200 лет

Троицкому храму Суджи

Дата публикации или обновления 04.02.2016
  • К оглавлению: Газета «Курские епархиальные ведомости»
  • К оглавлению раздела: Обзор православной прессы

  • 14 октября 2012 года, в праздник Покрова Божией Матери, митрополит Курский и Рыльский Герман совершил чин освящения восстановленного в первозданном виде Свято-Троицкого храма города Суджи и Божественную литургию в нём. По окончании богослужения курский архипастырь наградил жертвователей, строителей, благоукрасителей, настоятеля храма протоиерея Евгения Шестопалова и многих прихожан за усердные труды по воссозданию этого красивого старинного храма.

    Вначале в Судже была возведена Вознесенская церковь — деревянная, небольшая, с узкими окнами, колокольня стояла отдельно и была также деревянная. Что же касается Троицкой церкви, то она по времени своего основания гораздо позже Вознесенской: тем не менее, она уже является существующей в 1701 году. По обветшалости церкви и по бедности прихожан, не могущих ее поддерживать, решено было, по указанию епархиальной власти, присоединить Троицкую церковь к Вознесенской — из двух церквей составилась одна под общим именем Троице-Вознесенская.

    Постройка этой церкви окончилась в 1812 году, и в том же году она была освящена.

    Вскоре после этого прихожане задумали расширить свой храм устройством еще двух приделов, в правой стороне — во имя святителя Митрофана, а в левой — во имя Сретения Господня.

    Из донесения курского губернского архитектора Воронова курскому губернатору Н.П. Бибикову об окончании строительства в 1857 году ряда церковных и гражданских зданий указано, что «...окончена пристройка к Троице-Вознесенской церкви в г. Судже на средства прихожан двух теплых приделов. 25 сентября 1857 года архиепископом Курским и Белгородским Сергием освящены антиминсы, бывшие на престолах этих приделов».

    Таким образом, Троицкая церковь стала пятипрестольной и оставалась таковой вплоть до 1919 года.

    Во время страданий за веру и разорения Домов Божиих печальная участь постигла и Троицкий храм, 8 мая 1940 года он был закрыт.

    В Курском государственном архиве хранится дело № 202 о закрытии, основанном на решении исполкома «в связи с распадом церковного совета и не совершениями богослужений». В конце дела приложено прошение церковной старосты Ефросиний Андриановны Найденко с подписью членов приходского совета о нарушениях со стороны «Заготзерно» договора о совместном использовании здания церкви и незаконном занятии левого придела храма, где совершалось богослужение, зерном. Таким образом, постоянные обращения верующих в прокуратуру говорили об обратном.

    Возобновление церковной жизни произошло с началом Великой Отечественной войны. 7 декабря 1941 года состоялось собрание, на котором отец Иоанн Переверзев, бывший клириком в этом храме до закрытия, сообщил, что горуправление разрешило открыть храм и начать работы по восстановлению.

    В протоколе общего собрания прихожан Троицкой церкви Суджи, состоявшегося 9 августа 1942 года, содержится письменное свидетельство о пребывании в этом храме чудотворной иконы: «Собрание обсудило вопрос о чтимой иконе Божией Матери «Пряжевская», в прежнее время имевшей местопребывание в Белогорской пустыни, а в начале революции перенесенной в г. Суджу, сохраненной до сего времени и находящейся в нашем храме, и постановило просить Преосвященнейшего епископа Курского и Белгородского дать благословение остаться иконе в нашем храме и городе».

    Так, чаяниями и заботой прихожан в Судже на протяжении многих лет пребывала чудотворная святыня.

    Удивительным образом она сохранилась здесь и во время оккупации, хотя храм, в котором чудотворная Пряжевская икона Богородицы находилась, пережил трагические события.

    В феврале 1943 года через Суджу началось движение отступающих немецких войск. Отцу Иоанну Переверзеву — настоятелю храма — было приказано очистить место для размещения раненых.

    В докладной записке архиепископу Питириму он сообщал: «Через час храм был заполнен массой раненых мадьяр. На полах была постлана солома, около стен поставлено несколько печей. Несколько раз мы с членами приходского Совета просили солдат быть осторожными и предупреждали об опасности возникновения пожара.

    Однако случившееся несчастье не оказалось возможным предотвратить. В одну ночь храм загорелся. Пожар быстро распространялся, тушить было некому и нечем. Огнем уничтожены ценный иконостас, престол, жертвенник, сосуды, книги, священнические одежды и прочее. Утварь мною была вынесена еще до пожара.

    2 марта при отступлении последних частей немцы подожгли крышу храма и колокольню. Во время пожара слышны были многочисленные взрывы снарядов. Таким образом, прежде величественный храм, отрада и утешение верующих православных людей стоит теперь в жалком и неприглядном виде без крыши, окон, остались только стены».

    В своем письме священник умолчал о человеческих жертвах этого пожарища. Между тем пожилые жители хорошо помнят, как раненых венгров заперли и подожгли в храме. Горевших заживо мадьяр, пытавшихся вырваться из огненного ада, хладнокровно расстреливали. Старики вспоминают, что едкий дым тянулся из окон три дня, а на церковном полу плотно лежали обугленные кости.

    По благословению митрополита Курского и Рыльского Ювеналия (Тарасова) в 1999-2000 годы под руководством областного патриотического клуба «Поиск» и при финансовой поддержке международной ассоциации «Военные мемориалы» курскими, Курчатовскими, черемисиновскими подростками-поисковиками были подняты на территории храма более 350 останков.

    Перезахоронение состоялось 7 июня 2000 года. Отпевание совершил владыка Ювеналий (Тарасов). Памятный знак установлен на средства Венгрии за церковной оградой, с западной стороны.

    Чудотворная Пряжевская икона Богородицы милостью Божией уцелела в страшном пожаре. Но долгое время святыня была в забытьи. И только 26 октября 1996 года с благословения и с участием архиепископа Ювеналия состоялся многолюдный крестный ход с чудотворной иконой Богородицы в бывший Белогорский Горнальский монастырь — прежнее место её пребывания.

    Несомненно, по молитвам у иконы Божией Матери, с которой верующие стали совершать крестный ход в день ее празднества (третий день праздника Святой Троицы) из Суджи в Горналь, а с 2001 года и в украинское село Мирополье, возобновилась монастырская жизнь в Белогорской пустыни.

    Послевоенная история Свято-Троицкого храма — это непрерывное, трудоемкое восстановление здания церкви. Убытки от пожара оказались невосполнимыми. Лишь через три года была возведена новая кровля. 11 июня 1946 года архиепископом Курским и Белгородским Питиримом храм был освящен (кроме Сретенского и Митрофановского приделов) и признан соборным.

    В последующие годы храм находился в запустении, существенные восстановительные работы стали проводиться в последние пять лет.


    Газета «Курские Епархиальные ведомости», № 20-21 (313-314) ноябрь 2012 г.

    В начало

    Купить книги оптом или мелким оптом
     
    Rambler's Top100