Старые фотографии храма
Храмы Московской области
Храм Архангела Михаила в Коломне
Старые фотографии храма
Удивительное дело! В начале XX столетия было проведено подробное фотографирование интерьера храма. Эти снимки сохранились в семье прихожан — коломенских мещан Нестеровых. К сожалению, от убранства других коломенских церквей не сохранилось почти ничего. В большинстве случаев мы даже представить не можем, как выглядели коломенские святыни изнутри.
И лишь церковь Архангела Михаила г.Коломны мы можем увидеть в своем воображении. Старые снимки ведут нас в таинственное путешествие...
Величественный центральный иконостас сиял золочёной резьбой; колонны, карнизы и богатые навершия создавали выразительный рельеф, наполненный игрой света и тени. Царские врата были украшены парными образами Благовещения, выше и ниже их располагались по две иконы евангелистов.
На дьяконских дверях — изображения святых диаконов.
Справа и слева от Царских врат, по православной традиции, установили образа Спасителя и Богородицы в рост. Рядом с иконой Христа — храмовый образ Архангела Михаила. Второй ярус иконостаса — небольшие иконы праздников. Выше — большой деисусный чин. Святые в молитвенных позах обращены к центру. А в центре — Христос на троне, рядом с ним — Иоанн Предтеча и Богоматерь. Примечательно, что святые в деисусе помещены не на отдельных образах, а собраны по трое в одной иконе. Мерцание золотого фона делало фигуры особенно воздушными. Иконостас завершается пророческим чином.
Пророки, возвестившие о пришествии Спасителя, изображены по трое в круглых образах. В центре чина угадывается образ Божией Матери, а весь иконостас увенчан Крестом — главным символом Божественной Жертвы. Крест завершает и паникадило, парящее перед амвоном. Если отворялись Царские врата, то взорам молящихся открывался священный Престол, облачённый драгоценными тканями. За ним сверкающим огненным кустом распускался седмисвечник, а в глубине алтаря в киоте сиял образ Новозаветной Троицы.
Иконостас отделялся от храма особым возвышением — солеёй. По краю солеи шла бронзовая ограда; она прерывалась пред Царскими вратами. Здесь солея выдавалась к центру церкви полукруглым выступом — амвоном. Это был символ камня, отваленного от Гроба Спасителя. С этого места священник обращался к верующим, сюда выносили Чашу для причащения... Традиционно путь от Царских врат к амвону устилал ковёр. Во время службы перед иконами загорались лампадки из цветного стекла. А на солее возвышались четыре больших, изящно украшенных подсвечника.
Южный и северный приделы отделялись от центральной части храма рядами многофигурных икон. На правом столпе этот ряд завершался огромным образом Спасителя в киоте и чеканном окладе, на левом столпе находилось изображение Одигитрии.
Всё пространство летнего храма озарялось потоками света из высокой ротонды. На углах пилонов иконописцы изобразили святых в церковных облачениях, вверху осеняли храм фигуры евангелистов. Сама ротонда была расписана гризайлью (живописной имитацией рельефных украшений), в простенках меж окнами также читались изображения святых, а в лазури купола реяла Небесная Церковь. По центру у столпов крепились массивные металлические чеканные хоругви: справа — Архангел Михаил, слева — Казанская икона Богородицы. Иконостасы боковых приделов были значительно меньше по размеру, чем главный, но это лишь добавляло им изящества. Особенно эффектным казался выступ центральной части иконостаса с Царскими вратами. В пышном резном киоте пред северным столпом под богатой сенью находилась большая икона Серафима Саровского в рост, с восемью житийными клеймами по бокам. У южного придела в таком же киоте помещалась икона a href="../../veranadezdalyubov.html">Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, тоже с житийными клеймами.
Имелась в храме и старинная (скорее всего, XVIII века) икона Архангела Михаила с деяниями.
Если от северного придела Трёх святителей оглянуться назад, то можно было увидеть торжественную фреску: Проповедь Отрока Христа в Храме Иерусалимском. Сноп света ярко выделяет фигуру юного Спасителя, а вокруг него на фоне громадных стен Храма собрались книжники и старцы, слушающие Отрока: кто в глубокой задумчивости, кто со вниманием и даже изумлением. Напротив, в южной части, на этой же стене иконописцы нарисовали сцену, также связанную с новозаветной историей Храма. Здесь изображен Спаситель, изгоняющий торговцев. Христос стоит на пороге, правой руке Его — вервие, левой Он указует вовне. Рядом — опрокинутый стол; менялы и торговцы в страхе покидают внутренний двор храма. Выше под сводом — Даниил во рву львином.
Думается, что появление именно этих росписей — неслучайно. Оба сюжета посвящены храму и настраивают на благоговейное отношение к святыне.
Убранство трапезной было скромнее уже в силу того, что по высоте она значительно уступала летней церкви.
На зиму трапезная отделялась от основной части храма перегородкой из дерева и стекла.
Перед закрытыми дверями ставились два больших киота (один из них — с иконой Архистратига Михаила). Линии иконостасов более строги, резные украшения не так прихотливы. На Царских вратах сцена Благовещения помещена вверху, медальоны с евангелистами располагаются ниже. В иконостасе всего три чина: местный ряд, избранные праздники и деисус. На солее всего два подсвечника, металлическая ограда солеи значительно меньше центральной. По углам иконостасов перед солеёй — киоты с большими иконами. Голгофа — большая икона с Распятием и предстоящими Богоматерью и апостолом Иоанном, находилась у южного придела; здесь же установили канун — стол со множеством гнёзд для свечей и металлическим Распятием. Это было место поминовения; здесь многие десятилетия прихожане церкви Архангела Михаила г.Коломны молились об упокоении своих родных и близких... Своды зала поддерживали два столпа. На правом из них находился Нерукотворенный образ Спасителя, на левом, по всей вероятности, икона Архангела Михаила.
Западная стена трапезной была украшена росписью. В композиции южной части угадывается Нагорная проповедь, а в северной — Крещение Господне. Справа у входа находился клирос. И.А. Нестеров рассказывал, что именно здесь, у входа в храм, рядом с клиросом, любил молиться его отец, Александр Нестеров. Фотографии, собранные этой семьёй, сохранили драгоценные детали убранства родной церкви.
Далее: Трудные времена.