Начало отделочных работ

Дата публикации или обновления 04.11.2021
  • Вознесенский кафедральный собор, город Елец
  • К оглавлению: Соборный храм Вознесения Господня в городе Ельце

  • Начало отделочных работ

    К весне 1854 г. закончились запасы кирпича. Ежегодно на постройку расходовалось по миллиону штук, и заводы с трудом справлялись с заказом. Цена кирпича в городе выросла с 4 руб. до 5,5 руб. за тысячу. В трапезной было устроено отопление амосовской печью. Топка печи была расположена в подвальном этаже, а в церковь были проведены каналы для теплого воздуха и сделаны отдушины. В 1854 г. в трапезной начались отделочные работы, был установлен иконостас. Московский иконостасный мастер Котов взял подряд на изготовление двух иконостасов за 8 500 руб. Еще 1 610 руб. уплатили строители за живопись икон. Заканчивал иконостасы московский мастер Никифор Васильевич Соколов.

     Липецкая область, Елец, Вознесенский кафедральный собор.

    В 1855 г. выполнялась позолота, покупалась утварь. Престол и Царские Врата для трапезной церкви были сделаны из серебра и пожертвованы Михаилом Петровичем Лашиным. Была сделана железная дверь с литыми украшениями, стоившая 1 000 руб. серебром. В этом году строительство не производилось, так как шла заготовка материалов. В сентябре 1855 г. оба алтаря в трапезной церкви были готовы к освящению. На торжество прибыл архиепископ Орловский Смарагд. Освящение архиерейским чином правого алтаря во имя святителя Николая Чудотворца состоялось 29 сентября, а левого алтаря во имя святителя Димитрия Ростовского — 2 октября. Так, во вновь устроенной соборной трапезной, освящённой Преосвященным Смарагдом, через 10 лет после начала постройки собора начали совершаться богослужения.

    К 1861 г. стены храмовой части собора были выстроены снаружи до карниза, а внутри — до пят арок и сводов. Предстояла серьезная работа по устройству тяжёлого карниза и парапета, возведению сводов и куполов. Чтобы излишне не утяжелять здание, строителям советовали сделать карниз из дерева и обшить его кровельным железом. Однако и Петров, и Платонов решили не отступать от проекта. Карниз и парапет были сооружены из белого веневского камня. Здесь блеснул своим искусством талантливый каменщик Г.М. Платонов. Между тем возникла серьёзная проблема, связанная с появлением в предалтарной стене трещины. Для консультации из Москвы был приглашён архитектор Воронихин, который посоветовал сделать прикладку каменной стены со стороны алтарей толщиной в аршин, а внутри алтарей — 3/4 арш. Так и было сделано, после чего распространение трещины прекратилось.

    30 декабря 1862 г. неожиданно скончался строитель собора И.Г. Петров, посвятивший делу его возведения более двадцати лет своей жизни. С ним случился апоплексический удар на обеде у городского головы, где проводилась подписка пожертвований на постройку собора. Вскоре на его место был избран племянник Ивана Герасимовича — купец Александр Петрович Петров (1811 — 1870). Не и ему не удалось завершить стройку связи со смертью, последовавшей 15 мая 1870 г. После этого строителем собора был избран сын последнего Александр Александрович Петров (1834—1894), Именно на его долю выпали двадцатилетние хлопоты по завершению строительства и отделке собора. Новому строителю предстояло решить труднейшие задачи: окончить каменные работы, сделан кровлю на сводах и куполах, поставил "яблоки" и кресты, устроить сходы I входные двери, установить окна, сделав полы, иконостас, расписать собор.

    В 1870 г. на постройку собора по подписке было собрано 9 893 руб. В 1871 г. прихожанин Вукол Михайлович Лавров пожертвовал на собор 2 000 руб. и 300 пудов белого железа. В 1872 г. градское общество по определению думы ассигновало на "народную стройку" 25 000 руб.

    В 1872 г. были возведены своды храмовой части, а в следующем году закончены все пять куполов, установлен бронзовые с позолотой "яблоки" и кресты. На главах установлены железные стропила общим весом 1 600 пудов. Мастер М.И. Лихутин получил 6 руб. 50 коп за каждый пуд конструкций. Маковки собора покрыли белым железом. По проекту архитектора Дмитриева московский мастер В.Н. Короткий изготовил бронзовые с позолотою "яблоки" и кресты, которые обошлись доброхотным жертвователям в 21 тыс. руб. В 1874 г. собор был покрыт чёрным листовым железом, покрашенным в белый цвет. Внутри здания возведены каменные своды над подвальным этажом. Ещё два года ушло на установку железных переплётов с толстым бемским стеклом в окнах стен и барабанов.

    С 1877 г. в соборе начались штукатурные и лепные работы. Московский архитектор, бывший тогда главным архитектором Купеческого общества, Александр Степанович Каминский осуществлял архитектурно-строительный контроль на завершающем этапе строительства. В 1878 г. он разработал проект иконостаса. Его нижний ярус и балдахин перед царскими вратами было решено выполнить из позолоченного резного дерева, а два верхних яруса сделать лепными из алебастра или цемента, раскрасить и позолотить.

    В 1878 г. на отделку и украшение собора по подписке было собрано 29 372 руб., в том числе на большую люстру в храмовой части купцом А.П. Ростовцевым было пожертвовано 5 000 руб. В том же году началось возведение главного иконостаса. Подряд в 36 тыс. руб. на изготовление нижнего яруса иконостаса получил московский мастер-резчик Лебедев.

    Сооружать верхние ярусы за 6 тысяч подрядился лепщик Сысоев. В 1879 г. на устройство иконостаса в правом приделе во имя Казанской иконы Божией Матери Л.М. Петрова и И.Н. Ульянов пожертвовали по 5 000 руб. На устройство иконостаса в левом приделе во имя святого благоверного князя Александра Невского по приговору градского общества было определено выдать из городских сумм 12 000 руб.

    Установка и позолота нижнего яруса иконостаса была завершена в июле1889 г. В росписи собора и написании икон для иконостаса приняли участие Алексей Иванович Корзухин (1835 — 1894) и Клавдий Васильевич Лебедев (1852— 1916). Расписывать собор, писать иконы для иконостаса первоначально ельчане пригласили известного живописца Алексея Ивановича Корзухина. Он успел расписать купол, часть стен собора, написать 17 икон для иконостаса, но контракт был расторгнут. Заказчику и архитектору работа почему-то не понравилась. Она была "признана неудовлетворительной по исполнению". Корзухину уплатили 7 тыс. руб. и от дальнейшей работы отстранили. Заканчивал роспись московский художник, академик Клавдий Васильевич Лебедев, который так же, как и А.И. Корзухин, входил в Товарищество передвижных художественных выставок. В 1887 г. была завершена работа по росписи стен и лепке иконостасов. За эту работу оплачено 35 000 руб.

    Предложение ельчан окончить роспись такого огромного храма было, видимо, первым крупным заказом молодого художника. Лебедев написал иконы нижнего яруса центрального иконостаса, полностью заполнил левый и правый иконостасы, расписал столбы и стены храмовой части собора.

    Далее: Росписи, иконостасы и иконы собора
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос