Вторая половина XVIII в. Святитель Тихон Задонский.

Дата публикации или обновления 04.11.2021
  • Вознесенский кафедральный собор, город Елец
  • К оглавлению: Соборный храм Вознесения Господня в городе Ельце
  • Фильм Остров
  • Вторая половина XVIII в. Святитель Тихон Задонский.

    Во второй половине XVIII в. классический стиль в храмовом строительстве России пришёл на смену стилю барокко, однако в Ельце первые постройки в этом стиле появились лишь к концу столетия. К первым классическим храмам можно отнести реконструированное здание старого собора на Красной площади (реконструкция 1781 г.) и Знаменскую церковь 1783— 1813 гг., ставшую впоследствии соборным храмом Знаменского монастыря. Несмотря на то, что в это время в городе велось строительство ещё нескольких храмов, в их облике по-прежнему преобладали барочные и даже древнерусские черты.

    Классический стиль сух и прост, ему чужда асимметрия, всё выверено профессиональным архитектором, его чертежом, вычерченным циркулем и линейкой. Народные мастера рубежа XVIII —XIX вв. перестают быть авторами сооружений, они лишь исполняли волю архитектора и его помощника, следивших за строительством.

    Елец в XVIII в. оставался патриархальным городом, жители которого продолжали жить старыми обычаями и традициями. По свидетельству старожила г. Ельца Ивана Ивановича Исаева "...в старину, когда бывал какой-нибудь торжественный день, тогда десятские ходили по приказанию начальства в дома жителей Ельца и собирали народ в церковь для слушания обедни".

    При этом жители Ельца продолжали держаться многих языческих пережитков, предрассудков и суеверий — святочных, весенних, купальских и иных. Широко распространена была среди горожан страсть к кулачным боям.

    Духовному просвещению ельчан, распространению грамотности и церковного благочестия способствовала особая любовь к древнему городу и его жителям святителя Тихона (Соколова), епископа Воронежского и Елецкого. В 1765 г. епископ Тихон открыл в Ельце латинскую школу для детей елецких священников. Первым учителем Елецкой латинской школы был назначен Лебедянский диакон Максим Ефремов, которого перевели в Покровскую церковь Ельца с жалованием 40 рублей в год. Школа просуществовала только до 1766 г., поскольку оказалось, что желающих обучать своих детей было слишком мало.

    Будучи на покое в Задонском Богородицком монастыре, Святитель часто посещал Елец, находя в нём много благочестивых горожан, известных своей кротостью и взаимным согласием, усердных к храмоздательству и украшению храмов Божиих. Для духовенства и мирян Святитель был утешителем в житейских и духовных недугах, наставником в душеспасении. Своими проповедями и беседами он способствовал прекращению в Ельце "...кулачных боёв, разгульного бесчинства на масляной недели и на качелях в летнее время"20. Не оставлял своим вниманием великий угодник Божий нищих, заключённых и вообще всех страждущих жителей города. Он посылал своего келейника или часто сам тайно посещал Елец для раздачи всей своей пенсии нуждающимся. После одного из стихийных бедствий, нанесших Ельцу огромный урон, святитель Тихон сам ездил в Воронеж и Острогожск для сбора пожертвований пострадавшим.

    Понятна ответная любовь ельчан, считавших архипастыря своим покровителем и духовным отцом. Это наглядно проявлялось в трогательных сценах проводов Святителя в Задонск. Толпы жителей Ельца выходили на берег Сосны, стремясь под святительское благословление. Сам же епископ Тихон, отъехав на некоторое расстояние от Ельца и поклонясь многочисленным крестам елецких церквей, говорил: "Нет, не Елец, а Сион новый, Божие жилище". Когда же в одно время Святитель решил вернуться на свою родину в Новгородскую губернию, то остановила его именно любовь к Ельцу: "Мне жаль, — говорил он, — расставаться с этим городом, точно я в нём родился".

    Святителя Тихона связывала крепкая духовная дружба с жителями Ельца, некоторые из которых впоследствии почитались как подвижники веры и благочестия. Особенно же любил и уважал архипастырь старосту Покровского храма Косьму Игнатьевича Студеникина. Другом святителя Тихона называли и священника Покровской церкви о. Василия. Он был погребён в северо-западной части трапезной своего храма. Когда перестраивалась Покровская церковь, тело священника было обретено нетленным.

    Очень был расположен святитель Тихон и к будущему знаменитому священнику Преображенской церкви Ельца Иоанну Борисовичу Жданову. Первая его беседа со Святителем "воспламенила молодое сердце к Богу и послужила высоким христианским уроком на всю дальнейшую жизнь". Впоследствии святитель Тихон не прерывал духовного общения с о. Иоанном, любил и уважал его.

    Ельчанином был известный келейник Святителя Василий Иванович Чеботарёв, автор "Записок о святителе Тихоне". Он умер в Ельце мирянином. Любил святитель Тихон "набожного и воздержанного" Григория Фёдоровича Ростовцева, в доме которого останавливался при последнем посещении Ельца, "Нам, монахам, — говорил Святитель, - надобно учиться добродетельной жизни в его доме".

    Родом из Ельца был и великий задонский праведник схимонах Митрофан (в миру Михаил Голощапов, умер 27 февраля 1793 г.). Удалившись в Задонский монастырь в поисках уединения и душеспасения, он сделался известным тогда ещё епископу Воронежскому и Елецкому Тихону, а в бытность Святителя на покое в Задонском Богородицком монастыре Митрофан "был его постоянным собеседником и духовным сотаинником. Исполнял все поручения Святителя... На руках схимонаха Митрофана Святитель закрыл свои глаза. Чрез три года Святитель, явившись по кончине очевидным образом, сказал Митрофану о начале своего прославления Богом".

    Задонская подвижница Матрона Наумовна Попова тоже происходила из Ельца. Страдая с детства падучей болезнью, она получила исцеление по молитвам к великому угоднику Божию, святителю Тихону Задонскому, приложившись к его надгробию и выпив масло из теплившейся над могилой лампадки. Впоследствии она по совету затворницы Мелании переселилась в Задонск, где основала странноприимный дом, переименованный позже в Троицкий женский монастырь.

    Особые отношения сложились у Святителя Тихона с Иоанном Тимофеевичем Каменевым — бывшим чиновником Елецкой провинциальной канцелярии, принявшим на себя подвиг Христа-ради юродства. Достигнув благодатного дара читать мысли людей, блаженный Иоанн однажды, когда ум святителя Тихона посетила горделивая мысль о своём нравственном превосходстве пред другими, ударом по щеке и сказанными ему на ухо словами: "Не высокоумь", — уврачевал будущего угодника Божия от этой духовной болезни.

    Со дня смерти епископа Тихона в 1783 г. начались постоянные паломничества ельчан в Задонск для служения панихид на его могиле, и задолго до открытия мощей Святитель стал в Ельце местночтимым святым. Традиция его особого почитания сохранялась в Ельце все последующие годы. В Ельце хранилось несколько портретов святителя Тихона Задонского, считавшихся его прижизненными изображениями. Прежде всего, это портрет, пожертвованный в 1909 г. Р.А. Ходовой в Покровскую церковь. "На портрете Святитель изображён как полный брюнет, с очень изящным, приветливым и серьёзно-философским выражением лица, с прямым носом, красивыми карими, глубоко выразительными глазами, с прекрасным цветом лица. Лицо очень белое, лишено морщин и прыщей, с густыми, почти чёрными, тёмно-каштановыми волосами, с лёгкой проседью, с большою, окладистою, полуседою, тёмной бородой, с тёмными, посредине подстриженными усами. Те же черты и на портрете в Задонске в соборе монастыря, а ранее находившемся в церкви, где покоились мощи Святителя". Подобные портреты хранились в соборе Елецкого Знаменского монастыря и в квартире священника елецкого Вознесенского собора отца Василия.

    Икона-портрет, хранившаяся у отца Василия, была покрыта серебряной ризой, частично перекрывавшей изображение. Портрет принадлежал супруге о. Василия — Марии Павловне, урождённой Глумовой. Сестра её бабушки была замужем за Ростовцевым, другом Святителя.

    Епископ Тихон III (Ступишин-Малинин), сам глубоко почитавший святителя Тихона, не раз приезжавший к нему в Задонск за советом и наставлениями и совершавший 20 августа 1783 г. чин погребения великого угодника Божия, был последним в истории епископом Воронежским и Елецким. 6 мая 1788 г. последовал высочайший указ о разделении епархий в соответствии с разделением на губернии, после чего 17 мая указом Св. Синода Севская епархия, будучи викариатством Московской епархии, была обращена в самостоятельную Орловскую епархию. Архиереи новообразованной епархии, пределы которой вполне совпадали с границами учреждённой в 1779 г. Орловской губернии, стали отныне именоваться Орловскими и Севскими. Елец вошёл в пределы Орловской епархии, связав с ней свою судьбу на полтора века.

    Далее: Елец - уездный центр Орловской губернии
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос