Исторический комментарий к житию Пересвета и Осляби

Дата публикации или обновления 04.11.2021
  • К оглавлению: Благословение преподобного Сергия.

  • В настоящее время существуют две версии о кончине Осляби. В «Энциклопедии Куликова поля» просто переписано предположение, что Андрей (Родион) Ослябя остался невредим. Известие о гибели Осляби на Куликовом поле есть в синодальной Архангельской летописи.

    В Сокращенных летописных сводах 1493 и 1495 годов в числе убитых поминаются «Александр Пересвет и чернец Ослябя». Более того, почитание его было наравне с Пересветом как местночтимого святого в сонме преподобномучеников издревле (и второй день памяти его, что показательно, в день битвы; перенос делается только на день раньше ради великого Богородичного праздника). Если бы Ослябя не погиб на поле Русской судьбы, то как бы мог он стать преподобномучеником, и тогда почему память его, как и Пересвета, отмечается в день самой битвы? А значит, можно считать тот факт, что он погиб во время Мамаева побоища, действительным.

    Очень ясно и определенно сказано на сей счет в богослужебной книге «Минея» (июль месяц): за 6-е число мы можем найти в сонме Радонежских святых «воинов-схимонахов Александра (Пересвета) и Андрея (Ослябю) (ум. 1380)», а это значит, что смерть их обоих приходится на 1380 год (в день битвы).

    Кто-то считает, что раз в летописи сказано, что Ослебятя был послом в Константинополе после Куликовской битвы в 1398 году, то это непременно говорится об Ослябе, напарнике Пересвета, а значит, он обязательно остался жив. Но вот о чем повествуется в книге С. В. Веселовского:

    «Повесть о Мамаевом побоище сообщает о единоборстве с татарским богатырем и смерти троицкого инока Александра Пересвета, который в миру был брянским боярином. В связи с этим упоминается брат Пересвета - Ослябя. Затем в летописях мы находим сообщение о том, что Киприан, ввиду большого "оскудения" патриарха, послал, при помощи московского и тверского великих князей, в Константинополь "много серебра и злата в милостыню со своим чернецом Иродионом Ослебятей, который в миру был любутским боярином". Наконец, в летописях мы имеем третье сообщение о том, что митрополит Фотий тотчас после смерти вел. кн. Василия Дмитриевича (1425) послал в Звенигород к кн. Юрию Дмитриевичу своего боярина Акинфа Ослебятева с приглашением приехать в Москву и присягнуть малолетнему вел. кн. Василию Васильевичу.

    Сопоставляя эти свидетельства, можно высказать такие предположения. Пересвет и Ослябя были выходцами из Брянска (братьями были). Пересвет был учеником и постриженником Сергия Радонежского и пал на Куликовом, поле в единоборстве с татарским богатырем. Его брат Ослябя попал в дворяне митрополита Алексея, быть может, при посредстве Сергия же. Иродион Ослебятя, служивший Киприану, наверное, был близким родственником Андрея Осляби. Значит, Андрей и Родион, который ездил впоследствии в Царьград, совершенно разные люди! Ослябя и Ослебятя - два лица, которых не надо путать. Один был любутский боярин, а другой (витязь) — брянский. Это тем более вероятно, что выезды из-за рубежей в Москву происходили обыкновенно целыми семьями, даже родами. Акинф Ослебятев несомненно был родственником Иродиона и Андрея, быть может, сыном последнего».

    В самой подробной из всех Никоновской (Патриаршей) летописи Ослябя не упоминается ни в числе убитых на Куликовом поле, ни в сведениях за 1398 год. В ней до мелочей описано все связанное с посылкой милостыни (денежной помощи) в Царь-град: чем она была вызвана, где и как производились сборы, как благодарили и какими подарками ответили византийский император и вселенский патриарх. Но о том, кто отвозил эту милостыню, ничего не сказано. Трудно допустить, чтобы летописец, уделивший этому событию такое исключительное внимание, мог не знать или не отметить Ослябю - если бы действительно то был он. К тому же в «Сказании о Мамаевом побоище» довольно ясно говорится: «Игумен Сергий скоро избра двух братов Пересвета да Ослябю...» А вот еще одно древнее свидетельство. В «Сказании о брани благоверного князя Димитрия Ивановича с нечестивым Мамаем еллинским» читаем: «Дай же ми, отче, два воина от полка своего, Пересвета и брата его Осляба...»

    По «Сказанию о Мамаевом побоище» в редакции летописца князя И. Ф. Хворостина, «старцы Пересвет да Ослябя убиени быша». И вполне естественно, что монах шел в бой умирать в самую горячую точку сражения, а не отсиживаться в засадном полку или на периферии. Для мира он умер еще при принятии пострига. Тем более, посудите сами, посылать старца Ослябю (а через 18 лет ему было бы уже...), схимника, в далекий Константинополь (а ведь тогда не было ни самолетов, ни поездов) всего лишь с милостыней, — это выглядит натянуто, несоответственно с логикой и положением вещей.

    В книге Ю. М. Лощица «Дмитрий Донской» приводится очередное подтверждение: «С. К. Шамбинаго упоминает о рукописных святцах XVII века, в которых записано, что "воины Адриан Ослябя и Александр Пересвет, принесенные с битвы, были схоронены в Самановом монастыре близ деревянной церкви Рождества Богородицы в каменной палатке под колокольней, и над ними были поставлены каменные плиты без надписей''» (без надписей, так как они были монахами).

    В прошении к преосвященному Платону о разрешении построить теплую трапезную к делу о постройке был представлен план, в изъяснении к которому иноки-воины названы страстотерпцами. Член Археологического общества Николай Розанов пишет об этом в своей книге, посвященной 500-летию основания нашей церкви, замечая: «...иноки воины, привезенные с Куликовой битвы, положены, как выше сказано, "при церкви деревянныя Рождества Пресвятыя Богородицы в палатке каменной под колокольнею"».

    Митрополит Московский Платон в 1794 году устроил два каменных надгробия, написав: «В надежде воскресения, здесь преданы земле телеса блаженныхъ иноковъ Александра Пересвета и Родиона Осляби, которые в 1380 году… положили за отечество животъ свой...».

    К пятисотлетнему юбилею была изготовлена уникальная серебряная позлащенная лампада по рисунку Корсунского паникадила, которое висело в Новгородском Софийском соборе. Обод лампады был украшен 6-ю иконами, а между ними вставлено 30 сибирских рубинов и изумрудов. В нижней же части лампады на трех щитках имелись надписи годов:

    «1) 1370 - обретение места для Симонова монастыря,

    2) 1380 — погребете иноковъ Пересвета и Осляби...». Иван Пересветов в одной из своих челобитных Ивану Грозному писал: «Служу тебе, государю благоверному, поминая своих пращур и прадед, как служили верно государем русским великим князем, твоим пращурам и прадедам, Пересвет и Ослябя в чернцах и в схиме, со благословением Сергия чюдотворца на Донъском побоище при великом князе Дмитрее Ивановиче за веру христианскую, за святые церкви, и за честь государю пострадали, главы свои положили» (ОПИ ГИМ. Собр. Щукина).

    И еще один аргумент, требующий к себе внимания. После битвы князь Димитрий умер очень быстро, через 9 лет (а было ему от роду 39 лет!), сказались последствия ранений. Ослябя же, если принять версию о после в Константинополь, жил еще не менее 18 лет - как-то не согласуется это по логике вещей. Он был немолод и рубился не на жизнь, а на смерть...

    Обращая свой взор к историческим письменным свидетельствам, действительно, единства мы не найдем. Нo попробуем найти причины расхождения. Например, в самом древнейшем источнике периода Куликовской битвы «Задонщине» (XIV в,) говорится об Ослябе без упоминания его монашеского имени. А святого благоверного князя Александра Невского до сих пор так и величают, хотя было бы правильнее называть его именем Алексий, с которым его перед смертью постригли в великую схиму.

    В «Сказании о Мамаевом побоище» (XV в.) говорится об Андрее Ослябе, как и положено.

    Царь же Алексей Михайлович повелел на Старом Симонове «над благоверными великими отцы - над иноком Александром да над иноком Иродионом построить над их гробы палату каменную» (хотя Шамбинаго говорит о том, что не было надписей на плитах - как выше упоминалось)... Но это уже XVII век.

    В 1757 году священник нашей церкви Петр Афанасьев и прихожане в прошении, поданном в Московскую Консисторию, писали о необходимости вновь построить колокольню взамен ветхой старой, которая находится на каменной палатке, где погребены бывшие при Мамаевом побоище воины и страдальцы за веру христианскую Ослябя и Пересвет, в иноках схимонахи Александр и Адриан. В Синодике Симонова монастыря на листе № 22 есть запись 1662 года. После архиепископов Феодора, Вассиана и Киприана поминаются схимонахи (!) Пересвет и Ослебя, но после имени последнего, как отмечает Н, А. Попов, «совсем поздней рукой приписано: во иноцъх Адрiанъ». Может быть, действительно имя Адриан появилось как следствие поздней редакции. А вот более поздняя версия другого имени. Перед сооружением новой усыпальницы над могилами славных героев Руси в 1794 году было написано: «В надежде воскресения, здесь преданы земле телеса блаженных иноков Александра Пересвета и Родиона Осляби...» Давайте разбираться далее.

    В церковном месяцеслове на букву «Р» есть имя Родион (Иродион). Но на букву «И» при имени Иродион ничего не пишется в скобках. Имена Родион и Иродион в переводе с греческого означают одно и то же: «геройский». Поэтому складывается такое впечатление, что Родиона могли величать и Иродионом, но и Иродиона называть именем Родион, видимо, было принято.

    Имя Андрей переводится с греческого как «мужественный» и вполне ассоциируется с понятием «геройский» (а значит, с именами Родион и Иродион). А имя Адриан означает человека из италийского города Адрии или на Адриатическом море живущего (по смыслу совершенно не согласуется с вышеупомянутыми именами).

    Как мы предполагаем, от созвучности имен Иродион и Родион, а также имен Адриан и Андрей (хотя эти имена согласно святцам разные) могла произойти подмена.

    Возможно допустить, что так как имя в монашестве может меняться дважды (один раз новое имя дают собственно при пострижении в иночество как знак отречения от мира, а другой раз — при посвящении в великую схиму), то и может получиться такая разноголосица. Опять же имена Пересвет и Ослябя были чисто славяно-русские. Поскольку веру русичи приняли от греков, то в Святом Крещении на Руси нарекали имена из греческих святцев, чтобы у человека был святой покровитель. Например, равноапостольному князю Владимиру в Таинстве Крещения было дано созвучное его положению имя Василий («царственный»). И не исключено, что одно из имен — Родион или Иродион - было присвоено Ослябе таким образом. За покровом тьмы веков нам не известно, как было на самом деле, но у нас есть возможность порассуждать на эту тему.

    Вот такие случаются метаморфозы. По древней же церковной традиции и преданию употребляется имя Андрей. Именно это имя стоит в святцах рядом с именем Ослябя.

    Можно также допустить, что погибшего Андрея Ослябю из-за созвучности имен со временем могли, полагая, что речь идет об одном и том же лице, перепутать со здравствующим сродником его, также чернецом Иродионом Ослябятей, посланным в Константинополь, о чем говорилось раньше, и поэтому уже стало фигурировать имя Иродион/Родион. Таким образом, неумышленно однажды могла вкрасться ошибка, которая автоматически тиражировалась с тех времен, и сие дошло до наших дней. Последние же писатели не вдавались глубоко в исследование и переписывали то, что было на слуху.

    Новая резная сень над мощами святых иноков Александра Пересвета и Андрея Осляби выполнена вятскими мастерами к празднику Святой Пасхи 2005 года иждивением акционерного банка «Пересвет».

    Колокол именем «Пересвет» весом 2200 кг отлит на колокололитейном заводе В. Н. Анисимова в Воронеже при поддержке Н. В. Денина, губернатора Брянской области, как приношение с родины Пересвета и Осляби. Строительством колокольни занимался Православный благотворительный фонд «Пересвет». Президент фонда Морозов Вячеслав Викторович. Юридический адрес: Россия, 115280, г. Москва, ул. Восточная, д. 6.

    К оглавлению: Благословение преподобного Сергия.
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос