Главный алтарь Храма Христа Спасителя

Дата публикации или обновления 04.11.2021

К оглавлению - храмы Москвы

  • К оглавлению - «Храм Христа Спасителя».

  • В Алтаре Храма размещены священные картины, напоминающие как о самом рождении Спасителя, так и о событиях последних дней Его земной жизни, а также - изображение лиц, непосредственную связь с совершаемым здесь священнодействием.

    Ниже свода на площади восточной стены выполнено изображение «Рождество Христово» (высота 16 метров и ширина 13 метров) согласно церковной песни: «Дева днесь Пресущественного раждает». На первом плане картины вертеп, в вертепе - ясли, вмещающие спеленованного Богомладенца. Перед Ним сидит Богоматерь с девственно-материнской любовью и радостно-благоговейным взором, обращенным к Родившемуся. От Младенца исходит сияние, освещающее вертеп. С правой стороны от зрителей пастыри различных возрастов, озаренные светом, взирают на ангела с распростертыми крылами, который указывает рукой в сторону, где Христос возлежит в яслях. С левой стороны - три волхва, идущие к вертепу по указанию звезды, над ними сияющей. Вверху небо, наполненное множеством воинств небесных, хвалящих Бога и глаголющих: «Слава в вышних Богу и на земли мир в человецех благоволение». Они овеяны небесным светом, от которого распространяется и свет, озаряющий пастырей (автор воссоздания Н.А. Мухин).

    Ниже этой картины, на Горнем месте, помещено изображение Тайной Вечери. Исполнил профессор Г.И. Семирадский. Автор воссоздания А.К. Быстров.

    По левую сторону от нее:

    «Моление о чаше» - на картине изображен тот момент, когда Спаситель в Гефсиманском саду, во время молитвы, произносит слова: «Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия, впрочем, не как Я хочу, но как Ты». Слева от зрителя виден Ангел Господень, подающий Ему эту чашу.

    «Сe Человек» (уничижение Господа во время суда над Ним) - основанием для написания картины послужило Евангельское сказание от Иоанна, Гл. XIX, ст. 4 и 5, когда Пилат выводит Спасителя в терновом венце и в багрянице и, свидетельствуя перед народом о невинности Иисуса, произносит: «Сe Человек» и с этими словами оставляет Его для зрелища народу.

    «Несение Креста» - на картине представлены: Спаситель, изнемогший под тяжестью креста, который возложили на него иудеи, ведя на Голгофу, и Симон Киринеянин, взявший на себя крест для несения. Христос, обратившись к плачущим о Нем женщинам, говорит: «Дщери Иерусалимские! Не плачьте око Мне, но плачьте о себе и о чадах ваших!»

    Направо:

    «Распятие» - на картине изображен тот момент, когда распятый на Голгофе Христос произносит: «Отче, прости им, ибо не знают, что делают». Вверху креста надпись: «(I. H. Ц. I.)» (Иисус Назарянин, Царь Иудейский).

    «Снятие со Креста» - после 9 часов вечера, когда Христос на кресте предал дух Свой, Иосиф Аримафейский и Никодим, с дозволения Пилата, снимают тело Богочеловека с благоговением и осторожностью. Мария Магдалина и Мария Иосифова присутствуют при этом с выражением глубокой печали.

    «Положение во гроб» - в этой священной картине участвуют те же лица, что и в предыдущей. Умершего Христа, повитого четырехугольным широким платом, Иосиф и Никодим полагают во гроб в пещеру (по виду и размеру похожую на пещеру св. гроба в Иерусалиме). Мария Магдалина и Мария Иосифова вне пещеры. Действие погребения происходило ночью, поэтому внутри гроба заметно освещение.

    В современном Храме размещены подлинные отреставрированные полотна В.П. Верещагина; реставрацию полотен выполнили специалисты Межобластного научно-реставрационного художественного управления Министерства культуры РФ.

    Ниже свода, на стене, обращенной к северной стороне, над аркой изображен Христос Спаситель, как Великий Архиерей Церкви, в архиерейском облачении, благословляющий обеими руками, окруженный ангелами в диаконском облачении, которых озаряет свет, исходящий от Христа.

    По сторонам хорной арки - вселенские святители и учителя, составители чина Божественной Литургии, на каждой стороне по два изображения, одно под другим: Св. Иаков Брат Господень и Св. Василий Великий, Св. Иоанн Златоуст и Св. Григорий Двоеслов.

    В XIX в. исполнил академик Ф.С. Журавлев; автор воссоздания В.П. Псарев.

    Ниже свода, на стене, обращенной к южной стороне, над аркой помещено изображение Божией Матери «Слово плоть бысть» с предстоящими с обеих сторон Ангелами во весь рост.

    По сторонам арки - четыре изображения, по два с каждой стороны, одно под другим, вселенских святителей и учителей истинного исповедания веры, столпов Православия и борцов против ересей: Св. Афанасий Великий и Св. Кирилл Иерусалимский, Св. Григорий Богослов и Св. Лев Папа Римский.

    В XIX в. исполнил академик А.И. Корзухин; автор воссоздания В.П. Псарев.

    В большой арке над иконостасом в медальонах изображены Святые творцы Божественных песнопений, воспеваемых Православной Церковию в дни Господних и Богородичных праздников: Св. Иерофей епископ Афинский и Св. Афиноген епископ, Св. Григорий епископ Неокесарийский и Св. Мефодий Патарский, Св. Прокл архиепископ Цареградский и Св. Ефрем Сирин, Св. Анатолий архиепископ Цареградский и Св. Роман диакон, Св. Амвросий архиепископ Медиоланский и Св. Софроний Патриарх Иерусалимский, Св. Косма Маиумский и Св. Иоанн Дамаскин, Св. Феодор Студит и Св. Иосиф Студит, Св. Иосиф Песнопевец и Св. Феофан Сладкопевец.

    В XIX в. исполнил академик М.Н. Васильев; автор воссоздания В.Н. Медведев.

    Внутри алтарной сени над престолом, в своде, представляющем небо, изображен Дух Святой в виде голубя. Ниже этого изображения, в поясе (фризе) надпись: «Аминь, аминь, глаголю вам, аще не снесте плоти Сына человеческого, не пиете крове Его, живота не имате в себе. Ядый Мою и плоть и пияй Мою кровь имать живот вечный, и Аз воскрешу его в последний день. Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь во Мне пребывает и Аз в нем» (Иоанн. VI. 53, 54, 56).

    На склоне четырех парусов - четыре Ангела, стоящие на коленях с распростертыми крылами. Лица их обращены к престолу, с выражением особого благоговения они держат в руках следующие священные символы: дискос, чашу, книгу и крест. В северо-восточном парусе изображен Ангел с дискосом, в юго-восточном - Ангел с чашей, в северо-западном - Ангел с книгой и в юго-западном - Ангел с крестом.

    Автор воссоздания Е.Н. Максимов.

    По обеим сторонам сени изображена «Тайная вечеря» (Евхаристия по древнему чину) в двух картинах.

    На северной стороне сени: Престол, как он устраивается в церкви, на нем дискос, а на дискосе хлеб.

    Направо Иисус Христос, обратившийся к Апостолу Петру и, простерши руку, преподает ему Пресвятое Тело Свое. Апостол Петр, преклонившийся, простирает руку для принятия Пресвятого Тела Христова. На заднем плане Апостолы: Иаков, Филипп, Фома, Иаков Алфеев и Симон. Вокруг образа надпись: «Даде Святым Своим учеником и Апостолом рек: Приимите, ядите сие есть Тело Мое».

    На южной стороне сени: Христос Спаситель, преподающий чашу, и Апостолы: Андрей, Иоанн, Варфоломей, Матфей, Фаддий и Павел. Вокруг образа надпись: «Даде Святым Своим учеником и Апостолом рек: Пиите от нея вси, сия есть Кровь Моя».

    В XIX в. исполнил академик А.Д. Литовченко; автор воссоздания В.Г. Витошнов.

    Над северными дверями иконостаса со стороны алтаря: Христос Спаситель, благословляющий и держащий раскрытую книгу с изречением «Аз есмь дверь». Со стороны церкви: Собор Архангела Гавриила.

    На северной стене: изображение Алексия человека Божиего в память того, что на месте Храма существовала некогда Алексеевская обитель.

    Внутри перехода, над южными дверями иконостаса со стороны алтаря: Великого Совета Ангел, а со стороны церкви - Собор Архангела Михаила.

    На южной стене: изображение Апостола Архиппа, память которого отмечается 19 февраля - день восшествия на престол Императора Александра II.

    В XIX в. исполнил художник Е.С. Сорокин. Воссоздано коллективом художников под руководством СВ. Филатова.

    На запрестольном образе главного алтаря с одной стороны Рождество Христово, а с другой Иверская икона Божией Матери.

    В XIX в. исполнил художник Фартусов; автор воссоздания С.В. Филатов.

    Придел во имя Св. Николая Чудотворца

    Из нижнего коридора Храма сделаны проходы в коридор, или хоры, посредством четырех лестниц, устроенных в пилонах.

    Придел в южном крыле Храма посвящен имени Святителя и Чудотворца Николая, покровителя императора Николая I, при котором начато строительство Храма. Придел этот расположен на южной стороне Храма, потому что Св. Николай жил в государстве, расположенном на юге от России.

    В этом приделе подробно представлена история Вселенской Церкви с III по IX век, то есть до просвещения России христианской верой, история смут, бывших в Церкви Христовой, ее гонение и торжество Православия, утвердившие догмат Православной Веры. Здесь же представлены поборники истины Вселенских Соборов, мученики, умершие за чистоту веры и преданность Спасителю, преподобные, запечатлевшие своей святою жизнью истинное исповедание веры, и апостолы, распространявшие учение Христа; здесь же имеются картины христианских добродетелей Святителя Николая и важнейшие события его жизни.

    Алтарь придела во имя Святителя Николая

    В мраморном киоте, на восточной стороне алтаря - Образ Покрова Пресвятой Богородицы. Исполнил профессор Т.А. фон Неф.

    В алтарной арке, над иконостасом, помещены 12 изображений Святых, предшествовавших Святителю Николаю и его современникам, по 6 на каждой стороне арки, по 2 в ряд; в арке, прилегающей к северной стороне: Св. Анфим епископ Никомидийский, Св. Федот епископ Антиохийский и Св. Киприан епископ Карфагенский.

    В XIX в. исполнил художник Васильев; автор воссоздания В.Г. Витошнов.

    Иконостас придела во имя Святителя Николая

    На Царских вратах:

    - правая створка, вверху - Благовещение Пресвятой Богородицы; внизу - Евангелисты Иоанн и Лука;

    - левая створка, вверху - Благовещение - Архангел Гавриил; внизу - Евангелисты Марк и Матфей.

    Местные образы: Спаситель и Божия Матерь с Предвечным Младенцем.

    На северных дверях Архангел Михаил. Вверху надпись: «Вниду к жертвеннику Божию».

    На южных дверях Архангел Гавриил. Вверху надпись: «Господь помянет всяку жертву твою».

    Над Царскими вратами «Тайная Вечеря». В верхней полукруглой части мраморного иконостаса над этим изображением надпись: «Приимите, ядите, сие есть тело Мое, еже за вы ломимое. Пиите от нея вси, сия есть кровь Моя Новаго Завета».

    Над южными дверями икона с тремя Святыми: Митрофан Цареградский, царь Константин, Сильвестр папа Римский, от которого принял крещение Константин Великий.

    Над северными дверями икона с тремя Святыми: Пафнутий епископ Фиваидский, царица Елена, Осия епископ Кардубский, составитель «Символа Веры».

    В трапезе Николаевского придела помещены праздничные Образа: на южной стене, ближе к Алтарю - святитель и Чудотворец Николай. В верхней полукруглой части мраморного киота надпись: «Величаем тя, Святителю отче Николае, и чтем святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего».

    На той же стене, дальше от Алтаря - образ Св. Мученицы царицы Александры. В верхней, полукруглой части мраморного киота надпись: «Величаем тя, Св. Мученица Царице Александре, и чтем честныя страдания твоя, яже за Христа претерпела еси». Автор воссоздания СВ. Филатов.

    Придел

    В арке трапезы, противоположной иконостасу - 16 изображений по 2 в ряд, т. е. по 8 изображений на каждой стороне.

    Арка, прилегающая к южной стене (начиная снизу, в рост): Св. Великомученик Георгий Победоносец и Св. Мученик Сергий.

    Выше поясные:

    Св. Преподобный Павел Фивейский и Св. Онуфрий Великий;

    Св. Преподобный Антоний Великий и Св. Павел Патриарх Цареградский;

    Св. Мелентий архиепископ Антиохийский и Св. Епифаний епископ Кипрский.

    Противоположная сторона арки (внизу в рост):

    Св. Григорий Декаполит и Св. Никифор Патриарх Цареградский.

    Выше поясные:

    Св. Мартин папа Римский и Св. Иоанн Лествичник;

    Св. Ефрем Патриарх Антиохийский и Св. Преподобный Савва Освященный;

    Св. Евфимий Великий и Св. Целестин папа Римский.

    В XIX в. исполнил академик М.Н. Васильев; автор воссоздания В.Г. Витошнов.

    Вверху южной стены, сверху трех окон, помещена священная картина «Сретение Господне». Исполнил профессор П.М. Шамшин; автор воссоздания В.М. Ананьев.

    Ниже этой композиции, по бокам окон, с одной стороны в рост: Св. Евстафий архиепископ Антиохийский; под ним поясное изображение Св. Ипатия епископа Гангрийского.

    С другой стороны, в рост: Св. Спиридон епископ Тримифийский; под ним поясное изображение Св. Иакова епископа Низибского.

    Исполнено профессором П.Ф. Плешановым; автор воссоздания В.Н. Челомбиев.

    Ниже свода, на стене, ближайшей к алтарю, где находится малая хорная арка, в середине над аркой: Иерусалимская икона Божией Матери с предстоящими Святыми (в рост, по два на каждой стороне иконы): Св. Апостол Архипп и Св. Иаков Исповедник, Св. Апостол Аполос и Св. Игнатий Патриарх Константинопольский. По бокам арки, ниже этого изображения, помещены представители первых четырех Вселенских Соборов: со стороны, ближайшей к приделу, - Св. Александр архиепископ Цареградский (представитель 1-го Вселенского Собора) и Св. Кирилл архиепископ Александрийский (представитель 3-го Вселенского Собора); с противоположной стороны: Св. Григорий епископ Нисский (представитель 2-го Вселенского Собора) и Св. Флавиан епископ Цареградский (представитель 4-го Вселенского Собора). Исполнил профессор П.Ф. Шамшин; автор воссоздания А.К. Быстрое.

    Ниже свода, на противоположной стене, где также находится малая хорная арка, в середине над аркою - Иверская икона Божией Матери с предстоящими Святыми (в рост, по два на каждой стороне иконы): Св. Анастасий епископ Византийский и Св. Маркелл игумен обители неусыпающих; Св. Иоанн Постник Патриарх Цареградский и Св. Феодор Освященный.

    По бокам арки, ниже этого изображения, помещены представители 5, 6, 7 Вселенских Соборов и Константинопольского Собора: со стороны, ближайшей к приделу, - Св. Евтихий архиепископ Цареградский (представитель 5-го Вселенского Собора) и Св. Андрей архиепископ Критский (представитель 6-го Вселенского Собора); с противоположной стороны: Св. Тарасий архиепископ Цареградский (представитель 7-го Вселенского Собора) и Св. Мефодий Патриарх Цареградский (представитель Константинопольского Собора).

    Исполнил профессор П.Ф. Шамшин; автор воссоздания А.К. Быстров.

    На площади двух больших хорных арок, в 16 медальонах (по 8 на каждой арке) помещены изображения Святых. В арке, ближайшей к иконостасу, с одной стороны: - Св. Апостол Стахий епископ Византийский, Св. Апостол Тимофей епископ Ефесский, Св. Апостол Тит епископ Критский, Св. Апостол Поликарп епископ Смирнский;

    - на противоположной стороне той же арки: Св. Апостол Аниен епископ Александрийский, Св. Апостол Климент епископ Римский, Св. Апостол Игнатий епископ Антиохийский, Св. Апостол Симеон сродник Господень.

    Выполнил профессор Б.Б. Вениг, автор воссоздания В.Г. Витошнов.

    В арке, ближайшей к середине Храма, с одной стороны: - Св. Мученик Иустин философ, Св. Леонид Гражданин, Св. Димитрий Солунский воин, Св. Авенир царь Индийский;

    - на противоположной стороне той же арки: Св. Равноапостольная Фекла Первомученица, Св. Дионисий Ареопагит ученик Апостола Павла и первый епископ в Афинах, Св. Апостол Варнава, Св. Апостол Сила.

    Исполнил академик М.Н. Васильев; автор воссоздания В.Н. Медведев.

    Между пилястрами на стенах размещены картины из жизни Святителя Николая.

    Картина «Посвящение Святителя Николая в сан Иерея». Событие происходило в городе Мирах, в Ликии. Епископ Патарский Николай, при рукоположении Святителя, исполнясь Духа Святого, пророчески назвал посвящаемого солнцем, восходящим над землей и приносящим сладостное утешение скорбящим. Лицо Святителя, чуждое посторонних помыслов, выражает высокое чувство веры и благоговения к принимаемому сану.

    Под этой картиной - «Тайное вспомоществование Святителя Николая». Из жизни угодника известно, что он спас от бесчестия и позора семейство, жившее в городе Патаре, состоящее из отца и трех дочерей, оказав этому семейству три раза невидимую помощь. На полотне изображен момент, когда Святитель Николай ночью положил через открытое окно на подоконник кошелек с деньгами.

    Обе эти картины исполнены академиком И.И. Марковым; автор воссоздания С.И. Репин.

    Далее, по бокам картины «Тайное вспомоществование Святителя Николая», на пилястрах двух противоположных хорных стен, прилегающих к трапезе, помещены изображения Святых, предшествовавших Святителю Николаю. С одной стороны, внизу в рост: Св. Петр епископ Александрийский с раскрытым Евангелием от Иоанна; выше поясные Святой Стефан епископ Римский, Святой Сикст II епископ Римский, Святой Ипполит епископ Римский.

    С другой стороны, внизу, в рост: Св. Арсений Великий; выше поясные: Святой Сисой Великий, Святой Пахомий Великий, Святой Иларион Великий. Исполнено художником Е. Н. Алтыновым; автор воссоздания С.Н. Репин.

    На восточной стеле придела, между трапезой и малой хорной аркой, вверху: «Избавление от бури Святителем Николаем». Отправляясь к ликийскому берегу, один корабль был застигнут сильной бурей. Моряки видели неизбежную гибель и не надеялись на спасение. Но, вспомнив о Святителе, которого они знали только по слуху как заступника бедствующих, стали призывать его. Св. Николай явился на корабль и, взяв кормовое весло, начал править кораблем. По повелению Святого буря стихла, и корабль благополучно достиг пристани. На картине изображен момент, когда Святитель Николай, войдя на корабль, запрещает ветрам и морю совершать их губительное действие.

    Под этой картиной - «Избавление от казни Святителем Николаем». В городе Мирах игемон (градоначальник) Евстафий осудил на смерть трех невинных граждан. Св. Николай, предуведомленный об этом, поспешил к месту казни, где один из осужденных, стоя на коленях с обнаженной шеей, преклонил свою голову. Палач уже занес над ним свой свой меч, как вдруг явился Св. Николай и остановил руку палача, который не осмелился оказать ему сопротивление. Даже градоначальник представлен безмолвным зрителем этого события и покорным исполнителем воли Св. Николая.

    Обе эти картины исполнены художником И.М. Прянишниковым; автор воссоздания С.Н. Репин.

    Далее, по бокам картины «Избавление от казни Святителем Николаем», на пилястрах двух противоположных хорных стен, прилегающих к трапезе, помещены изображения Святых, предшествовавших Святителю Николаю. С одной стороны, внизу в рост: Св. Великомученица Евфимия Всехвальная со свитком, на котором написано: «Господи Иисусе Христе, Свете истинный и радосте всем, не презри призывающих Тя»; выше поясные: Св. Великомученица Ирина, Св. Великомученица Варвара, Св. Великомученица Екатерина.

    С другой стороны, внизу, в рост: Св. Зотик Сиропитатель Пресвитер; выше поясные: Св. Павлин милостивый епископ Ноланский, Св. Великомученик Никита, Св. Великомученик Феодор Стратилат.

    Исполнено художником Е.Н. Алтыновым; автор воссоздания С.Н. Репин.

    На северной стене придела, противоположной окну и прилегающей к малой хорной арке, внизу - «Преставление Святителя Николая». Картина изображает Святителя в момент его кончины. Лик Св. Николая сияет божественной благодатью.

    Предстоящие - епископ, духовенство и миряне в глубокой скорби. У изголовья диакон читает святое Евангелие перед иконою Богоматери, на столе подсвечник с тремя зажженными свечами, на табурете священные ризы, приготовленные для его облачения.

    Над этой картиной - «Перенесение мощей Святителя Николая из Мир Ликийских в Барград». После разграбления города Мир турками одному священнику города Бар явился во сне Св. Николай и сказал: «Поди объяви клиру и народу, чтобы они взяли мои мощи из Мир и перенесли в Бар: ибо Богу неугодно, чтобы я оставался там в пустыне». Священник исполнил волю Святителя, и жители города Бар снарядили три корабля для привезения мощей Св. Николая. 9 мая 1087 года совершилось перенесение мощей Св. Николая. Картина представляет момент, когда священники и диаконы, в сопровождении епископа, с возженными светильниками и хоругвями, несут мощи Святителя.

    Обе картины исполнены художником Н.К. Бодаревским; автор воссоздания С.Н. Репин.

    На двух противоположных стенах, прилегающих к малой хорной арке, помещены священные картины, изображающие первые четыре Вселенские Собора. В изображениях Соборов не встречается еретиков; здесь представлены только Святые отцы Церкви, заседавшие на Соборах.

    На верхней части северной стены, рядом с картиной «Перенесение мощей Святителя Николая», изображен 1-й Вселенский Сoбор (был собран в 325 г. императором Константином против учения Ария, который отвергал в Иисусе Христе Божество). Вокруг трона императора Константина Великого восседают Патриархи: Александр Александрийский, Евстафий Антиохийский и Макарий Иерусалимский, Осия епископ Кордубский и Александр архиепископ Цареградский, Спиридон епископ Тримифийский, Пафнутий епископ Фиваидский, Иаков Исповедник, Павел Неокесарийский, Ипатий Гангрийский, Николай Мирликийский и другие. Св. Афанасий Великий, бывший тогда в сане архидиакона, опровергает ложное учение еретика Ария.

    На нижней части этой стены - 2-й Вселенский Собop (император Феодосии Великий в 381 г. созвал Собор против учения Македония, отвергавшего Божество Святого Духа). Собор этот составляют Патриархи: Тимофей Александрийский, Мелетий Антиохийский, Кирилл Иерусалимский, Григорий Богослов Константинопольский, Григорий епископ Нисский, Амфилохий Иконийский и другие. Св. Григорий Богослов читает постановление Собора о принятии всех догматов Никейского Собора и о единосущии Св. Духа с Отцом и Сыном.

    Обе картины исполнены художником В.И. Суриковым; автор воссоздания А.К. Быстров.

    На пилястрах двух противоположных стен, прилегающих к малой хорной арке, на северной стене, по бокам картин «Первый Вселенский Собор» и «Второй Вселенский Собор», с одной стороны внизу в рост: Св. Феодосии Великий, выше поясные: Св. Митрофан архиепископ Цареградский, Св. Макарий Александрийский, Св. Макарий Египетский.

    С другой стороны картин внизу в рост: Св. Пимен Великий Египетский со свитком в руке, на котором написано: «Три главизны сия потребны суть человеку, еже боятися Бога, молитися часто и добро творити Ближнему»; выше поясные: Св. Ливерий папа Римский, Св. Иоанн Кущник, Св. Нил Египетский.

    Исполнено академиком М.Д. Быковским, автор воссоздания А.К. Быстров.

    На верхней части противоположной стены - 3-й Вселенский Собор, Ефесский (был собран в 431 г. императором Феодосием II в Ефесе против Нестория, Патриарха Цареградского, утверждавшего, что Христос родился человеком, Божество же соединилось с Ним за святость Его жизни, и потому Пресвятую Деву следует именовать не Богородицей, а Христородицей). На Соборе присутствуют Святые Патриархи: Кирилл Александрийский, Ювеналий Иерусалимский, Акакий Милетинский, Преподобный Авксентий, Долмат игумен и другие. Патриарх Александрийский Кирилл осуждает Несторианскую ересь. На заднем плане картины видны удаляющиеся из собора еретики.

    На нижней части второй (южной) стены - 4-й Вселенский Собор, Халкидонский (был собран в 451 г. Халкидоне по воле императора Маркиана, против ереси Евтихия, утверждавшего, что человечество во Иисусе Христе было совершенно поглощено Божеством, и потому следует признавать в Нем только одно Божественное естество. На Соборе, в присутствии императора Маркиана и его супруги Пульхерии, участвуют святые: Григорий Нисский, Преподобный Авксений, Патриархи Анатолий Константинопольский, Ювеналий Иерусалимский, Максим Антиохийский, епископы: Флавиан Цареградский, Пасхазин и Люценций и пресвитер Бонифаций, поверенные местоблюстители Льва Папы Римского и др. Св. Анатолий опровергает лжеучение Евтихия, и Собором утверждается догмат о соединении во Христе Божественного и человеческого, неизменно, нераздельно и неразлучно.

    Обе картины исполнены художником В.И. Суриковым; автор воссоздания А.К. Быстров.

    На пилястрах двух противоположных стен, прилегающих к малой хорной арке, на южной стене, по бокам картин «Третий Вселенский Собор» и «Четвертый Вселенский Собор», с одной стороны внизу в рост: Св. Исаак Сирийский: выше поясные: Св. Кирьяк отшельник, Св. Геннадий Патриарх Цареградский. Св. Исаакий, Далматский.

    С другой стороны картин внизу в рост: Св. Священномученик протоиерей архиепископ Александрийский; выше поясные: Св. Иероним Стридонский, Св. Исидор Пелусиот, Св. Порфирий епископ Газский.

    В XIX веке исполнено академиком М.Д. Быковским, автор воссоздания А.К Быстров.

    На верхней части восточной стены - 5-й Вселенский Собор (был созван императором Юстинианом Великим в 554 г. в Константинополе. На этом Соборе утвержден догмат Воскресения мертвых и рассмотрены сочинения 3 учителей Сирийской Церкви). На Соборе заседали: Евтихий Патриарх Константинопольский, Аполлинарий Патриарх Александрийский, Домн Патриарх Антиохийский, епископ Сосузы, представитель Евстахия Иерусалимского и другие Святители.

    На нижней части восточной стены - 6-й Вселенский Собор (был созван императором Константином Пагонатом в 680 г. в Константинополе против Ираклия, который признавал в Иисусе Христе одну волю).

    Вблизи императора Константина Пагоната восседают: Св. Георгий Патриарх Константинопольский, папские местоблюстители Феодор и Георгий, Стефан светильник, Проклий Понтийский, Иоанн Афинский, Андрей Критский и другие. Собор постановил признавать во Христе две воли.

    Обе картины исполнены художником И.И. Творожниковым, автор воссоздания А.К. Быстров.

    На пилястрах стен, прилегающих к хорной лестнице, по бокам картин «Пятый Вселенский Собор» и «Шестой Вселенский Собор», с одной стороны: на пилястре северной стены внизу в рост: Св. Симеон Дивногорец; выше поясные: Св. Венедикт Нурейский, Св. Мария Египетская, Св. Симеон Столпник.

    С другой стороны внизу в рост: Св. Иоанникий Великий; выше поясные: Св. Никита Исповедник, Св. Андрей Критский, Св. Петр Афонский.

    Исполнены художником Д.Н. Мартыновым; автор воссоздания А.К. Быстров.

    На верхней части западной стены - 7-й Вселенский Собор (был собран императрицею Ириною, супругою Льва Исаврянина, гонителя икон, в Никее. Этот Собор постановил употреблять в церквах и домах иконы и чествовать их поклонением). На Соборе присутствуют императрица Ирина и ее сын император Константин; и Святые: Тарасий Патриарх Константинопольский, Патриархи восточные, местоблюститель Папы Римского Петр и епископ Петр. Император Константин держит икону Спасителя, а императрица Ирина - икону Богоматери. Один из архиереев показывает хартию, на которой написано: «Аще кто не поклонится иконам и Честному Кресту, анафема да будет».

    На нижней части западной стены - 8-й Константинопольский Собор (был собран в 842 г. императрицею Феодорою в Константинополе. На этом Соборе императрица утвердила во всей силе постановление 7-го Вселенского Собора и установила праздник Православия). На Соборе присутствуют императрица Феодора и отрок Михаил, держащие в руках иконы. Святые Мефодий Патриарх Цареградский, преподобный Арсений, Иоанн и Исайя.

    Обе картины исполнены художником И.И. Творожниковым, автор воссоздания А.К. Быстров.

    На пилястрах стен, прилегающих к хорной лестнице, по бокам картин «Седьмой Вселенский Собор» и «8-й Константинопольский Собор», с одной стороны внизу в рост: Св. Максим Исповедник, выше поясные: Св Иоанн Милостивый Патриарх Александрийский, Св. Феодор Сикеот, Св. Анастасий Синаит Патриарх Антиохийский.

    С другой стороны картин внизу в рост: Св. Афанасий Афонский; выше поясные: Св. Феофилакт епископ Никомидийский, Св. Стефан Савваит, Св. Герман Патриарх Цареградский.

    Исполнено художником В.Д. Фартусовым; автор воссоздания А.К. Быстрое.

    Придел во имя Святого Благоверного Князя Александра Невского

    Придел в северном крыле Храма посвящен имени Святого Благоверного князя Александра Невского, покровителя императоров: Александра I, давшего обет воздвигнуть Храм Спасителю, Александра II, строившего этот Храм в течение 25 лет, и императора Александра III, завершившего строительство и освятившего Храм.

    В этом приделе изображены святители и преподобные, предшествовавшие Святому Александру и современные ему; святые русские князья родственники его, сподвижники святителей и преподобных в утверждении истинной Христовой веры в России; святые князья, преподобные и святители, жившие после Св. Александра в разных местах его княжения и в соседних княжествах, собиратели воедино земли Русской, способствовавшие укреплению веры Христовой и неустанные молитвенники у престола Всевышнего о славе и благоденствии Отечества; мученики, пострадавшие и отдавшие жизнь в битвах за свободу Отечества; некоторые события из жизни Св. князя Александра Невского; важнейшие чудотворные иконы явлений Божией Матери, особенно чествуемые в России.

    Алтарь придела во имя Св. Александра Невского

    В мраморном киоте, на восточной стене Алтаря - образ Печерской Божией Матери. Картина представляет Богоматерь, сидящую на престоле и имеющую на коленях Предвечного Младенца с воздетыми руками.

    Вверху над престолом два ангела. По бокам Богородицы коленопреклоненные Святые Антоний и Феодосии Печерские.

    Исполнил профессор Т.А. фон Нефф, автор воссоздания СВ. Филатов.

    В алтарной арке придела над иконостасом помещено 12 изображений Святых, по 6 на каждой стороне арки, по 2 в ряд. На арке, прилегающей к северной стене, начиная снизу: Св. Ефрем Новгородский (Новоторжский) и Св. Ефрем епископ Переяславский; Св. Сергий Валаамский и Св. Герман Валаамский; Св. Нифонт епископ Новгородский и Св. Иоанн епископ Новгородский.

    С противоположной стороны арки: Св. Андрей Римлянин и Св. Варлаам Хутынский; Св. Константин митрополит Киевский и Св. Симеон епископ Суздальский; Св. Иаков епископ Ростовский и Св. Дионисий архиепископ Суздальский.

    Иконостас придела во имя Св. Александра Невского

    На Царских вратах: Благовещение Пресвятой Девы и четыре Евангелиста.

    Местные образа: Спаситель, сидящий на престоле, Богоматерь с Предвечным Младенцем.

    На северных дверях: Архангел Михаил: вверху надпись: «Благословен грядый во имя Господне».

    На южных дверях: Архангел Гавриил; вверху надпись: «Господь сохранит вхождение Твое и исхождение».

    Над Царскими вратами - «Тайная вечеря». В верхней полукруглой части иконостаса, над этим изображением, надпись: «Аз есмь хлеб животный, грядый ко Мне не имать взалкатися и веруяй в Мя не имать возжаждатися никогда же».

    Над южными дверями икона с тремя Святыми: Св. Киприан митрополит Киевский, Св. Феогност митрополит Киевский, Св. Фотий митрополит Киевский.

    Над северными дверями икона с тремя Святыми: Св. Никита Новгородский, Св. Исайя Ростовский, Св. Арсений Тверский.

    В трапезе Александровского придела помещены праздничные образа: на северной стене, ближе к Алтарю - Св. Благоверный князь Александр Невский. В верхней полукруглой части мраморного киота этого образа написано: «Величаем тя, Св. Благоверный княже Александре, и чтем честную память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего».

    На той же стене дальше от Алтаря образ Св. Равноапостольной Марии Магдалины. В верхней полукруглой части киота этого образа надпись: «Величаем тя, Св. Равноапостольная Марие Магдалино, и чтем Святую память твою, ты во молиши за нас Христа Бога нашего».

    Придел

    В арке трапезы, противоположной иконостасу, на стороне арки, прилегающей к северной стене, помещено 16 изображений в 4 ряда, по 2 в ряд, т. е. по 8 изображений на каждой стороне. С одной стороны: Св. Великий князь Игорь Киевский и Св. князь Константин Муромский; Св. Константин князь Ярославский-Смоленский и Св. Давид князь Ярославский-Смоленский; Св. Блаженный Прокопий Устюжский и Св. Николай Качанов Новгородский. На противоположной стороне арки: Св. Преподобный Димитрий Прилуцкий и Св. Дионисий Глушицкий; Св. Михаил Клопский и Св. Ефросин Псковский; Св. Евфимий архиепископ Новгородский и Св. Евфимий Суздальский; Св. Савва Вишерский и Св. Александр Свирский со свитком, на котором написано: «Терпите, кратия, скорки и нужды, да изкавитеся муки вечныя».

    Исполнил художник В.Д. Фартусов, автор воссоздания В.Г. Витошнов.

    На северной стороне под окнами в полукруглой арке - «Крещение Господне». В XIX в. исполнил профессор Семирадский, автор воссоздания В.И. Нестеренко.

    Ниже этой картины, по бокам окон, с одной стороны в рост: Св. князь Глеб Андреевич Владимирский, с противоположной стороны: Св. князь Феодор Ярославич; под ним поясные: Св. князь Василий Всеволодович Ярославский, Св. князь Константин Ярославский.

    Исполнил профессор П.М. Плешанов, автор воссоздания В.Н. Челомбиев.

    На восточной стороне придела, где малые хорные арки, выше арки: «Владимирская икона Божьей матери» с предстоящими Святыми (в рост по два с каждой стороны иконы): Св. мученик Иерон и Св. Феодор Тирон; Св. Иувеналий Патриарх Иерусалимский и Св. Иоанн Устюженский.

    Ниже, по бокам арки, 4 изображения, по два с каждой стороны, одно изображение под другим, в рост: Св. Великая княгиня Ольга и Св. Благоверный князь Борис; Св. князь Владимир и Св. Благоверный князь Глеб.

    Исполнил академик Е.С. Сорокин, автор воссоздания А.К. Быстров.

    На западной стороне придела, где малые хорные арки, выше арки: «Донская икона Божией матери» с предстоящими Святыми (в рост по два с каждой стороны иконы): Св. Самсон Странноприимец и Св. Давид Селунский; Св. Иулианий Тарсийский и Св. Мученик Платон. Ниже, по бокам арки, 4 изображения, по два с каждой стороны, одно над другим в рост: Св. Георгий Владимирский и Св. Даниил Московский; Св. Андрей Боголюбский и Св. Михаил Черниговский.

    Исполнил академик Е.С. Сорокин, автор воссоздания А.К. Быстрое.

    На протяжении двух больших хорных арок - 16 медальонов с изображениями Святых, по 8 в каждой арке.

    В арке, ближайшей к иконостасу, с одной стороны: Св. князь Василий Ростовский, Св. княгиня Ефросиния Суздальская, Св. Меркурий Смоленский, Св. Феодор боярин.

    В арке, ближайшей к середине Храма, с одной стороны: Св. князь Николай Черниговский, Св. князь Гавриил Псковский, Св. князь Роман Рязанский, Св. княгиня Иулиания Ольшанская; на противоположной стене той же арки: Св. Евфросиния Полоцкая, Св. князь Иоанн (Игнатий) Вологодский, Св. Петр Муромский, Св. княгиня Феврония Муромская.

    Исполнил академик М.Н. Васильев.

    На стенах между пилястрами, прилегающих к трапезе этого придела, изображены священные картины из жизни Св. Александpa Невского. На восточной стене: «Св. Александр Невский в Орде». Картина построена на том историческом факте, когда Батый, узнав о Невской победе, писал Св. Александру: «Александре! Аще хощеши соблюсти землю твою, то прииди скоро ко мне и видной честь царства моего». Св. Александр Невский приехал в Орду Батый тотчас же, по приезду Св. Александра, потребовал его к себе.

    Татарам хотелось выполнить при этом некоторые из обрядов, употреблявшихся при приеме иностранцев, - обрядов, оскорбительных для религиозного христианина. Св. Александр на требование пройти между двух огней и поклониться солнцу и идолам отрекся от исполнения его, несмотря на гнев слуг ханских, которые донесли Батыю об отказе Св. Александра. «Царю, тебе поклонюся, - сказал Св. Александр, - Бог бо почти тебя царством, твари же не поклонюся: яко вся создана суть человека ради. Богу же единому, Ему же служу и Его же чту, Тому поклонюся». Батый одобрил поступок Св. Александра и отпустил его с великими почестями и дарами.

    Там же «Послы Папы пред Александром Невским». Картина представляет событие, когда Папа Иннокентий IV, желая обратить русских в католическую веру и рассчитывая, что затруднительные обстоятельства заставят русских князей искать помощи Папы, отправил в 1248 г. к Св. Александру двух хитрейших кардиналов Гальда и Гемонта (на картине изображены в красных мантиях) с письмом, исполненным лести. В этом письме Папа предлагает Благоверному князю Александру подчиниться римскому престолу и обещает признавать его знатнейшим между католическими князьями, ссылаясь и на то обстоятельство, что будто бы и отец Благоверного князя обещал уже свое повиновение Римской Церкви. Св. Александр ответил послам: «Мы знаем истинную историю веры и церкви от Адама до Христа и от Христа до 7-го Вселенского Собора: содержим то саме учение, которое преподано Апостолами и вашего учения принимать не желаем».

    Обе картины исполнил профессор Г.И. Семирадский; автор воссоздания А.К. Быстрое.

    На двух пилястрах стен, прилегающих к трапезе, изображены князья и княгини, родственники Св. Александра Невского. По бокам картины «Св. Благоверный князь Александр Невский в Орде» и «Послы Папы пред Александром Невским», с одной стороны, внизу, в рост: Св. Великая княгиня Александра (1-я супруга Св. Александра); выше поясные: Св. Великая княгиня Феодосия (мать Св. Александра), Св. Великий князь Мстислав Храбрый, Св. Великомученица княгиня Анна Новгородская.

    С другой стороны картин, внизу в рост: Св. Довмонт Псковский (Тимофей); выше поясные: Св. Великий князь Олег Брянский, Св. Великомученица княгиня Анна Тверская, Св. Великомученица княгиня Иулиания Вяземская. Исполнил художник Л.П. Пигулевский; автор воссоздания А.К. Быстров.

    На стенах между пилястрами, прилегающих к трапезе этого придела, на западной стене: «Преставление Св. Александра Невского в Городце». Св. Благоверный князь Александр Невский, возвращаясь из последнего (шестого) своего путешествия в Орду, по дороге заболел и остановился в Городецком Феодоровском монастыре. Почувствовав свою близкую кончину, он прощается с приближенными. Видя их глубокую скорбь и рыдания, умирающий говорит: «Удалитесь и не сокрушайте души моей жалостию». Приняв схиму 14 ноября 1263 г., в ту же ночь он скончался.

    Там же «Погребение Св. Александра Невского во Владимире». Во время погребения Св. Александра Бог воздал заслуженную славу своему верному рабу и явил эту славу в чудесном событии, когда митрополит Кирилл возливает елей на усопшего схимника, а эконом Севастиан приблизился к гробу, чтобы вложить в руку грамоту душевную, рука Св. князя, как бы живая, простерлась и приняла грамоту. Пораженный видением, митрополит сообщил об этом явлении предстоящему народу. Данное событие произошло в монастыре Рождества Богородицы, где 23 ноября 1263 г. и погребен усопший Благоверный князь, оплакиваемый всей Русской землей.

    Обе картины исполнил профессор Г.И. Семирадский; автор воссоздания А.К. Быстров.

    По бокам картин Преставление Св. Александра Невского и Погребение Св. Александра Невского, с одной стороны внизу в рост: Св. Великая княгиня Васса (2-я супруга Александра Невского); выше поясные: Св. князь Ярослав Новгородский, Св. княгиня Евпраксия Псковская, Св. князь Владимир Новгородский.

    С другой стороны картин, внизу в рост: Св. княгиня Мария - Марфа; выше поясные: Св. княгиня Ксения, Св. князь Андрей Смоленский, Св. князь Андрей - Иоасаф Вологодский. Исполнил художник Л.П. Пигулевский; автор воссоздания А.К. Быстров.

    На 2 противоположных стенах, прилегающих к хорной лестнице, изображены чудотворные и явленные иконы Богородицы.

    Верхняя часть северной стены, в рост: Боголюбская-Владимирская икона Богородицы; по бокам поясные иконы Богородицы: Елецкая-Черниговская, Смоленская-Умиление; внизу: Новгородская-Знамение, Феодоровская-Костромская, Корсунская-Торопецкая, Ярославская.

    Верхняя часть южной стены, в рост: Путивльская икона Богородицы; по бокам поясные иконы Богородицы: Муромская, Курская; внизу: Новгород-Северская, Новодворская, Бардовская, Толгская. Верхняя часть восточной стены, прилегающей к хорной лестнице, в рост: Мирожская-Псковская икона Богородицы; по бокам поясные иконы Богородицы: Колоченская Яхромская; внизу: Почаевская, Грузинская, Страстная, Шуйская.

    Верхняя часть западной стены, в рост: Печерская икона Богородицы; по бокам поясные иконы Богородицы: Петровская, Гребневская; внизу: Пименовская, Тихвинская, Девпетерувская, Коневская. Исполнил художник Фартусов, автор воссоздания Н.А. Мухин.

    На нижних частях стен придела, под изображениями чудотворных икон Богородицы изображения Святых, с одной стороны, в рост: Св. Паисий Угличский, Св. Антоний Дымский-Новгородский, Св. Кассиан Угличский, Св. Кирилл Новоезерский, Св. Иаков Боровицкий, Св. Даниил Переяславский.

    С противоположной стороны, в рост: Св. Николай Псковский, Св. Корнилий Псковский, Св. Никандр Псковский, Св. Иоасаф Святогорский, Св. Мартирий Зеленецкий, Св. Ассиап Мангубский.

    Исполнил художник Я.С Башилов; автор воссоздания Н.А Мухин.

    Далее: Западное крыло Храма Христа Спасителя

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос