Храм Христа Спасителя - главный храм

Дата публикации или обновления 04.11.2021

К оглавлению - храмы Москвы

  • К оглавлению - «Храм Христа Спасителя».

  • Внутреннее пространство Храма разделяется на три части: нижний круговой коридор, над ним вверху хоры и сам Храм. Эти три части образовались от четырех мощных столбов, поддерживающих свод купола и всё здание так, что между ними и наружными стенами здания образовалось пространство, которое и составляет коридор, отделенный от храма. Над ним помещаются круговые хоры.

    Храм Христа Спасителя

    Нижний коридор Храма служит наглядным памятником славных событий Отечественной войны.

    Если мы войдем в Храм через западные врата, то налево от входа на стене коридора увидим на белых мраморных досках Высочайший манифест от 13 июня 1812 года о вступлении французской армии в пределы России, а затем Воззвание от 6-го июля к народу русскому об ополчении.

    Дальше с двух сторон коридора помещено в хронологическом порядке на мраморных досках описание 71 сражения, прошедшего на территории России в 1812 году. В таком виде: сражение такое-то, год, месяц и число, командующий войсками такой-то, участвовавшие войска и орудия, имена убитых и раненых в этом сражении офицеров и общее число выбывших из строя солдат. Наконец, какие награды были получены за это сражение.

    Надписи расположены так, что заканчиваются на восточной стороне Храма, где помещены манифесты: об изгнании Наполеона из пределов России 25 декабря 1812 года, два благодарственных манифеста - один к русскому народу, а другой - к русскому дворянству за их усилия и жертвенность во время опасности для Отечества; напротив горнего места - манифест о построении Храма Христа Спасителя в Москве в благодарность Богу и в память на века. По сторонам - манифест городу Москве и об учреждении медали в память 1812 года.

    По южной и западной сторонам, в хронологическом порядке и по тому же типу, расположены доски с описаниями 87 заграничных сражений, заканчивающиеся у западных дверей манифестами: о взятии Парижа, низложении Наполеона и о восстановлении мира в Европе.

    На последней доске представлены важнейшие вехи воссоздания храма.

    Внутренний интерьер

    Прежде чем перейти к описанию главного Храма и его приделов, рассмотрим живопись на своде и поясе главного купола, на сводах малых куполов, на парусах и нишах Храма.

    В самой верхней части Храма, на своде главного купола, в восточной стороне, видим изображение Господа Саваофа, Ветхого старца, сидящего и благословляющего обеими руками, имеющего в лоне Сына Божиего в образе Младенца с хартией, на которой написано: «ЛОГОС» (слово), а на груди Дух Святой в виде голубя. Изображение это расположено вверху потому, что Господь Вседержитель превыше всего: само небо служит Ему престолом. По слову Всемогущего Творца возникает земной шар и крылатые херувимы, озаренные в полете пламенем первобытного огня. Голова Господа, согласно библейскому сказанию, убелена сединой, руки воздеты. Он творит вселенную и в то же время благословляет созидаемое Им.

    Развевающаяся Его риза образуется как бы из творимого Им света и вместе с Ним исчезает в пространстве. Вокруг Его сонмы ангелов устремляют благоговейно взоры к Святому Источнику их беспредельного существования. Мысль о вечности выражена на челе Господа и соединением седины со свежестью силы и лица Божия, а мысль о всемогуществе выражена во всей Его фигуре сочетанием покоя и движения в момент мироздания в одно нераздельное, гармоничное целое, которое в то же время представляет и изображение Трехипостасного Бога. На западной стороне неба начертано древнееврейскими буквами одно из библейских наименований Господа Вседержителя: «Элоги.и», что значит «Силы».

    Под этим знамением бытия и вездесущности Божия в таинственном смысле представлены возникшие уже и возникающие ангелы, крылатые херувимы и серафимы, вечно славящие Святого Творца всего видимого и невидимого. Изображение окружено сильным сиянием, простирающимся во все стороны на значительную часть голубого неба. Трудность воплощения этой задачи была связана с тем, что необходимо выразить мысль о вечности и всемогуществе Божием согласно духу православия и канонам церкви. Кроме того, так как свод купола представляет вогнутую линию и находится от зрителя на удалении, то естественно, что при таких условиях фигуры должны быть огромными (большая из них около 15 метров, меньшая - 6,5 метров), но совершенно прямыми и во всех своих частях пропорциональными.

    Наконец, необходимо подобрать такие цвета и краски, чтобы они придали фигурам, как того требует характер их, некоторую воздушность. Выполнение этой сложной работы было поручено московским художникам во главе с Е.Н. Максимовым, известным своими росписями храмов и монастырей от Оптиной пустыни до Кипра.

    Пояс главного купола.

    Идея о сотворении мира, вечности и всемогуществе Творца естественно переносит молящихся мыслью к последующей истории рода человеческого. Период времени от грехопадения до сошествия Святого Духа на апостолов заключает в себе ветхозаветные предсказания и преобразования о пришествии Мессии, само пришествие и служение Его роду человеческому. В поясе главного купола представлены лица ветхозаветной и новозаветной Церкви, имеющие особенное значение по отношению к Спасителю мира - или как предвозвестники Его пришествия, или как свидетели Его жизни и проповедники Его учения.

    Таким образом, на восточной стороне в поясе главного купола изображен Спаситель, сидящий в белом хитоне с раскрытой книгой, в которой, написано: «Аз есмь свет миру» (Иоанн, VIII, 12). Вокруг Спасителя, с двух сторон от Него, расположено тридцать священных изображений.

    Слева: Божия Матерь, Архангел Михаил; праотцы: Адам, Ной, Исаак; пророки: Моисей, Илия; апостолы: Петр, Иаков, Андрей, Варфоломей, Матфей, Иуда; Первомученик Стефан, Св. Равноапостольный князь Владимир.

    Справа: Иоанн Предтеча, Архангел Гавриил; праотцы: Енох, Авраам, Иаков; пророки: Давид, Исайя; апостолы: Павел, Иоанн, Филипп, Фома, Иаков Алфеев, Симеон; Царь Константин, Св. князь Александр Невский. Эти изображения составляют небесную Церковь, собравшуюся около Спасителя и представляющую собой момент радостного, благодарящего торжества.

    Вокруг пояса сделаны надписи. На восточной стороне: «В начале бе слово и Слово бе к Богу и Бог бе Слово. Сей бе искони к Богу» (Иоанн, Гл. 1, ст. 1). На северной: «Вся тем быша и без Него ничто же бысть, еже бысть» (Иоанн, Гл. 1, ст. 3). На западной: «И Того даде главу выше всех церкви, яже есть тело Его» (Ефес. Гл 1, ст. 22,23). На южной: «И слово плоть бысть и вселися в ны и видехом славу Его» (Иоанн. Гл. 1, ст. 14). Роспись пояса главного купола, исполненную в XIX в. первоначально профессором П.В. Васиным, а впоследствии переписанную академиком Н.А. Кошелевым, воссоздал В.П. Псарев.

    Своды малых куполов

    На своде восточного крыла изображен Святой Дух в виде голубя, в ярком сиянии, окруженный семью божественными Его дарами. Вокруг свода группы двукрылых херувимов (автор воссоздания Е.Н. Максимов).

    На своде западного крыла (напротив алтаря) изображен Спаситель, сидящий на престоле в царском облачении; в руках Его - книга и скипетр. Над Ним простирается радуга, под Ним - стеклянное море, напротив Него - 24 старца, поклоняющиеся Ему (автор воссоздания Е.Н. Максимов).

    На своде южного крыла (придел Святителя Николая) изображен Иисус Христос Младенцем, окруженным ангелами, с надписью: «Слово Плоть бысть и вселися в ны и видехом славу Его, славу якоже единородного от Отца» (Иоанн, Гл. I, ст. 14). По углам свода четыре шестикрылых серафима (автор воссоздания А.К. Быстров).

    На своде северного крыла (придел Св. Александра Невского) изображен Господь Вседержитель, держащий в руках скипетр и книгу судеб, запечатанную семью печатями; у ног Его - четыре Евангелиста в виде апокалипсических животных, воспевающих Его славу.

    По углам свода четыре шестикрылых серафима. На западной стороне свода надпись: «Свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, иже бе, сый и грядый» (Апокал. IV, 8) (автор воссоздания Е.Н. Максимов).

    Вся живопись в малых куполах в XIX в. исполнена академиком Н.А. Кошелевым. Сюжеты заимствованы из Апокалипсиса.

    Паруса Храма

    Служащие основанием для купола четыре внутренних столба Храма (пилоны), в верхней их части, при соединении с арками расширяются, образуя так называемые паруса.

    На парусах Храма помещены четыре священные картины - три из них изображают важнейшие моменты земной жизни Спасителя, в которых Господь явил Свою славу: Преображение, Воскресение и Вознесение Христа, а четвертая картина - Сошествие Святого Духа на Апостолов. Ниже этих картин помещены изображения Евангелистов - учеников и свидетелей Христовых чудес, передавших нам Божественное учение и различные сведения о Его земной жизни.

    На северо-восточном парусе: Преображение Господне (автор воссоздания В.А. Бакшаев), а под ним - Евангелист Лука (автор воссоздания А.В. Артемьев). На юго-восточном парусе: Вознесение Господне (автор воссоздания В.А. Бакшаев), а под ним - Евангелист Иоанн (автор воссоздания А.В. Артемьев).

    На северо-западном парусе: Воскресение Господне, а под ним - Евангелист Матфей (автор воссоздания В.И. Нестеренко). На юго-западном парусе: Сошествие Святого Духа на Апостолов, а под ним - Евангелист Марк (автор воссоздания С.Н. Присекин).

    Живопись в парусах Храма в XIX в. первоначально исполнена, но не завершена ректором Императорской академии художеств Ф.А. Бруни. Окончательно живопись завершена академиком Е.С. Сорокиным.

    В трех больших арках, образованных парусами, написан Символ веры; на южной арке помещены три первые его члена, на западной - 4, 5, 6, 7 и на северной - остальные 5. На восточной арке начертана песнь «Единородный Сыне и Слове Божий...».

    Ниши Храма

    В четырех углублениях (нишах), сделанных в нижних частях пилонов, написаны следующие освященные изображения:

    Северо-восточная ниша: «Поклонение пастырей родившемуся младенцу Иисусу в Вифлееме».

    Изображение представляет широко открытую пещеру, в середине ее, в яслях, предвечный Младенец; около Него - Божия Матерь, дальше - Иосиф обручник. С противоположной стороны приближаются пастыри, предшествующий из которых преклоняет колена перед Спасителем.

    Юго-восточная ниша: «Поклонение волхвов и принесение дл-рок Младенцу Иисусу». Изображение представляет пещеру, посреди которой Пресвятая Дева, предержащая Спасителя. К Нему приближаются волхвы, в руках которых дары: золото, ливан и смирна, принесенные Спасителю как Богу, Царю и Человеку.

    Северо-западная ниша: «Благословение Преподобным Сергием Великого князя Димитрия Донского на брань против татар». Великий князь Димитрий с преклоненною головой принимает благословение Преподобного Сергия, позади которого стоят монахи Пересвет и Ослябя: в руках у них мечи, вложенные в ножны с препоясаниями, как бы в ожидании, что Преподобный Сергий благословит их препоясаться идти на брань.

    Юго-западная ниша: «Помазание Давида, сына Иессеева, на царство пророком Самуилом». Посреди картины Давид с преклоненною головой и крестообразно сложенными на груди руками. С одной стороны Самуил, возливающий елей на голову Давида, с другой - отец и братья помазуемого.

    В XIX в. все четыре картины исполнены профессором живописи В.П. Верещагиным. Автор воссоздания живописи в нишах в современном Храме - Н.Н. Соломин.

    В клиросах помещены два образа, выполненные в XIX в. профессором Е.С. Сорокиным: в правом клиросе - Нерукотворный Образ Спасителя, а в левом - Владимирский образ Божией Матери (автор воссоздания СВ. Филатов).

    Над тремя главными входными дверями, с западной, южной и северной сторон, сверху дверей в орнаментных кругах помещено шесть живописных изображений Христа Спасителя, благословляющего входящих на молитву и выходящих из Храма. В историческом Храме эти росписи исполнил В.Д. Фартусов. Авторы воссоздания - протоиерей Герасим Иванов и В.Ф. Павлов.

    На западной лицевой стене: Спаситель благословляет входящих на молитву, с одной стороны Его Святитель Николай и с другой - Св. Благоверный князь Александр Невский.

    На противоположной стене: Спаситель с Открытым текстом Евангелия: «Приидите ко Мне вси труждающиеся и обремененнии и Аз упокою вы». С одной стороны Его Божия Матерь, с другой - Иоанн Предтеча.

    На южной лицевой стене: Нерукотворный Образ Спасителя, а на противоположной стене: Господь Вседержитель в царском облачении. По бокам этих изображений - Ангелы.

    На северной лицевой стене: Иисус Младенец, а на противоположной стене - Христос в архиерейском облачении; по бокам этих изображений - Ангелы.

    Далее: Главный Иконостас Храма Христа Спасителя

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос