоит обратить особое внимание.

    В ней три яруса. Наиболее суровый по облику, в котором расположен главный вход, скупо обработан сдвоенными дорическими пилястрами по углам. Зато верхние ярусы звона украшены стройными колоннами: по две справа и слева от арки. Таким образом, каждый угол звонницы укреплён пучком из четырёх колонн, и этот ритм повторяет красивый фриз. Выразительный силуэт венчается барабаном с главкой и строгим каноническим крестом. Это классицизм, но в нём ещё чувствуются сочные оттенки барокко. То, как выглядел в то время четверик, можно представить по аналогичному храму Троицы на Репне. Кирпичную резьбу должны были убрать, окна и арки входов — расширить. Кокошники наверняка срубили и скрыли под четырёхскатной кровлей; их следы могли остаться только в карнизе.

    Возможно, тогда же храм утратил пятиглавие и остался с единственной световой главой. Четверик соединили с колокольней небольшой трапезной с приделом Трёх святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

    В те годы храм был местом социальной памяти любого селения. И в храме Архангела Михаила г.Коломны имелись метрические книги, заведенные ещё в 1787 году. По этим фолиантам можно было проследить, как из века в век жили, сменяя друг друга, поколения обитателей Михайловской слободы... Не успело начаться следующее столетие, как богатые прихожане — коломенские купцы, сыновья Силы Колесникова: Роман, Авксентий и Иаков — решили переделать постройку. Трапезную расширили; в ней появился ещё один придел — Казанской иконы Божией Матери. Произошло это в 1806 году. Казанский образ сугубо почитался в Коломне, как, впрочем, и по всей Руси. Издавна эта святыня считалась защитницей наших границ. И то, что появление Казанского престола в храме небесного Архистратига Михаила совпало с периодом первой русско-французской войны, возможно, не было случайностью. Но отгремели военные грозы, могущество России возросло, и храмоздатели пожелали возвести постройку, которая не только увековечила бы их имена, но и воплотила в себе величие эпохи Александра I.

    В 1820 году начинается возведение совершенно нового летнего храма, гораздо более пространного и высокого, чем прежний. Это предприятие, которое должно было изменить облик не только Михайловской слободы, но и всего города, взяли на себя представители того же рода — Вавила и Василий Константиновы, сыновья Кондратия Константинова. Любопытно, что как раз около этого времени, точнее, в 1821 году, была составлена опись церковного имущества. Строители взялись за дело бойко, и вскоре основной объём уже был готов. Однако стройка вдруг остановилась самым неожиданным образом. То ли сказался просчёт в проекте, то ли фундаменты подвели, но верх почти готовой уже постройки, так называемый «трибун», рухнул. Вне всякого сомнения, этот случай оказался под особым контролем Московской консистории. Напомним, что Московскую кафедру как раз около этого времени возглавил митрополит Филарет (Дроздов). Владыка был очень щепетилен в вопросах такого рода, особенно когда дело касалось его малой родины — Коломны. Вполне возможно, что дело не ограничилось официальными бумагами. Известно, что правящий архиерей имел личную встречу с настоятелем храма или ктиторами. В то время в Москве был особо известен архитектор Фёдор Михайлович Шестаков (1787 — 1836). Этот мастер прославился своими церковными постройками в Москве, и его имя было хорошо известно митрополиту Филарету. Именно Ф.М. Шестаков сделал новый проект церкви Архангела Михаила, утверждённый владыкой Филаретом 4 июня 1823 года. Большой лист с изображением северного фасада храма и с автографом святителя до сих пор бережно хранится в фондах Коломенского краеведческого музея.

    Дело пошло споро, и всего за два года основные объёмы здания были завершены. Любопытно, что в этом же 1825 году Ф М. Шестакову было присвоено почётное звание академика архитектуры.

    Однако успешное «каменное строение» ещё не означало открытия храма. В ту эпоху богослужение начинали не раньше, чем церковь была «усовершенствована» образами и утварью, иконостасы и киоты вызолочены, стены расписаны. Характерно, что отделочные работы заняли гораздо большее время, чем собственно строительство. Лишь спустя восемь лет, в 1833 году, то есть через десятилетие после начала стройки, церковь освятили.

    В это время здешним настоятелем был священник Пётр Софрониев. И это имя заслуженно вошло в историю Коломны. Ему первому пришлось служить в самом, пожалуй, большом храме города.

    Всё поражает в этой постройке! От алтаря до входной двери — 40 м. Если же учитывать колокольню и переход от неё в трапезную, то нужно прибавить ещё 15 м. Таким образом, общая протяжённость здания по центральной оси насчитывает 55 м. Высота ротонды с крестом — 34 м, колокольня чуть ниже — 32 м.

    Но разве дело только в размерах?! Прежде всего, запоминается неповторимый архитектурный облик, летящий в небо воздушный силуэт, действительно похожий на парящего Архангела Михаила. Особенно прекрасен летний храм. Южный и северный входы обрамлены белокаменными четырёхколонными тосканскими портиками. Белым камнем сияют дорические фризы и фронтоны. А над ними вздымается, словно преодолев земное притяжение, ротонда. Между её огромными окнами — по две колонны. Эти 8 окон и 18 колонн придают постройке особую легкость, тем более что верхние колонны исполнены в коринфском ордере, более утончённом и нарядном. Капители обработаны пышной резной листвой. Декоративный барабан и главка с крестом ещё более изящны.

    Впечатление от великолепной архитектуры несколько скрадывалось тем, что церковь отделялась от Астраханской улицы жилой застройкой. Прихожане подумывали выкупить часть домов, чтобы открыть вид на храм со стороны моста через Коломенку, но тогда это оказалось неосуществимым.

    Внутренний вид храма был не менее прекрасен. Высокие своды, белокаменный пол, росписи, иконы, залитые светом из просторных окон и ротонды... Всё это превращало храм как бы в каменную икону, которая сама по себе звучала евангельской вестью. В плане церковь напоминала корабль — древний христианский символ спасения. В строении летнего храма отчётливо читался крест. По углам его вздымались пилоны, держащие своды здания. На них помещались изображения избранных святых — столпов Церкви Небесной. Выше, на «парусах» сводов парили четыре евангелиста. А над ними реяла светоносная ротонда. Её восемь окон вспыхивали лучами Вифлеемской звезды. И в куполе реял образ Неба, откуда вниз уходила цепь со сверкающим паникадилом. Эта вертикаль увлекала взор ввысь, и там, за куполом, она завершалась золотым крестом. Единственная глава, увенчанная знамением христианской веры, свидетельствовала о великом догмате Православия — Единстве Божества.

    И внешний, и внутренний облик храма создавал необычайную духовную глубину, одухотворял пространство, побуждал к молитве. Храм Архангела Михаила можно признать, пожалуй, самым выдающимся архитектурным произведением Коломны эпохи классицизма. С июля 1848 года в храме служил священник Феодор Розов. Он родился в Московской губернии в семье дьякона Иоанна Розова в 1818 году. По окончании Московской семинарии был определён священником к Успенскому собору Коломны, где прослужил шесть лет вплоть до назначения в храм Архангела Михаила. Был избран увещателем в Коломенском городническом правлении, с 1860 года — утверждён директором Комитета Коломенского попечительства о тюрьмах. Это было закономерно; рядом находилась местная тюрьма и при ней — часовня во имя святого Иоанна Воина, весьма чтимого в Коломне угодника Божия. Часовня состояла в ведении Коломенского отделения Попечительского комитета о тюрьмах, но духовное окормление заключённых совершалось клиром храма Архангела Михаила. Постройку возвели в первой половине XIX века. Ныне от неё осталась только фасадная стена с пилястрами и круглой нишей. Ко времени настоятельства священника Феодора Розова относится реконструкция храма. В начале 1860-х гг. производится поновление трапезной. Во время недавней реставрации в полу северного придела как раз под тем местом, где находился престол, нашли закладную плиту: «Лета 1867 января 15 дня освящён престол во имя Божией Матери Казанския при великом Государе Императоре Александре... и Священнейшего Правительствующего Синода». К сожалению, надпись пострадала от времени. Возможно, что дата может читаться как «1861». Показательно, что Казанский престол был утверждён именно в трапезной, а не в летней церкви. Больше ни в одном из приделов надписей найдено не было.

    За прохождение должности увещателя отец Феодор Розов был награждён набедренником. К 1865 году батюшка овдовел. У него было два сына: Николай и Александр. В это же время, с 1850 года, в храме служил дьякон Василий Глинков.

    Церковные ведомости свидетельствуют о хорошем состоянии храма Архангела Михаила. Характерно замечание, что церковь «утварью очень достаточна». По сравнению с другими коломенскими приходами духовенство здесь было многочисленнее. «Причта положено по штату издавна: священник, диакон, дьячёк и пономарь».

    Здание и причт поддерживались щедрыми пожертвованиями прихожан, в том числе и процентами с банковских билетов. Среди тех, кто делал вклады на храм, особо упомянуты коломенская почётная гражданка Варвара Иасоновна Константинова и коломенская мещанка Аграфена Гавриловна Муравлёва.

    Дома священно- и церковнослужителей, собственные, деревянные, на каменном фундаменте, располагались рядом, на церковной земле. С востока и севера церковь была окружена жилой застройкой. С западной и южной стороны храмовый участок ограничивался оградой из белокаменных опор, связанных коваными железными решётками. Эффектен был южный подъезд: два пилона с калитками, а между ними — кованые ворота.

    В приходе состояло 110 дворов, в которых жило около 900 человек обоего пола. Это был не самый многолюдный приход Коломны, но зато здесь было много состоятельных и почтенных людей. Достаточно сказать, что в 1870 году церковным старостой был городской голова С.И. Петров. Благотворительность состоятельных горожан имела большое значение в жизни Коломны. о книге протоиерея Олега Пэнэжко «Коломна и окрестности. Храмы Коломенского района» есть любопытная ссылка на документы из Центрального исторического архива Москвы. Там рассказывается об истории строительства церкви в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» при Коломенской тюрьме. Коломенская почётная гражданка Анна Иосифовна Упицына и её сын Константин Ермолаевич подали на имя епископа Дмитровского Леонида прошение: «Желая, по возможности, «действовать благой цели Правительства в улучшении участи заключенных, они возымели намерение устроить при Коломенской городской тюрьме, на собственный счёт, каменную церковь, сделав оную вплоть к середине лицевой стороны тюрьмы, с должным украшением её внутри, и снабдить необходимыми церковными принадлежностями, почему, предоставив составленные архитектором Мироновым два плана на эту церковь, просят о разрешении сооружения её под личным их наблюдением». Архитектор Иван Петрович Миронов (1830 — 1890) был с 1866 года сверхштатным техником строительного отделения Московского губернского правления.

    Владыка Леонид благословил строительство, но с достаточно сложной резолюцией. С одной стороны, преподаванием Слова Божия и отправления богослужений для арестантов был назначен священник Успенского Брусенского монастыря Алексий Лебедев (отец будущего новомученика, Григория, епископа Шлиссельбургского).

    В то же время было указано: «Церковь показывать при Михаило-Архангельской церкви, к которой в настоящее время Коломенская тюрьма принадлежит приходом».

    Церковь собирались пристроить к северному фасаду тюрьмы, на красивом берегу Коломенки. Храм планировался в так назывемом «русском» стиле; его измельчённые нарядные формы не должны были контрастировать с грозной мощью церкви Архангела Михаила. Но работы затянулись, и богослужения в церкви «Взыскания погибших», похоже, так и не начались.

    Далее: На рубеже веков.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос