Чтимые иконы Орехово-Зуевского Богородицерождественского собора

Дата публикации или обновления 04.11.2021

Храмы Московской области

  • К оглавлению - Подробные истории храмов Московской области.
  • Создано с использованием книг протоиерея Олега Пэнежко.
  • Икона св. великомученика Пантелеймона и иные чтимые иконы Орехово-Зуевского Богородицерождественского собора

    Одной из главных святынь собора Рождества Пресвятой Богородицы г. Opeхово-Зуево является икона св. великомученика и целителя Пантелеймона, находящаяся в правом придела храма, также ocвященном в память этого древнего и почитаемого святого.

    Происходит этот образ со святой горы Афон; можно полагать, что ее появление ближе к концу XIX в. в строящемся храме с. Зуево было связано с изменением посвящения храмового придела: в указе Московской Духовной Консистории от 5 ноября 1871 года сказано: «Не образовывая из деревни Зуевой особого прихода, дозволить построить в оной деревне новую каменную церковь во имя Святителя Чудотворца Николая, с приделами Рождества и Покрова Пресвятыя Богородицы» (Центральный Исторический Архив Москвы, ф. 203, оп. 446, д. 14), а в начале XX века предполагавшийся Покровский придел был освящен уже в память св. великомученика Пантелеймона.

    Однако, что характерно, большая икона Покрова Пресвятой Богородицы находится недалеко от образа св. Пантелеймона, на южной стороне первого правого столпа. Можно полагать, что это и есть несостоявшийся главный «придельный» образ.

    Появление же образа вмч. Пантелеймона в храме ознаменовалось случаями чудесных исцелений по молитвам припадающих к Угоднику Божиему страждущих, на поклонение святыне прибывали паломники не только из самых разных приходов Богородского уезда и всей Московской губернии, но также и из соседней Владимирской губернии тянулись люди в Зуевский храм.

    После 1917 года для Русской Православной Церкви наступили тяжелые времена; свидетельством подвигов Орехово-Зуевских новомучеников и исповедников явилось их прославление вместе с прочими новомучениками и исповедниками Земли Русской.

    На престольный праздник в пантелеимоновском приделе даже в годы советской власти регулярно совершались архиерейские Богослужения; здесь служил и митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен (Извеков) (на митрополии с 1963 по 1971 г.) - будущий Патриарх Московский и всея Руси.

    В 2004 году в чудотворную икону был вмонтирован мощевик с частицей св. мощей св. Пантелеймона, так что с этого времени прихожане и паломники имеют чудесную возможность приложиться к святым мощам небесного заступника и целителя.

    Благочинный церквей Орехово-Зуевского округа протоиерей Андрей Коробков принял решение об отправке иконы на реставрацию.

    Иные чтимые старые иконы собора - Богородичные, из них, прежде всего - Казанская икона Божией Матери под ризой у середины левой стены Никольского придела (одна из нескольких в нашем храме), там же ближе к алтарю Скоропослушница афонского письма и Федоровская, Нечаянная Радость с западной стороны первого левого столпа и Черниговская с западной стороны первого правого столпа. Недалеко от иконы вмч. Пантелеймона, на правой стене Пантелеимоновского придела, находится чтимая икона Всех Скорбящих Радость. Надпись на ней сообщает, что «Сия икона сооружена в память избавления от холеры 1893 г. Пожертвована от артели мастеровых фабрики В.Морозова в Церковь Рождества Пресвятыя Богородицы села Зуева в 1894 г.».

    Рядом с этой исторически замечательной иконой, справа, под изображением св. благоверного князя Александра Невского, находится Троеручница. В одной же из новых икон Божией Матери, недалеко от входа справа, находится небольшой камень от гробницы Девы Марии.

    После входа в баптистерий на правой стене находятся четыре почитаемых старинных иконы - святителя Николая Чудотворца, преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского и святителя Феодосия Черниговского.

    Замечательна и интересна еще одна икона святителя Николая, обычно лежащая на аналое близ солеи Никольского придела: она резная, и выполнена из дерева; как известно, патриарх Никон не одобрял подобного рода иконы и даже боролся с ними, и этот вид церковного искусства сохранился, в основном, лишь на Русском Севере.

    Также стоит отметить, что и иконостасы всех трех храмовых приделов, и иконы в них сохранились с царских времен; в недавнее время реставрированы.

    Отмечу особо, что речь идет о деревянной резьбе иконостаса - то есть это не позолоченная лепнина, как может показаться. Замечательный ансамбль зуевских иконостасов, несмотря на понесенные в советское время утраты, занимает свое достойное место среди прочих немногих дошедших до нас исторических иконостасов в Рудненских, Старо-Покровском, Нестеровском и Кабановском храмах Орехово-Зуевского благочиния.

    Конец ознакомительного фрагмента.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос