Елец — древнейший

город России

Дата публикации или обновления 04.11.2021
  • Вознесенский кафедральный собор, город Елец
  • К оглавлению: Соборный храм Вознесения Господня в городе Ельце

  • Елец — один из древнейших городов России

    Елец — один из древнейших городов России, впервые он упоминается в Никоновской летописи в 1146 г. Город "встал" на границе Русской земли со степью, и его главной задачей на долгие годы была оборона юго-восточных рубежей государства. Многократно сжигаемый и разоряемый кочевниками, Елец не раз спасал Русь от набегов вражеских полчищ, навеки покрыв себя воинской славой. Нобелевский лауреат Иван Бунин, учившийся в Елецкой мужской гимназии, писал о Ельце: "Самый город тоже гордился своей древностью и имел на то полное право: он и впрямь был одним из самых древних русских городов, лежащих среди великих чернозёмных полей Подстепья, на той роковой черте, за которой некогда простирались "земли дикие, незнаемые", а во времена княжеств Суздальского и Рязанского принадлежал к тем важнейшим оплотам Руси, что, по слову летописцев, первыми вдыхали бурю, пыль и хлад из-под грозных азиатских туч, то и дело заходивших над нею, первыми видели зарева страшных ночных и дневных пожарищ, ими запаляе-мых, первыми давали знать Москве о грядущей беде и первыми ложились костьми за неё..."

    Рождённому как пограничная крепость на границе с "Диким полем", Ельцу суждено было стать форпостом православной веры и культуры на южных рубежах Руси.

    Славянские племена вятичей, населявшие эти земли в VIII —XIV вв., достаточно долго сохраняли свои языческие верования. Сопротивление вятичской знати и жречества проникновению сюда из Киевской Руси христианства порой приводило к кровопролитию.

    Так, в 1113 г. в землях вятичей на берегах Оки погиб глава христианской миссии инок Киево-Печерского монастыря священномученик Кукша (в пострижении Иоанн) со своим учеником Никоном. Но уже вскоре история свидетельствовала о торжестве христианства в земле вятичей над язычеством.

    Первые материальные следы православной культуры на Елецкой земле относятся ко времени заселения Верхнего Подонья после разгрома половцев. Периодом XII — XIII вв. датируются находки на месте старого Ельца в районе пригородного села Лавы. В 1991 г. здесь — на посаде древнего города — был найден бронзовый крест размером 5 х 4,2 см. Находка воплощает в себе сюжет "процветшего креста". Подобное изображение креста пришло на Русь из Византии и судя по находкам в Новгороде, Гродно, Белоозере, Старой Рязани, изображениям на многих предметах X —XII вв., было распространено в домонгольской Руси. Здесь же, на Лавском археологическом комплексе, найден ещё ряд крестов XII —XIV вв. из бронзы и розового сланца, что указывает на распространение христианства среди местного населения в этот период.

    Елецкое княжество со времени своего основания находилось в вассальной зависимости от Черниговского княжества, а в церковном отношении входило в пределы Черниговской епархии. Красноречивым свидетельством "черниговского" происхождения населения Ельца, духовной близости этих городов служит наличие большого количества совпадений и похожести топонимов, начиная с самого названия города Ельца. Под Черниговом есть Елецкие озера, река Воргол. В самом Чернигове с 1066 г. "...с первых времен восприятия Россиею греческого вероисповедания", существовал Елецкий Успенский мужской монастырь.

    Со второй половины XII в. Елец входил в пределы Рязанского княжества, в церковном отношении продолжая подчиняться Черниговской епархии. После нашествия Батыя в 1237 г. и сожжения Чернигова архиерейская кафедра была перенесена в более близкий к Ельцу Брянск, что способствовало дальнейшему духовному просвещению Елецкой земли в XIII-XV вв. Правда, вхождение затем в 1365 г. Брянского княжества в состав Литовского государства и постоянное давление на Черниговско-Брянских епископов со стороны Литовской митрополии и униатов несколько затруднили нормальное развитие духовной жизни в Елецком крае.

    Сам Елец тем временем не раз становился на пути захватчиков — половцев и татаро-монголов, разорявших город грабежами и убийствами, сжигавших его дотла. У ельчан сохранилось предание, согласно которому, разорённую Елецкую землю в конце августа 1357 г. посетил святитель Алексий, митрополит Московский, направлявшийся в Орду к хану Чанибеку. Садясь на берегу Сосны в ладью, митрополит Алексий благословил ельчан и предрёк Ельцу славу и богатство. Жители погоревшего города просили при этом Святителя указать им новое место для возрождения Ельца.

    Обозрев окрестности, митрополит Алексий указал на холм, покрытый дубовым лесом, где над деревьями вилась стая голубей. В память этого события на том месте, где по преданию останавливался святитель Алексий, ельчане возвели на берегу реки деревянный столб, а затем — часовню, заменённую в 1812 г. каменной, в которой находилась икона святителя Алексия, митрополита Московского.

    Духовную радость подарило ельчанам путешествие по Дону митрополита Московского Пимена, которого 9 мая 1389 г. встретил в устье Воронежа князь Юрий Елецкий "...со своими боярами и со многими людьми" и, по словам очевидцев, воздал высокому гостю и всем бывшим с ним "честь и радость и утешение велие".

    В 1380 г. князь Фёдор Елецкий во главе своей дружины под знамёнами князя Димитрия Ивановича Московского насмерть бился с полчищами Мамая на поле Куликовом. А через пятнадцать лет — в 1395 г. — Елец подвергся нападению 400-тысячной армии монголов во главе с ханом Тимуром, в результате которого город был сожжён, жители его были либо убиты, либо взяты в полон. Масштабы трагедии, постигшие Елец в тот год, помогает оценить угроза крымского хана Саип-Гирея, через пятьдесят лет пообещавшего сделать с Пронском то же, что сделал Тамерлан с Ельцом. В память об этих страшных событиях 1395 г. в городе над могилами погибших во время нашествия Тамерлана ельчан были возведены четыре часовни, в которых постоянно теплились неугасимые лампады.

    Главным же памятником погибшим жителям Ельца стал крест, установленный над братской могилой на Красной площади и заключённый впоследствии как реликвия в деревянную часовню, перестроенную в 1801 г. в каменную. А само имя Тамерлана на долгие столетия стало для ельчан символом великого зла, беды и горя.

    Далее: Икона Божией Матери, называемая "Елецкая"
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос