Первый епископ Елецкий

протоиерей Митрофан

Дата публикации или обновления 04.11.2021
  • Вознесенский кафедральный собор, город Елец
  • К оглавлению: Соборный храм Вознесения Господня в городе Ельце

  • Первый епископ Елецкий протоиерей Митрофан Васильевич Афонский

    Крупный промышленный и торговый город, Елец в начале XX в. являлся подлинным центром православной культуры. Особое значение Ельца в церковной жизни региона подтверждает учреждение в 1906 г. в Орловской епархии Елецкого викариатства. Первым епископом Елецким стал протоиерей Митрофан Васильевич Афонский (1861 — 1918). Уроженец Орловской губернии, он получил образование в Первом орловском духовном училище, затем в Орловской духовной семинарии и Московской духовной академии. В 1886 г. состоял преподавателем частной женской гимназии Сухотиной, а в 1888 г. назначен учителем русского языка во Второе орловское духовное училище, занимая одновременно должность учителя пения в 1-ой Орловской мужской гимназии.

    22 ноября 1892 г. М.В. Афонский был рукоположен в священника с назначением законоучителем Александровского сиротского приюта, а 31 декабря 1896 г. назначен штатным членом духовной консистории. С 1897 по 1910 гг. он редактировал "Орловские епархиальные ведомости". 25 августа 1906 г. последовал указ Св. Синода о "бытии протоиерею Митрофану Афонскому, по предварительном принятии им монашества, епископом Елецким, викарием Орловской епархии". 9 сентября Митрофан Афонский принял монашество с оставлением прежнего имени, а 17 сентября т. г. был хиротонисан в московском Успенском соборе во епископа.

    Епископ Митрофан Елецкий оставил о себе добрую память среди духовенства и мирян как незаурядная личность и милостивый архипастырь, доступный для всех и всегда готовый оказать просителям посильную помощь или подать совет. Проживая постоянно в Орле, Владыка Митрофан часто посещал Елец, проживая иногда по нескольку недель в Троицком мужском монастыре, настоятелями которого с момента введения викариатства были елецкие епископы. Он часто служил в елецких храмах, заботясь о том, чтобы служба была строго уставная и благолепная. Будучи знатоком и любителем церковного пения, епископ Митрофан завёл в Троицком монастыре пение стихир и антифонов с канонархом, что способствовало уяснению молящимися церковных песнопений и смысла богослужения.

    По инициативе Елецкого епископа в зале городской думы устраивались публичные лекции с привлечением к участию в них гимназических законоучителей и городского духовенства. Не забывал Владыка и церковные школы, наблюдая за постановкой преподавания и обучения церковному пению. По его инициативе в Ельце был составлен детский хор для пения при архиерейском богослужении. Преосвященный Митро-фан содействовал организации в Ельце Общества хоругвеносцев, чья деятельность немало способствовала вовлечению простых людей в активную приходскую жизнь, воспитывала и укрепляла в них глубокие патриотические чувства, основанные на любви к родной истории, православной вере и русской государственности.

    Зарекомендовавший себя с наилучшей стороны Преосвященный Митрофан (Афонский) 2 апреля 1910 г. получил назначение на самостоятельную) Екатеринбургскую кафедру, а 2 марта 1914 г, был переведён в Каменец-Подольск, где и скончался на покое в 1920 г.

    Деятельность епископа Митрофана в Ельце проходила в сложный период во время и после первой русской революции 1905— 1907 гг. Снижение активности церковной жизни в городе поставило перед духовенством задачу её оживления за счёт организации воскресных чтений, церковных хоров, просветительных церковных организаций, библиотек-читален и обществ трезвости. Священству не возбранялась и организация потребительских обществ.

    В Чёрной слободе протоиерей Н. Макарьев и священник Т. Бутягин с членами приходского совета организовали чтения для прихожан Владимирской церкви. На общем пастырском собрании елецкого духовенства и мирян, членов церковноприходских советов и попечительств 27 февраля 1907 г. был избран особый просветительный совет. В состав совета вошли: благочинный — как председатель пастырских собраний; члены исполнительного совета: священники Николай Брянцев, Николай Протасов и кандидат прав А.П. Бутягин. Кроме того, протоиерей В.Е. Рязанов, священники Владимир Кавказский, Фёодор Руднев, Николай Орлов и Тихон Бутягин и миряне — члены церковно-приходских советов: присяжный поверенный А.П. Глумов, инспектор народных училищ Г.С. Высокосов и жена священника О.А. Брянцева. Совет активно занимался внебогослужебными чтениями в городских храмах Ельца. 18 октября 1909 г. в Чёрной слободе освятили и открыли помещение для проведения в нём чтений, размещения библиотеки-читальни имени умершего протоиерея Павла Николаевича Бутягина, воскресной школы и чайной. Строителем был священник Т.Н. Бутягин, а крупным жертвователем — прихожанин Николай Васильевич Ростовцев. Все эти меры способствовали подъёму церковной и приходской деятельности, усилению роли Православной Церкви в общественной и частной жизни Ельца.

    Далее: Второй епископ елецкий архимандрит Митрофан (в миру Михаил
    Александрович Землянский)
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос